26 сентября 2017 22:35

Жасулан САРСЕБАЕВ: «Открыть гостям красоты родного края»

Жасулан САРСЕБАЕВ: «Открыть гостям красоты родного края»

Восточный Казахстан занимает третье место по количеству прибывших туристов (после Астаны и Алматы) за последние два года, и 1-е месте – по местам размещения (гостиницы, турбазы, гостевые дома), имея 463 места с единовременным размещением 27 тысяч человек в сутки.

Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск

По сравнению с прошлым годом, въездной туризм за 1 квартал увеличился на 8,6%, внутренний – на 9%, на 18% повысился объем услуг мест размещения. По количеству туристов в регион лидирует Россия, на 35% увеличилось количество китайских туристов.

Об этих показателях, больших переменах и перспективах в сфере туризма Восточного Казахстана специально для «ДК» рассказал руководитель управления туризма и внешних связей ВКО Жасулан САРСЕБАЕВ.

– Жасулан Бирликович, развитие туризма в регионе осуществляется в рамках «Концепции развития туризма на 2015-2020 годы». Ее приоритетами признаны кластерная модель, развитие инфраструктуры, повышение эффективности маркетинговых мер и производительности труда, создание новых рабочих мест. Что по ходу развития этих приоритетов уже можно сказать?

– Наша область имеет самую большую протяженность автомобильной сети в Казахстане. А в инфраструктуре туризма дороги занимают, пожалуй, 1-й место. То есть вначале нужно обеспечить дороги к местам отдыха, потом – развивать там услуги. Поэтому в прошлом году было выделено 2,5 млрд тенге из областного бюджета для проведения ремонтных работ автодорог, которые ведут к крупным туристическим базам и местам отдыха – к Бобровке («Нуртау»), Горной Ульбинке, Алаколю, Сибинам.

В этом году выделено дополнительно 1,5 млрд, в частности, на ремонт дороги от села Кабанбай батыра до станции Жаланшколь в сторону Алаколя Алматинской области. Мы изыскали возможности для этого ремонта, чтобы нарастить приток туристов из Алматы и Алматинской области. В октябре следующего года планируем завершить работу на этом участке.

Кроме того, прежде чем проводить финансирование (в том числе, через фонд «Даму») строительства каких-то туристических баз, развивать инфраструктуру, необходимо навести порядок в зоне рекреационных территорий, провести инвентаризацию земельных участков. В этом году мы завершили инвентаризацию земель в районе Сибинских озер, на Бухтарминском водохранилище. А на следующий год будет ясна картина по Алаколю.

Таким образом, первый этап в нашей работе – это развитие дорожной инфраструктуры, второй – инвентаризация земельных участков, а уж третий – финансирование развития существующих и открытие новых мест отдыха.

Развитие кластера сейчас неактуально, мы приветствуем реальные, окупаемые проекты.

Что касается повышения эффективности маркетинга, то проблема была в том, что свой турпродукт многие фирмы продают отдельно. Но поскольку не было единой базы, было трудно продвигать туризм региона. Возник вопрос: «А где будут черпать информацию о Восточном Казахстане, его природе люди, не знакомые с краем?» Поэтому с прошлого года мы формируем сайт TOUREAST.kz, создаем его контент. Мы систематизировали основные туры наших туроператоров, которые работают на внутреннем туризме по привлечению гостей в область. И не работаем с турфирмами, работающими на выездной туризм.

Мы хотим продвигать концепцию развития туризма ВКО на одном информационном ресурсе общими силами, поскольку тогда легче будет вести маркетинговую кампанию. Для этого мы изучили передовой опыт других стран. К примеру, Нидерландов (ресурс «Амстердам»), Швейцарии (ресурс «Моя Швейцария»).

Кроме того, мы создали раздел на китайском языке (помимо английского).

Для сравнения: Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, граничащий с ВКО, посещает 81 млн туристов. Это дает более 21 млрд долларов в год (показатель прошлого года). Что это означает? Что в Китае сейчас активно развивается и внутренний туризм, и сами китайцы активно путешествуют. По статистике, Китай вышел на 1-е место, как самая путешествующая страна. И то, что в этой стране развит групповой туризм, крайне важно для нас. В этом году впервые официально подписан контракт на оказание туристических услуг между двумя компаниями Китая и ВКО по приему групп туристов.

Что касается маркетинговых мер, то мы на таможенных пограничных постах Бахты и Майкапчагай создали специальные «зеленые коридоры» для китайских тургрупп, когда независимо от очереди контроль проходит быстро. Кроме того, на этих постах мы убрали языковой барьер и перевели на китайский язык информацию, касающуюся турмаршрутов, а также алгоритм пересечения границы на личных автомобилях, учитывая, что есть много туристов, которые хотели бы так путешествовать.

Мы не испытываем иллюзий, мечтая, что к нам приедут, скажем, гости из Африки или Европы. Европейский рынок для нас, безусловно, интересен, но не думаю, что он даст больше туристов, чем соседние государства – КНР и РФ. Поэтому мы решили локализовать свои маркетинговые усилия. Сейчас выезжаем для изучения потребностей туристов этих стран. Так, в прошлом году с 27 туркомпаниями выезжали в СУАР, где изучили предпочтения китайских туристов. При приеме тургрупп наши туроператоры должны учитывать все особенности национального менталитета, изучить потребности гостей.

– Как происходит ценообразование и как оценивается конкурентоспособность нашего турсектора?

– Нам нередко задают такой вопрос. У нас есть одно преимущество, являющееся и нашей слабостью. Это – климатические и природно-географические особенности Восточного Казахстана, благодаря которым можно развивать практически все виды туризма: пляжного, горнолыжного, экологического, культурно-просветительского, лечебно-оздоровительного, детско-юношеского и т.д.

Но есть одно «НО»! Наш туристический сезон короткий. Например, купальный сезон – 1,5-2 месяца. И поэтому цены высокие. Какой выход? В этом году при поддержке НПП «Атамекен» вместе с туркомпаниями мы создали ОЮЛ «Ассоциация туристических организаций ВКО». В ее состав входят крупные турбазы, туроператоры, рестораны, гостиницы, для того, чтобы они объединенно выдвигали свои инициативы. Ведь прежде чем решать проблемы и реализовывать крупные проекты, мы должны определить приоритетность.

Это увеличит производительность, в частности, гостиниц, которые сегодня загружены всего на 28% при 100% годовой возможности. Необходимо увеличить количество привлекаемых туристов, с тем, чтобы увеличить загруженность мест их пребывания. Соответственно, снизится их стоимость.

Что касается новых рабочих мест, то прежде чем их создавать, мы вначале должны разобраться с имеющейся инфраструктурой и прежде всего завершить инвентаризацию участков и баз. По предварительным данным, только на Алаколе сейчас за сезон крутится порядка 9 млрд тенге. Это огромные средства. Поэтому мы должны все систематизировать в сфере туризма, проверить, нет ли теневого бизнеса, оплачиваются ли налоги и т.д. Сейчас есть доля предпринимателей, построивших домики, но они не сдают их для туристов. Мы не можем организовать тотальные проверки, но мы должны добиться, чтобы все базы, работающие на территории ВКО, были зарегистрированы в соответствующих органах.

– Какие меры по развитию межрегиональных туристских проектов включены в План мероприятий по межрегиональному сотрудничеству трех соседних стран Большого Алтая – России, Китая, Монголии?

– В сотрудничестве в рамках «Большого Алтая» есть ограничение – визовый режим. Нужна единая система поддержки визового режима в четырех странах. С Китаем с 2015 года есть соглашение с СУАР о сотрудничестве по нескольким направлениям, в том числе и по туризму. Для граждан Казахстана с китайской стороны Зимунай и Тачен (Чугучак) действует безвизовый режим на один день. Если бы у нас появилась такая же возможность, мы ввели бы безвизовый режим для китайских туристов в Алаколе и Зайсане. Мы сейчас изучаем международные прецеденты, как это правильно сделать.

Кроме того, в международной практике есть режимы местного приграничного передвижения. Мы этот опыт изучили и выдвигаем инициативу, чтобы это решилось на государственном уровне.

Наряду с этим, мы изучили турпакет для китайцев, которые предлагают другие страны. Так, за 5 тысяч юаней (250 тысяч тенге) они могут слетать в Москву и Санкт-Петербург на 5 дней, причем перелет и проживание включены; за 9 тысяч юаней – в Европу с посещением 8 европейских стран.

Мы должны изучить стоимость турпакета альтернативного направления, чтобы предложить оптимальную цену с точки зрения логистики и качества услуг и с учетом наших реалий. Поэтому турператорам мы рекомендуем держать ценовую политику на уровне 2,5 тысячи юаней по Восточному Казахстану, а то ведь наши туроператоры зачастую еще работают по принципу: «Я лучше обслужу одного туриста в год…»

– Какова специализация в сфере туризма для районов и городов ВКО?

– Специализация такова: экологический туризм – Катон-Карагайский, Курчумский районы, Риддер; культурно-познавательный – Семей, Абайский, Тарбагатайский и Уланский районы, Усть-Каменогорск; лечебно-оздоровительный и медицинский –Семей, Катон-Карагайский, Урджарский район; пляжный – Зыряновский, Уланский, Курчумский и Урджарский районы. Горнолыжный – это Глубоковский, Зыряновский районы и Риддер; сельский туризм – Курчумский, Катон-Карагайский районы и Риддер.

– Каковы планы на перспективу?

– Мы хотим в этом и следующем году решить вопрос развития объектов придорожного сервиса. Это – указатели, мотели, кемпинги, АЗС, магазины, туалеты, придорожные кафе. Сейчас большинство из них не соответствует национальному стандарту. Мы работаем, чтобы их кооперировать. Это очень большой пласт работы. К сожалению, нет поощрительных мер для предпринимателей, стимулирующих развивать бизнес в этом направлении.

Первыми из всех областей мы провели инвентаризацию этих объектов: буквально единицы соответствуют стандартам. Сейчас совместно с НПП и «КазАвтоЖол» мы разрабатываем план мероприятий по развитию придорожного сервиса отраслевыми управлениями.

– Появится ли у нас когда-нибудь популярный в мире автомобильный туризм?

– В США хорошо развит «дом на колесах», караванинг, много дифференцированных по стоимости и комфорту кемпингов. Там порядка 2,5 тысячи трейлеров только в одном штате Монтана – копии нашего Катон-Карагая.

У нас этого нет. Хотя есть соответствующие природно-климатические условия и протяженность дорог – самая большая в Казахстане. Поэтому необходимо и у нас развивать однодневные туры и автомобильный туризм.

china11

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF

Читайте в номере

Подписаться на рассылку

Читайте также