24 июля 2017 20:48

Ерлан Саиров: В хаотичном и глобальном мире нужно думать, как нам выживать

Ерлан Саиров: В хаотичном и глобальном мире нужно думать, как нам выживать

Статья Первого Президента РК, Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Рухани жанғыру» фактически представляет собой пошаговую инструкцию к успеху страны путем самосовершенствования каждого казахстанца. Своим видением изложенных в статье мыслей Главы государства в эксклюзивной беседе поделился известный политолог Ерлан Саиров, передает МИА «DKNews» со ссылкой на МИА «Казинформ».

- Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев написал статью, в которой говорится о необходимости изменения общественного сознания. По-Вашему мнению, чего именно не хватает казахстанскому обществу на данный момент?

- Нужно четко понимать, зачем нужна духовная модернизация. Именно через духовность можно достичь крупных успехов и полноценного социального развития. В мире социально-экономический процесс развивается циклично - если заглянуть в историю, в 60-е годы ХХ столетия многие страны, особенно в Европе и в Северной Америке, достигли большого успеха именно в сфере индекса развития человека. Почему же вырос этот индекс? В первую очередь, эти страны начали бурно развивать новые сферы экономики. Тогда появился первый термин «общество потребления». 60-е и 70-е годы в западном обществе стали эпохой бурного развития научно-технического прогресса. В свою очередь, это поспособствовало развитию индекса человека, то есть человек стал во главе угла. Те, кто сумел вовремя перехватить это новшество, также достигли определенных успехов, в частности страны «Азиатского тигра». Если посмотреть на экономическую карту мира, получается, что во всем мире нет сейчас такого понятия, как группа «закрытых» развитых стран, или группа каких-то блоков. В число самых развитых стран можно заходить, если у государства существует перспективный план. 

Устойчивое социально-экономическое развитие появляется там, где народ берет самое лучшее из прошлого, адаптирует к настоящему и достигает определенных успехов. Те страны, которые смогли адаптироваться и адаптировать все новое под свои традиции, достигли успехов в социально-экономической сфере. Примеров тому множество. В 70-е годы Южная Корея, Малайзия и Сингапур были аутсайдерами экономического развития в целом. Они переняли все хорошее со всего мира и адаптировали к своим условиям. Статью Главы Государства «Рухани жанғыру» нужно рассматривать именно с этой точки зрения. Глобализация - это перманентный процесс, который сложно остановить. Если посмотреть на развитие человечества в целом, то можно увидеть, что и христианство, и ислам, и иудаизм были культурами глобализации, они внедряли свою культуру в чужую среду. Есть еще одна черта глобализации, всегда ее суть остается, меняется форма. В ХХI веке природа глобализации немного поменялась. Если раньше мы глобализировались по западному сценарию, то сейчас появляются альтернативные модели, например, китайский «Один пояс, один путь». Это тоже модель глобализации. Очень многие не понимают значения Шанхайской организации содружества. Между тем, ШОС - это альтернативная глобализация, это группа стран, несогласных с той моделью экономического, социального и финансового развития, которая существует в мире. С этой точки зрения в этом, казалось бы, хаотичном и глобальном мире нужно думать, как нам выживать. И именно на этот вопрос отвечает статья Президента Н. Назарбаева «Рухани жанғыру».

- От каких качеств нашему обществу нужно избавляться, а какие нужно приобретать?

- Если мы хотим быть цельной нацией, нам не нужно избавляться ни от каких своих качеств, нужно только приобретать новые. Самое главное из них - это компетентность. Сейчас меняется смысл этого слова, окрашиваясь в универсальные тона. Сейчас недостаточно быть компетентным в какой-то конкретно взятой сфере, нужно быть компетентным в разных сферах. Это и экономика, и социальная сфера, и культура, и финансы. Необходимо отметить, что до сегодняшнего дня Казахстан являлся потребителем культуры. Однако феномен того же Димаша Кудайбергена, к примеру, немного поменял образ казахской культуры. Оказалось, что мы можем еще свою культуру представлять. Поэтому от потребления чужой культуры мы должны переходить к представлению своей. Ведь культура также является экономическим ресурсом. Буквально через 20-30 лет, как предполагают футурологи, культура наравне с нефтью, газом и прочим материальным достоянием, станет стратегическим ресурсом нации. И через культуру станет возможным продвигать уже экономические интересы. К слову, проект «Казахстанская культура в глобальном мире» сейчас успешно реализуется. Я слышал, что уже появляются первые варианты шорт-листа, который мы могли бы представить зарубежной аудитории. Казахская культура очень богата. Сегодня в сфере кинематографа у нас есть крупные успехи. Казахстанские художники выставляются в крупных галереях с мировым именем и продают свои картины в частных крупных коллекционных центрах. Многогранна и казахская литература. При систематизации всех этих элементов, мы сможем дать цельное представление о казахской культуре. Между тем, мы должны быть открытыми к новым веяниям и знаниям. Многие древние сильные страны распадались впоследствии, поскольку не отвечали на вызовы времени и были закрыты к полезному опыту извне. Если бы они были открытыми, возможно, сегодня гуманитарная карта мира была бы совсем другой. Для того, чтобы сохранить себя, мы должны еще и уметь раскрывать ворота другим. Сегодня побеждает тот, кто строит магистрали, а не тот, кто воздвигает крепости. А «Рухани жанғыру» является той автомагистралью, которая ведет нас к развитию. 

- Модернизация сознания при сохранении своего национального кода. Как Вы это понимаете?

- Для того, чтобы выжить в столь сложных геополитических условиях, никогда нельзя забывать свои истоки. Известный турецкий писатель Орхан Памук говорил: «Вавилон исчез не потому что вавилоняне строили высокую башню и стремились достичь Всевышнего, а потому что в процессе строительства они потеряли свои корни». Для того, чтобы развиваться в правильном направлении, никогда нельзя забывать свои корни и традиции. Есть страны, которые сделали свою культуру брендом, - это Япония, Китай, Индия. Сегодня именно эти страны являются эпицентрами экономической модернизации. Уверен, лет через 20 Китай и вовсе станет в мире экономическим гегемоном. 

Ошибаются те люди, которые думают, что ИТ-технологии наиболее эффективно развиваются в США, это далеко не так. Сегодня лидером ИТ-технологий является Индия. Таким образом, меняется социальный контур мира. Казахстан - страна малочисленная. Нам нужна своя особенная модель, чтобы в водовороте всех этих процессов мы не исчезли. Очень любопытна модель Израиля: на сегодняшний день там проживает порядка 8 млн человек, которые окружены 200 млн арабов из соседних стран. В таких условиях Израиль является крупным экспортером сельхозпродукции, несмотря на засушливый климат, крупным экспортером ИТ-технологий. Все это потому, что у них есть своя особенная модель социального устройства, они всегда помнят свои истоки, более того, для них традиции являются стержнем будущего! Если сегодня мы - казахстанцы - сможем все наши традиции и истоки направить в созидательное русло и создать клубок позитивной энергии, то Казахстан, несомненно, сможет войти в следующую фазу развития человечества. 

Меняется мир, на глазах меняется наше представление о пространстве и времени. Через 20-30 лет поменяется облик развития человечества, появятся абсолютно другие специальности, уже сейчас некоторые профессии устаревают. Совсем недавно, большинство полагало, что альтернативы автомобилю на бензине нет и не будет. Сегодня у нас есть электромобили. В Астане на территории ЭКСПО запускают электромобиль. Образ и контур мира меняются, и мы должны соответствовать ему. В этом процессе духовность играет далеко не последнюю роль, даже наоборот. Когда, зная свои истоки, человек готов адаптироваться и интегрироваться в чужую культуру, он становится носителем нескольких культур. Поэтому, самое главное - он не забывает свои истоки. Если нам удастся соблюдать это правило, наша конкурентоспособность будет только повышаться. 

- Глава государства уже не раз говорил о трехъязычии. 

- По поводу трехъязычия скажу так: в Казахстане основным языком должен быть казахский. Во-первых, потому что он (язык) является государствообразующим. Во-вторых, казахский язык является своего рода путевкой в тюркский мир, в уникальную номадическую культуру. Эта культура в свое время дала миру очень многое - взять хотя бы произведение «Козы Корпеш и Баян-Сулу», это произведение является самой первой поэмой о любви в нашем веке. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта являлись вымышленными персонажами, а Козы Корпеш и Баян-Сулу имели своих реальных прототипов. Эта поэма говорит о духовном развитии, потому что когда человечество доходит до таких тонкостей жизненного бытия, это говорит о высоком уровне культуры. То же самое можно сказать и о конской узде. Казалось бы, простой инструмент для удобства. На самом деле, изобретение узды перевернуло историю развития человечества. Когда эта самая узда дошла до Европы, континент перешел на другой уровень развития, там начали появляться ранние феодальные государства. Культура имеет свойство кочевать и приводить к качественному развитию в других странах и континентах. Более того, Аль-Фараби, Ибн-Сина, будучи тюрками, создавали целый пласт науки, на основе которой начала развиваться европейская наука. Казахский язык очень богат фонетически, поэтому казахстанцу просто необходимо владеть родным языком. Для того, чтобы быть универсальным, нужно знать еще и английский язык, потому что в мире 80% всей научно-познавательной литературы производится именно на английском языке.

- Казахстанское общество давно раздирают споры по поводу перехода на латиницу. Как вы считаете - насколько это необходимо? И самое главное - что это даст? 

- Здесь нужно четко расставлять акценты. Латиница сегодня является алфавитом именно инновационного развития и ИТ-технологий. Все научные разработки в точных науках, в биологии, химии - они разрабатываются на латинице. Если мы откроем для себя латиницу, для наших детей также откроется очень большой простор в науке, в духовном плане, в культуре, английский язык будет восприниматься естественнее.

- Вы считаете, что переход на латиницу поможет в изучении иностранных языков?

- Однозначно. Такие страны, как Китай и Япония, мы воспринимаем как специфические государства со специфической графикой. Между тем, в Китае существует система романизации для китайского языка «Пиньи́нь». То же самое можно сказать и о Японии. То есть, в той или иной мере 80% всего мира пользуются латиницей. Это чистой воды гуманитарно-научный продукт, который поможет нам открыть дорогу к будущему.

- Какой бы вы совет дали тем казахстанцам, которые хотят владеть родным языком в совершенстве?

- Для начала, на казахский язык нужно перевести всю литературу о точных науках. Ведь именно точные науки помогают раскрыть целые пласты научно-технических достижений мировой науки. Кроме того, обучение во всех детских садах преимущественно, должно вестись на казахском языке. Постепенно, нужно переводить и школы. Раньше был распространен стереотип о том, что казахские школы слабее русских по уровню обучения. Сейчас могу с уверенностью сказать, что он ошибочен в корне. Кто является стипендиатами «Болашак»? Кто является министрами? Кто является самыми титулованными научными деятелями? Кто за последние 25 лет достиг в сфере математики, физики, химии наибольших успехов? Казахстанцы, говорящие на своем родном языке. Я уверен, в свое время мы обязательно к этому придем, причем в осязаемом будущем. Потому что сейчас общество уже испытывает в этом потребность и понимает необходимость говорить на родном языке. Мы достигнем этого эволюционно-культурным путем. Вместе с тем, мы должны понимать, что наши истоки являются ключом к будущему.

- Немного отдаляясь от темы, как Вы относитесь к религии? Ведь в своем роде религия является хорошим инструментом для того, чтобы держать народ в определенных рамках. Вместе с тем, любая религия немного консервативна и не дает полноценно развиваться прогрессу.

- Человек состоит из плоти и духа. Религия является тем механизмом, который держит в узде плоть. И в этом отношении, данный механизм нужен. Казахам всегда был свойственен сдержанный консерватизм. Мы чтили своих отцов, дедов, историю, уважали старших. Все это носило немного религиозный оттенок, поэтому здравый консерватизм необходим. Все это нужно нам для того, чтобы сохраняли свои истоки и свои корни. Во-вторых, у религии много инновационных моментов. Совсем недавно космический зонд НАСА «Кеплер» обнаружил 10 планет, схожих по параметрам с Землей. Пройдет совсем немного времени, и мы узнаем, одиноки ли люди в галактике. Между тем, в Коране написано, что Аллах создал 40 тысяч миров. Быть может, вся разгадка лежит именно там? Поэтому, религию в целом, и Коран в частности нужно рассматривать еще и с научной точки зрения. В свое время известный французский ученый-исследователь Жак Ив Кусто был поражен тем, что обнаруженное им место в океане, где соленая и пресная вода никак не смешиваются, описано именно в Коране. И таких феноменов очень много. Поэтому, нашу священную книгу мы должны рассматривать с точки зрения инновационности.

- Давайте немного порассуждаем на тему прагматизма, упомянутого Главой государства во втором пункте статьи. Если верить стереотипам, прагматизм не относится к характерным для нашего народа качествам - взять хотя бы тот пример, что среднестатистический казахстанец предпочитает брать миллионные кредиты для проведения однодневного шикарного тоя. Это ли имел ввиду Президент в своей статье? И каким образом нужно отвыкать от бессмысленной расточительности, если для большинства из нас более важна внешняя составляющая, нежели внутренняя?

- Прагматизм мы должны рассматривать здесь немного с другой точки зрения. В Евразии были разные процессы - восход тюркского мира, Золотая орда и другие. Сейчас мы думаем, что налоги и многие институты являются благами Запада. На самом деле, еще в Золотой орде были элементы таможни, налоговых сборов, финансовой сферы. Достаточно читать Ибн-Батуту. Когда я в 2008 году проводил конференцию в Кембридже, один профессор сказал, что империя Чингизхана является одной из самых гуманных империй в мире. Ведь они не трогали религию и язык завоеванных ими государств. По мнению многих ученых, нынешняя Россия строилась по подобию Золотой орды с точки зрения централизованности государства. Золотая орда дала толчок и развитию этого процесса в Европе. Вот вам истоки экономического и государственного прагматизма. Но, в истории тюрков были и трагические моменты, например, почти исчезли ногайцы. Казахи, благодаря своему прагматизму сохранились, как нация. Во все времена казахи умели договариваться. Прагматизм в широком смысле этого слова присущ нашей нации. Теперь это широкое понятие нужно немного сузить и довести до каждого члена нашего социума. За 25 лет Казахстан создал независимое государство, и сейчас нашу страну действительно знают за рубежом. Казахстан является одним из лидеров в области ядерного разоружения, все крупные конфликты, которые происходят в мире, пытаются решить именно на площадке Казахстана. Все наши внешнеполитические и исторические достижения мы должны конвертировать на каждого гражданина нашей страны. То есть, прагматизм от общего должен переходить к частному. В моем восприятии, казахский прагматизм - это широта души и гордость казахов. По воспоминаниям одной из узниц АЛЖИРа, дети-казахи кидали в узников лагерей камни. Женщины думали, что конвоиры «натравливают» детей против «сидельцев». Этими камнями оказался курт-твердый творог. Когда казахи кидали курт в заключенных и помогали, таким образом, им выживать, по моему мнению - это тоже прагматизм. Ведь они давали им необходимый минимум для выживания. Прагматизм совсем необязательно должен быть эгоистичным. Многие воспринимают прагматичность, как свойство думать только о своем благе. Но у прагматизма может быть и другая природа - прагматичная помощь ближним, мне кажется есть и другие грани прагматизма. Все характерные для нашей нации явления, мы должны превратить в свои плюсы и показать всему миру.

- Поделитесь мнением насчет не менее традиционного для казахов регионального разделения и деления по родам. Есть ли от этого некая польза, ведь, по сути, это также является частью идентичности национальных качеств. 

- В первую очередь, важна консолидация вокруг государствообразующего народа, во имя будущего наших детей, но этот процесс должен быть обоюдным, и мы должны уважать и развивать культуру всех народов, проживающих на нашей Родине. У каждого, кто родился в Казахстане, это должно являться основной ценностью. Самоидентификация человека является одним из фундаментов развития всего общества! Мы должны адаптировать лучшие традиции в будущее развитие. Например, у нас есть такое понятие, как «7 колен». В свое время это было паспортом степного человека. Когда кто-то приходил в гости к казаху, он обязательно должен был достойно его встречать, и неважно кто это был. В первый день никто даже и не спрашивал гостя, откуда он и зачем прибыл. Это можно было делать только тогда, когда гость уже наелся и отдохнул с дороги. С другой стороны, знание своих предков до 7 колена было еще и своего рода генетической защитой казахов - до этого уровня люди считались близкими родственниками, и им было запрещено вступать в брак друг с другом, поскольку в этом случае появляются генетические сбои, и казахи всегда знали об этом. Это уникальное качество, которое мы должны сохранить и развивать. В то же время мы должны понимать, что Казахстан - это единый организм. Это касается жителя любой национальности, проживающего на территории нашей страны. Правда, есть и понятие «малой родины», о котором, кстати, также говорил Глава государства Н.А. Назарбаев. Почему столь развиты американцы и европейцы? Потому что, у них часть социальной ответственности берет на себя общество. Определенные сообщества решают социальные вопросы инфраструктуры, социальные вопросы взаимопомощи решаются на уровне сообществ. Они сами собираются и решают материальные проблемы. У нас, взять к примеру, строительство или ремонт школы в ауле - для крупных и средних бизнесменов это не такая уж огромная сумма. Если мы сегодня создадим социальный институт помощи своему краю, людям, которые проживают в аулах, мы снимем большую нагрузку с государственного бюджета. А если сэкономленные в итоге деньги пойдут на развитие инфраструктуры, общество и государство станут взаимовыгодными партнерами.

Резюмируя вышесказанное, объединив культурный, социальный, экономический аспекты, получится, что речь идет о социальной модернизации общества будущего. Через «Рухани жанғыру» мы можем подойти к глобальному процессу модернизации нашего общества. 

- Спасибо за беседу!

china

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF

Читайте в номере

Все статьи

Архив газеты

Подписаться на рассылку

Читайте также