25 сентября 2017 13:59

Булат АЮХАНОВ: «Пока живу, дышу искусством!»

Булат АЮХАНОВ: «Пока живу, дышу искусством!»

Коллектив Государственного академического театра танца РК под управлением Булата Аюханова 1 августа отмечает 50-летие его творческой деятельности. Предъюбилейное выступление танцевальной труппы было отмечено премьерой балета «Манкурт» по мотивам произведения Чингиза Айтматова в постановке народного артиста РК, лауреат международной Сократовской премии Булата Аюханова.

Айгуль БЕЙСЕНОВА

Булат Аюханов – человек-эпоха в истории хореографии страны. Его награды и звания говорят сами за себя, но одним из главных творческих достижений артиста является, конечно же, его детище – Государственный академический театр танца РК. Биография балета оказалась длинной и успешной. Творческому танцевальному коллективу в этом году уже 50 лет. Надо сказать, что искусство Булата Аюханова уже полвека достойно представляет страну на лучших сценических площадках мира.

– Булат Газизович, вы являетесь бессменным руководителем Государственный академический театр танца РК вот уже полвека. Бытует мнение, что любой юбилей – это не только праздник, но и некое подведение творческих итогов...

– Вы хотите сказать, что столько не живут? (смеется) Если говорить серьезно, то возможность работать для зрителей, создавать новые спектакли, радовать людей своим искусством, в этом и кроется наше предназначение. За долгие годы мы стали одной большой творческой семьей. В 1967 году впервые в СССР был создан ансамбль хореографических миниатюр, который тогда назывался «Молодой балет Алма-Аты». Молодые артисты всегда открывают меня, а я их, таков наш обоюдный творческий тандем.

В каждом танцевальном жесте – тысячи нюансов. Голова, корпус, ноги, руки – это лишь инструменты тонкого искусства, их надо правильно настроить, они должны зазвучать выразительно, красиво, без фальши. Балет – это грация души и пластика тела. Язык балета не требует перевода ни на один язык мира.

Достоевский сказал, что красота спасет мир, а я скажу вам, что балет спасет красоту. Сроки в мире классического танца очень ограничены, поэтому всегда учу своих воспитанников, что не нужно ждать, надо торопиться успеть исполнить, как можно больше ролей. Идея сегодняшнего вечера – показать, что мы растем, регулярно освежаем свой репертуар. К каждому выступлению готовимся серьезно и основательно. Каждый новый спектакль – это биография нашей культуры, нашего города и республики в целом.

– Можно немного поподробнее о премьере балета «Манкурт», каков был срок от замысла до реализации проекта?

– Балет «Манкурт» поставлен по роману Ч. Айтматова «И дольше века длится день», это произведение еще называют «Буранный полустанок». Музыка Нурилло Закирова. Повесть Айтматова повествует о любви, человеческих взаимоотношениях, бессмысленной вражде, порабощении и насилии. Непрекращающаяся борьба между тенью и светом, то есть силами добра и зла. В роли Манкурта сегодня выступит наш новый артист балета Марат Оралбаев. Его мать играет ведущая солистка балета, она же и балетмейстер своих постановок Гульнара Камалова. Предводитель племени «жуаньжуаней» – Ерик Оспанов, солист балета, лауреат молодежной премии «Серпер», кавалер ордена «Құрмет»

Манкурт» живописно раскрывает перед зрителем захватывающую историю, полную страстей, эмоций и импрессии. Мы сумели осуществить наш замысел за очень короткий срок, в перерывах между гастрольными поездками. Я всегда работаю на результат, и ни при каких обстоятельствах не позволяю понижать планку.

Мы также покажем сегодня балет на музыку Сергея Прокофьева «Скифы. Южная ночь», в котором рассказывается о трогательной истории любви нубийского раба и скифской царевны. В спектаклях заняты ведущие солисты и артисты Государственного академического театра танца РК.

– Почему вы обратились к этой теме?

– Сейчас наступило такое время, когда никого не обманешь, тем более зрителя. Я все время прибываю в экстремальной ситуации, потому что мне нужен положительный результат. Историческая тема сейчас очень актуальна. Мы живем для того, чтобы реализовать себя, поэтому рады любой возможности творческого общения со зрителем. Время закрытости от исторической хореографической лексики прошло. Но критерии содержательности, вкуса, музыкальности и исполнительского мастерства для нас непоколебимы.

– У вас, как известно, немало печатных работ, вы писали книги о балете?

– Книга «Мой балет» была опубликована в 1988. В 2001 фонд «Сорос-Казахстан» помог выпустить книгу «Биография чувств». И в 2008 году вышла моя книга «Витражи балета, или па-де-бурре по жизни».

– Булат Газизович, вы всегда утверждали, что балетным искусством надо жить.

– Не люблю, когда говорят, что искусству служат. Искусством надо жить. Балет – самое красноречивое искусство, танцем можно сказать больше, чем словами, потому что танец объединяет все жанры искусства: и музыку, и живопись, и художественные образы, и все, что хотите. Прекрасное живет в каждом из нас. Хочется, чтобы это прочувствовали и понимали все. Не бывает бездарных, есть ленивые люди. Сейчас развелось много конъюнктурщиков, которые за счет помпезной рекламы занимаются халтурой, а халтура это не искусство, а туннель, ведущий в некуда.

У меня в балете ленивых или безразличных артистов нет. Я всегда им говорю, что зрителей не заставишь вас любить. Завоевывать внимание зрителя, в этом часть нашей профессии. Мы любим зрителя, а они любят нас. В моем возрасте о самочувствии говорить не приходится, но скажу о другом, что искусство и сцена лечат. Всегда окрыляет достойное выступление танцовщика. Как только вижу мастерское выступление, слышу хорошую музыку и тут же забываю, где и что у меня хрустнуло или болело. В этот миг я по-настоящему живу, сценой!

china11

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF

Читайте в номере

Подписаться на рассылку

Читайте также