Станет ли Алматы «вольным» городом?

2055



Журналисты должны неустанно благодарить президента страны. В своем Послании К.-Ж.Токаев дал нам столько тем для материалов, что и за год не разберешься. Вот и сегодня предлагаю пройтись по одному маленькому пункту его речи – тому, который касается особого статуса Алматы. 

«Принятые ранее законы «О статусе столицы» и «Об особом статусе города Алматы» сыграли свою позитивную роль, но сегодня нуждаются в совершенствовании. Необходимо расширить компетенции акиматов трех самых крупных городов, в том числе и в области градостроительной политики, транспортной инфраструктуры, формирования архитектурного облика», – сказал глава государства.

Ну что же, давайте порассуждаем на тему городов с особым статусом. Помните, как у классиков: «Скажу вам откровенно, мосье Фунт, все в порядке. Бенеш уже согласился на пан-Европу, но знаете, при каком условии?». Пикейные жилеты собрались поближе и вытянули куриные шеи. «При условии, что Черноморск будет объявлен вольным городом! Ведь им же нужно сбывать кому-нибудь свои сельскохозяйственные орудия? Вот мы и будем покупать!». При этом сообщении глаза стариков блеснули. Им уже много лет хотелось покупать и продавать». 

Если серьезно, то у Алматы есть особый статус, принятый 21 год назад. Вот что по этому статусу имеет право делать акимат: утверждать планы, экономические и социальные программы развития территории, местный бюджет и отчеты об их исполнении; определять размеры и порядок взимания штрафов за административные правонарушения, совершенные на территории города; утверждать списки памятников истории и культуры местного значения; принимать решения о необходимости и условиях привлечения займов; утверждать правила регулирования миграционных процессов на территории Алматы и кое-что еще. Много это или мало? Ответим опять же по классику: «Для Атоса это слишком много, для графа де ля Фер слишком мало». То есть по казахстанским меркам статус Алматы – то, что надо, по мировым – мелочь и пустяковина. 

Взглянем на опыт других городов в мире, имеющих особый статус. Ну, прежде всего, Москва – город федерального значения. Столица России разрослась так, что каждый десятый житель РФ сегодня живет в Москве. Это государство в государстве имеет 146 муниципальных образований! Бюджет Москвы больше бюджетов множества стран планеты – в 2019 году он составил 1010,5 миллиарда рублей (сравните с бюджетом Казахстана). Разумеется, полномочия правительства мегаполиса огромны: от правил организации торговли до установления размера пенсий жителям города. 

В КНР есть несколько городов центрального подчинения. Например, Чунцин, где общее население равно 32 миллионам жителей. Чтобы показать его статусность, приведу только одну деталь: ключевые руководители города, такие как секретарь горкома КПК, приравнены к уровню заместителя министра и зачастую после работы в регионе повышаются на следующую ступень в иерархии – на должность руководителя министерства или государственного комитета.

Эти два города показывают, как государство может аккумулировать в отдельной агломерации огромные финансовые и человеческие ресурсы, сохраняя при этом полный контроль над ними. 

А вот примеры статусных городов, где большую роль играет народовластие. Берлин получил статус федеративной земли лишь в 1990 году после завершения объединения ГДР и ФРГ. В городе руководят всем органы местного самоуправления. Исполнительная власть находится в руках сената, главой которого выступает бургомистр, а законодательная власть отдана в ведение Палаты депутатов, которые избираются в должность сроком на пять лет. Есть в федеративной земле собственные Конституционный суд (?!) и Судебная палата, которая является высшей судебной инстанцией. Показательный пример народного управления такой: в 2010 году уровень безработицы составлял 13,6%. Однако политика властей, направленная на снижение показателя, дала свои плоды, и в сентябре 2018 года эта цифра составляла уже 5% от общего числа горожан.

Во Франции три города – Париж, Марсель и Лион – имеют специальный статус, который выделяет их среди других городов. В этих городах есть два уровня самоуправления: уровень коммуны и уровень городского района (или группы районов). Во главе каждого из этих уровней стоит собственный мэр и собственный совет. Советы избираются по секторам. В каждый сектор входит один или несколько районов города. Выборы в каждом из секторов проводятся по правилам для коммун с числом жителей не менее 3500 человек, то есть с использованием мажоритарной системы и системы пропорционального представительства.

Какой вариант развития будет предложен для Алматы – покажет время. Есть, однако, основания полагать, что новый статус будет более демократичен, чем прежний. Скорее всего, будет усилена роль общественных советов, да и предложение президента о внедрении системы оценки населением эффективности работы местной власти – новация для наших мест невиданная. 

А теперь я предлагаю взглянуть на все это с другой, так сказать, обратной стороны. Давайте будем плясать от наших проблем – может быть, тогда будет понятнее, в какую сторону нужно двигать новый статус города. Еще в 2012 году агентством «Рейтинг.kz» в сотрудничестве с ОО «Казпотребнадзор» с помощью соцопроса был составлен рейтинг актуальности проблем Алматы. Поверьте мне: фактически все осталось на своих местах, а если что и изменилось, то только к худшему. Вот вам список, посмотрите и скажите: где и в чем есть подвижки к лучшему. 

Итак, 7 лет назад алматинцы обозначили следующие проблемы (по убыванию): коррупция в органах власти и правопорядка; загрязненность воздуха; высокие тарифы на коммунальные услуги; низкие темпы городских ремонтных работ; изношенность коммунальных сетей и арыков; вырубка деревьев; плохой общественный транспорт; некомпетентность местных властей; нехватка мест в школах и детских садах; криминогенная обстановка; приток мигрантов; высокие цены на продукты питания; расслоение населения по уровню доходов; низкий уровень культуры приезжих; плохая инфраструктура на окраинах; аварийное состояние старых домов; дефицит места для досуга.  

Примерно эти же проблемы обозначил в июле 2019 года новый аким Алматы Бакытжан Сагинтаев: нехватка рабочих мест с достойной оплатой, рост цен на продукты первой необходимости, высокие цены на коммунальные услуги, недоступность жилья, экология, качество медицинских услуг и общественная безопасность.  

Поэтому я считаю, что городу нужен такой статус, который бы эти проблемы решил. И не важно, по какому принципу будет работать руководство единственного мегаполиса в Казахстане: по чунцинскому, по московскому или же по берлинскому. Был бы толк.


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -