19 августа 2017 22:50

Там, где сходятся потоки

Там, где сходятся потоки

Предложение восстановить в современных реалиях древний Шелковый путь было выдвинуто четыре года назад председателем КНР Си Цзиньпином. Эта идея объединяет два проекта – «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Благодаря Посольству КНР в Казахстане корреспондент ДК побывал в трех из пяти китайских портов, используемых для внешней торговли.

Сергей БАРАНОВСКИЙ,
Циндао – Ляньюньган – Нинбо

В рамках реализации этого проекта КНР будет вести сотрудничество с 60 странами и рядом международных организаций. При этом перемещение товаров по суши – лишь часть нового Шелкового пути. И важным звеном здесь выступают порты, которые принимают и отправляют грузы по морскому пути. Здесь заканчивается сухопутный Шелковый путь и открывается морской путь в страны Юго-Восточной Азии и Европы.

ЦИНДАО И ВЕСЬ МИР

Порт города Циндао имеет богатую историю, он принимает и отправляет суда последние 120 лет. Он занимает 7-е место в мире по объемам отправляемых и принимаемых грузов.

– Наш порт имеет торговые связи с 700 портами в 180 странах мира, количество международных контейнерных линий достигает 160, – рассказывает заместитель генерального директора порта Циндао по автоматической контейнерной пристани Ян Цземинь. – Это прямые линии с портами Юго-Восточной Азии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Европы, России, Австралии и других стран.

В прошлом году объем грузооборота порта достиг 500 млн тонн. При этом на 51% в сравнении с прошлым годом выросло количество контейнеров, прибываемых для отправки в страны Центральной Азии. В 2016 году этот показатель составил 4852 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент – условная единица измерения объема груза).

– В прошлом году морской валовый внутренний продукт Циндао составил 37,5 млрд долларов. А объем торговли между Циндао и Казахстаном находится на уровне 44 млн долларов в год, продолжает Ян Цземинь. – В основном это электроника и высокие технологии, продукция машиностроения и оборудование, одежда. Из Казахстана в прошлом году поступила сельхозпродукция, лес и железная руда на сумму 2 млн долларов. Есть планы по увеличению торговли в рамках программы «Один пояс – один путь». Тем более сейчас для этого есть все возможности – проведена железная дорога, которая соединяет город с казахстанской железной дорогой. Есть много инвестиционных проектов, которые реализуют наши компании в Казахстане.

Не стоит забывать и о привлекательных для туристов местах провинции Шаньдун, в которой находится Циндао. В 40 километрах от центра города расположена гора Лаошань. Здесь можно посетить старинный храм и насладиться великолепной природой – красивейшими морем, деревьями и горами, которые не оставят никого равнодушным. В Циндао можно посетить музей пива и особняк немецкого губернатора. Около города есть пляжи, где можно позагорать и искупаться в теплой воде Желтого моря.

НАШИ В ЛЯНЬЮНЬГАНЕ

Порт городского округа Ляньюньган также расположен на берегу Желтого моря. Здесь находится казахстанско-китайский логистический терминал, который управляется СП «Китайско-казахстанская международная логистическая компания». Это крупный международный проект. Доля участия в нем АО «Қазақстан темір жолы» составляет 49%, китайской «Группе компаний Порт Ляньюньган» принадлежит 51%.

– В 2013 году руководство порта и КТЖ подписали соглашение об этом проекте и строительстве казахстанско-китайского логистического терминала, – рассказал генеральный директор «Китайско-казахстанской международной логистической компании» Лю Бинь. – Церемония происходила в присутствии президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и председателя КНР Си Цзиньпина. Работа терминала была официально запущена в мае 2014 года.

Его площадь составляет 220 тысяч кв. метров. За три года объем экспортных и импортных грузов, обработанных в казахстанско-китайском терминале порта, превысил 8 млн тонн.

– Это первый совместный проект Китая и Казахстана в транспортной сфере, реализованный с того момента, как в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин озвучил концепцию «Один пояс – один путь». Это один из крупнейших казахстанских проектов за рубежом, обозначенных в экономической политике «Нурлы жол», – говорит Лю Бинь.

Ранее к терминалу не были проведены железнодорожные пути. Сейчас поезда с грузом подходят к самому терминалу для последующего складирования контейнеров и погрузки на морские суда. Несколько километров железной дороги были построены в кратчайшие сроки – за 2 месяца.

В порту Ляньюньган используется современная система обработки грузов: через интернет можно отследить, где находится в данный момент тот или иной контейнер. Отправитель и операторы терминала видят на карте, где находится судно с грузом. А если груз уже в порту, то можно узнать, какие операции сейчас с ним производятся. Эта система управления пока не интегрирована с казахстанской системой обработки грузов, но этот вопрос будет решен в ближайшее время.

– Планируется реализация второй очереди проекта – строительство хранилища для зерна и создание международной логистической зоны стран ШОС, – поделился планами Лю Бинь.

ГЛУБОКОВОДНЫЙ ПОРТ НИНБО

Город Нинбо расположен значительно южнее Циндао и Ляньюньгана. Он омывается водами Восточно-Китайского моря. Порт Нинбо имеет связь с 560 портами в 90 странах мира. Этот глубоководный порт один из самых загруженных в мире. Он может принимать суда весом до 400 тысяч тонн. Чтобы представить его масштабы, достаточно упомянуть такие цифры: в Нинбо 191 причал, из которых 39 – глубоководных. Грузооборот порта в первом полугодии достиг 515 млн тонн, что на 11% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В прошлом году объем превысил 900 млн тонн.

В Нинбо есть Центр услуг по международной доставке грузов, который объединяет услуги таможни, службы пограничного досмотра и карантинного контроля, бюро по борьбе с контрабандой, института современной логистики, агентства по доставке, оформлению таможенных деклараций и другие службы.

Специалисты говорят, что каждый из этих портов имеет свои преимущества для отправки и приема грузов. Но, по всей видимости, для казахстанских предпринимателей пока будет более предпочтителен порт в Ляньюньгане, где успешно действует казахстанско-китайский логистический терминал.

china

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF

Читайте в номере

Все статьи

Архив газеты

Подписаться на рассылку

Читайте также