Чемпионы от «Байтерека»
16:15 17 декабря, 2015
1 542
Кайрат Мажибаев, RG Brands

Государство остается основным источником поддержки отечественного бизнеса. Но помогает оно тем, кто сам конкурентеспособен, стремится к развитию производства и расширению экспорта. Такие компании-лидеры в своих отраслях теперь подпадают под действие программы «Национальные чемпионы» со всеми вытекающими – весьма ощутимыми положительными последствиями.

Асель МУКАНОВА

Планов громадье
В частности, компания «Масло-Дел» в рамках своего участия в проекте «Национальные чемпионы» планирует расширить экспорт растительного масла в Китай, развить производство сырной продукции и ее поставки в Россию.
– В рамках программы уже одобрено холдингом «Байтерек» выделение нам финансовой помощи в размере 1,2 млрд тенге, что значительно укрепит наш капитал. По итогам участия в проекте «Национальные чемпионы» мы планируем увеличить продажи на 15,9 млрд тенге, – говорит генеральный директор компании «Масло-Дел» Павел Селиванов.
В планах «RG Brands» увеличить долю экспорта до 25%, расширить географию продаж с охватом до 60 млн человек. Компании «Alageum Electric» участие в проекте позволит построить завод по производству мощных трансформаторов 220-500 кВ в Шымкенте и войти в тройку лидирующих производителей трансформаторного оборудования в СНГ. Кондитерская фабрика «Баян Сулу» ставит ключевой целью увеличить экспорт в Россию.
Компания «Eurasian Foods Corporation» ожидает от реализации программы прирост экспорта продукции на 4 млрд тенге, роста производительности труда на 20%.
– На данный момент мы уже получили от холдинга «Байтерек» 686 млн тенге на расширение производства и 1 260 млн тенге на пополнение оборотных средств, – проинформировал президент группы компаний «Alina» Ерлик Балфанбаев. В числе ожидаемых достижений: прирост выручки на 12,1 млрд тенге или на 43%, прирост экспорта на 1 млрд тенге.

Не удочку дать, а научить ловить рыбу
Все эти компании вошли в число финалистов программы «Лидеры конкурентоспособности – Национальные чемпионы», инициированной главой государства еще нынешней весной. Цель проекта – поддержать крупные казахстанские компании в обрабатывающей сфере, имеющие потенциал стать лидерами экспорта отечественной продукции и замещения импорта. Семерку лучших, отобранных в течение полугода, и представили Нурсултану Назарбаеву во время осмотра выставки индустриально-инновационных проектов в День индустриализации.
– Холдингом «Байтерек» из трехсот казахстанских компаний для дальнейшего участия в проекте было отобрано 28 из трех пилотных отраслей: АПК, включая пищевую промышленность, машиностроение и производство строительных материалов, – доложил президенту председатель правления АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек» Куандык Бишимбаев. – Как показал анализ, проведенный совместно с экспертами международной консалтинговой компании «McKinsey&Company», данные отрасли имеют большой потенциал для экспорта и импортозамещения. При этом, был сделан акцент на трехсторонней поддержке компаний-участниц – консультационной, финансовой и институциональной.
Иначе говоря, холдинг не просто дал денег на развитие каждому «чемпиону». На первом этапе проводился тщательный отбор и диагностика компаний, имеющих высокие характеристики по показателям годовой выручки, количеству рабочих мест, доли экспорта, и, конечно, высокий потенциал роста. Затем с участием международной консалтинговой компании «McKinsey&Company» для них был сформирован ряд рекомендаций, то есть эксперты оценили, что можно было бы изменить для улучшения положения этих предприятий. Разработанные рекомендации позволят им нарастить объемы производства и снизить себестоимость продукции за счет сокращения внутренних издержек, что повысит их конкурентоспособность.
– По итогам отбора разработаны более 100 бизнес-инициатив роста для каждой компании, на данном этапе идет процесс их внедрения, – пояснил Куандык Бишимбаев. Кроме того, он сообщил, что подобные механизмы в дальнейшем предполагается распространить и на другие казахстанские предприятия, стремящиеся пробиться в лидеры своих отраслей.
Финансовая поддержка, доступная участникам программы, предполагает использование инструментов АО «НУХ «Байтерек», в частности межбанковское кредитование, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, экспортное страхование, гранты на инновации. По словам К. Бишимбаева, холдинг уже оказал поддержку «национальным чемпионам» на 19 млрд тенге в виде экспортных кредитов, займов на пополнение оборотного капитала и др.
Еще одним инструментом поддержки участников программы станет координация с государственными органами в части устранения общеотраслевых административных барьеров.

Помогать сильнейшим
Глава государства неоднократно подчеркивал, что помощь необходимо оказывать конкурентоспособным производствам, не распыляя ее на проекты, перспективы которых находятся под большим вопросом.
– Из отобранных для участия в программе 28 компаний семь уже сегодня действительно имеют очень высокую долю на внутреннем рынке, активно экспортируют. Их мы уже считаем «национальными чемпионами». Это такие компании, как «RG Brands Kazakhstan», «Масло-Дел», «Alageum Group», «Eurasian Foods Corporation», «Агропродукт», «Баян Сулу» и «Alina management», продукцию которых узнают и выбирают не только соотечественники, но и зарубежные покупатели, – подчеркнул глава холдинга «Байтерек», представляя президенту «национальных чемпионов».
Это динамично растущие лидеры в своих отраслях, имеющие большие продажи, значительные объемы экспорта, а также эффективный финансовый и маркетинговый менеджмент. В течение трех лет реализации программы «национальные чемпионы» также планируют запустить ряд новых производств в Казахстане. А уже на следующий год будут проведены диагностика и отбор потенциальных чемпионов в других отраслях экономики.
По словам К. Бишимбаева, комплексная реализация данной программы только по трем пилотным отраслям позволит создать порядка 5 тысяч новых рабочих мест, повысить производительность труда на 30%, обеспечить прирост внутренних прямых инвестиций на 72 млрд тенге, рост несырьевого экспорта на 38 млрд тенге, увеличить дополнительные поступления в бюджет в виде налогов до 24 млрд тенге. Таким образом, НУХ «Байтерек» реализует свои основные функции: содействие развитию и диверсификации экономики, привлечение инвестиций, развитие кластеров.

Бизнес благодарен
– Программа «Национальные чемпионы» – это катализатор множества последовательных шагов на пути к построению индустриального Казахстана. Мы понимаем, что этот путь сложен и трудозатратен, но отечественное бизнес-сообщество уже ощутило точность выбранного направления, – выразил мнение предпринимателей президент группы компаний «Alina» Ерлик Балфанбаев.
Сухие строительные смеси, лакокрасочная продукция, напольные покрытия – далеко не весь список товаров, которые пользуются спросом среди казахстанцев, в том числе для возведения арендного жилья в рамках программы «Нурлы жол». «Alina», где трудятся более 4 тыс. человек, производит 570 тыс. тонн стройматериалов в год от добычи и переработки сырья до продажи готовой продукции.
В планах – использование инструментов электронной коммерции. Продвижение казахстанского бренда AlinaPaintDecor внутри Казахстана и на экспортных рынках, а также диверсификация бизнеса с помощью производства бытовой химии под собственным брендом увеличит прибыль на 10%. Ежегодный дополнительный рост выручки в 14-16% положительно скажется на размерах налоговых отчислений в бюджет страны.
Еще один «национальный чемпион» – холдинг «Alageum Electric» является лидером электромашиностроения Казахстана и представляет полный комплекс услуг «из одних рук – под ключ». Доля компании по трансформаторам на рынке Казахстана составляет около 60%. Еще в 2001 году холдинг начал смелое освоение зарубежных рынков. И сегодня экспорт в Россию, страны Центральной Азии, Афганистан и Азербайджан достигает 30% от общих продаж, а по некоторым заводам даже 90%.
Председатель правления «Alageum Electric» Сайдулла Кожабаев продемонстрировал высоким гостям трансформатор, который специально изготовлен для ЭКСПО-2017. А участие в программе позволит осуществить строительство первого в Казахстане завода по производству силовых трансформаторов класса напряжения 220 и 500 кВ.
На данный момент компания получила от «Байтерека» финансирование оборотного капитала в размере 1 млрд тенге в рамках межбанковского кредитования и финансирование экспортных операций в размере 1,5 млрд тенге.
– Электромашиностроение – сложная и ресурсоемкая отрасль экономики, и без поддержки государства понадобились бы годы на ее развитие, – обратился глава «Alageum Electric» к президенту. – Нурсултан Абишевич, мы считаем вашу инициативу «Национальные чемпионы» по развитию собственных промышленных флагманов очень своевременным и дальновидным шагом.

Лидеры пищепрома
Остальные пять лидеров программы «Национальные чемпионы» – из пищевой промышленности. Так, группа компаний Евразиан Фудс Корпорэйшн с торговыми марками «3 желания», «Златые горы» и «Шедевр» – признанный лидер республики среди производителей масложировой продукции, отвечающей высоким мировым стандартам. По словам председателя правления АО «Eurasian Foods» Алексея Кузьминых, именно беспрецедентные меры поддержки позволяют компании оставаться одним из флагманов отечественного пищепрома.
Компания «Масло-Дел» – крупный национальный игрок на рынке с объемом продаж около 19 млрд тенге в год и уровнем производства 350 тыс. тонн – в рамках своего участия в проекте планирует расширить экспорт растительного масла в Китай, развить производство сыра и его экспорт в Россию.
– Благодаря инициативе «Национальные чемпионы» у нас появилась возможность форсировать реализацию имеющейся стратегии развития. Спасибо за своевременные меры поддержки и возможность стать еще ближе к нашему потребителю, – поблагодарил генеральный директор компании «Масло-Дел» Павел Селиванов.
Лидер в секторе товаров активного потребления на рынке Казахстана и Центральной Азии компания «RG Brands» имеет 5 производственных площадок, 2 логистических центра и 12 торговых филиалов в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Объемы экспорта составляют порядка 5 млрд тенге.
– Напитки и соки «RG-Brands», крупнейшего производителя напитков в Казахстане, сегодня успешно экспортируются в Россию, Таджикистан, Туркмению и Кыргызстан. А казахстанские чаи пользуются высоким спросом на рынке России, – рассказал председатель совета директоров АО «RG-Brands» Кайрат Мажибаев. – Мы уже получили 1,5 млрд тенге от холдинга «Байтерек». Аналогичную сумму предстоит освоить в обозримом будущем. В результате к 2018 году запланирован рост производительности на 28%, создание 600 дополнительных рабочих мест, а также рост выручки более чем в 2 раза.
«Национальным чемпионом» стала и компания «Агропродукт» с узнаваемыми торговыми марками «Одари» и «Любимое». Директор одного из пяти заводов компании Роза Сулейменова отметила, что в экономически сложное время программа холдинга «Байтерек» позволяет отрасли пищевой промышленности не только удержаться на плаву, но и стать одним из локомотивов индустриального будущего страны, мировым брендом от Казахстана на внешнем рынке.
Хорошо известна в Казахстане и за рубежом кондитерская фабрика «Баян Сулу», где выпускается более 200 наименований продукции. Особенно потребителям полюбился шоколад под брендом «Казахстанский».
– Наши конфеты успешно экспортируются в Германию, Россию, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан. Сегодня компания нацелена на расширение производства и рынков сбыта, – говорит член совета директоров компании «Баян Сулу» Алихан Талгатбек. – На базе пилотного проекта в Шымкенте за один месяц после внедрения разработанных инициатив достигнуто увеличение выручки почти в 2 раза. Строится бисквитный цех с установкой новейшего оборудования. На расширение производства мы получили 1,5 млрд тенге и еще 2 млрд тенге – предэкспортное финансирование. Прошло немного времени, но мы уже на практике ощущаем результаты, которые к завершению проекта выльются в мультипликативный эффект.
Такого эффекта ждут и операторы программы, которая может служить хорошим примером консолидации внутренних ресурсов страны для дальнейшего развития.