26 сентября 2017 8:08

От процентомании к инвестиционной активности: роль Исламской доктрины и опыт Швеции, Норвегии, других стран*

От процентомании к инвестиционной активности: роль Исламской доктрины и опыт Швеции, Норвегии, других стран*

Ураз Баймуратов,  

Академик Национальной академии наук Республики Казахстан, 

Заслуженный деятель науки РК, 

Доктор экономических наук, профессор, 

Директор Института социальной экономики и финансов,

Президент Республиканской организации «Глобальный Союз Гармонии-Казахстан» 

 

Согласно рецептам экономической теории, допустимо и даже выгодно из денег получить напрямую их прирост путем ростовщичества и спекуляции, минуя производство и реализацию товаров и услуг. Неудивительно, что во многих странах, особенно развитых, финансовый сектор существенно удалился от реальной экономики. Деньги в огромной массе обращаются внутри финансового сектора, образуя «малое кровообращение». Большое распространение получила «процентомания» (проценты за депозиты, кредиты и т.д.). Могут возразить: проценты могут снизиться, стать малозначимыми. Это возможно, хотя вероятность этого низка. Но важна не только величина процентов, а сама их реальность. Проценты «токсичны» для сознания людей. Процентомания стала социальной патологией в индустриальном обществе. Негативные последствия процентомании рассмотрены нами в нашей книге "Гармония общества и экономики: мировая парадигма" (2010 г.).

Практически все религии, прежде всего, монотеизм (иудаизм, христианство и ислам в хронологическом порядке) запрещают ростовщичество, к чему относятся проценты за депозиты и кредиты.

Исламский банкинг (финансовая система, построенная на моральных принципах  Шариата), охватывающий почти весь мусульманский и христианский мир и финансово взаимодействующий со всеми странами, является важной экономической составляющей мировой межконфессиональной гармонии на почве Ислама.

В XX веке, а именно c 2009 года, некоторые развитые государства начали применять практику  отрицательных процентов за депозиты. Пионером в этом плане стал Швецкий банк, который вот уже 8 лет использует данный механизм. И не без успеха в  контексте в духовно- нравственном и экономическом также. Отрицательные проценты за депозиты есть шаг к управлению . В экономическом отношении отрицательные процентные ставки способствует инвестированию финансовых ресурсов насиление в развитие реалного сектора экономики. Эксперимент в Шведского банка и других центральных банках на разных континентах, несмотря на трудности и припятсвия получают, надо пологать, поддержку со стороны власти, насиления, науки, международных организации. И процентомания как социальная болезнь уступит свое место инвестиционной активности.Не слушайно, Швеция и другие скандинавские страны имеют сильную социальную ориентацию  в экономике. В об этом  мне приходилось писать о прежних своих публикациях (например,см:Ураз Баймуратов Гармония общества и экономики:мировая парадигма. Алматы,2010, стр.262-263.)

С удовлетворением следует отметить, что скандинавский опыт является одним из направлений эволюции общества к социальной Гармонии.

С точки зрения религии процентные ставки, очевидно, не нужны.  В контексте экономики они также вызывают возражения.

Политика отрицательный процентных ставок — радикальная антикризисная мера, которую применяют правительства ряда стран с целью искусственно впрыснуть в экономику дополнительные деньги. Ниже приведем некоторые факты по этому поводу, приведенное в литературе.

В 2008—2016 гг., на фоне Мирового кризиса, политика отрицательных процентных ставок была введена на временной или на долгосрочной основе в таких странах, как Швеция, Япония, Дания, Италия, Швейцария, Голландия, также в 2014 г. отрицательные ставки ввёл Европейский центральный банк (вводилась в рамках Евросоюза). 5 июня 2014 года ЕЦБ понизил ставку по депозитам, до этого равную 0, до −0,1 %. После ещё трёх понижений — в сентябре 2014 года, в декабре 2015 и в марте 2016 — ЕЦБ довёл ставку до −0,4 %. В декабре 2014 года отрицательную ставку ввела также Швейцария.

С 2015 году политику отрицательных процентных ставок начали применять Япония, Италия. Отдельный вариант  наблюдается в Голландии и Японии. 21 января 2016 доходность по гособлигациям Голландии вошла в отрицательную зону,  29 февраля 2016 года впервые в истории ставки по ГКО в Японии стали отрицательными (минус 0,024 %).

Европейский центробанк и Банк Японии с помощью отрицательных ставок пытаются стимулировать экономику. Центробанки европейских стран (Швейцарии, Швеции, Дании) используют отрицательные ставки по депозитам для сокращения притока капитала и корректировки курса национальных валют по отношению к евро. Отрицательная ставка (по депозитам) должна в идеале стимулировать коммерческие банки больше кредитовать, а не копить деньги на счетах в ЦБ. Население же, для которого снижается доходность по вкладам, должно больше тратить, чтобы разогнать инфляцию до целевых значений  и повысить доходы корпоративного сектора.

Примечателен такой факт, что первым банком, который перешел к отрицательным ставкам по кредитам, стал Nordea Bank Дании. Позже  минимум еще два банка в Бельгии — BNP Paribas и ING — приплачивали своим клиентам. Об этом,  сообщало издание Het Neuwsblad. В банках, о которых шла речь,  отрицательные ставки касались только «ограниченного числа контрактов». Около нуля колеблются положительные еще пока банковские ставки Канады, США, Великобритании, Норвегии… Их регуляторы только присматриваются к чужому опыту. При этом уже встречаются американские и европейские гособлигации с отрицательной доходностью (получается, что инвесторы доплачивают правительствам за хранение своих капиталов).

Стоит  сказать, что   с 2012 г. центробанки ввели отрицательные ставки в Болгарии и позже в Венгрии. Интересен  факт, что в Дании, например, не так давно стали применять отрицательные ставки по ипотечным займам, заемщики теперь ежемесячно получают от банков деньги, а не платят им проценты. Все это есть выражение заботы о насилении, о стабилизации экономического развития, отвечает отдельным принципам формирования социальной Гармонии.

Модель исламского финансирования, на наш взгляд, может быть усовершенствована в нескольких аспектах, которые сделают ее более эффективной для мировой межконфессиональной гармонии. При этом лежащие в ее основе принципы должны оставаться незыблемыми, но корректироваться в соответствии с требованиями зародившейся гармоничной цивилизации и ее экономики. В них содержится огромный потенциал гармоничного роста экономики и всего общества. В них есть то, чего не имеется в других, к примеру, «закят», беспроцентные кредиты.

Прежде всего, выполняя требования Шариата о недопустимости приращения денег через ростовщичество, целесообразно ввести в практику Исламского банкинга выдачу кредитов без доходов (процентов). Это огромное преимущество его, которое не противоречит Шариату, а, наоборот, поощряется и которое до сих пор фактически не используется в нашем просвещенном мире. Здесь очень важно не повторять ошибку традиционного банкинга, заключающуюся в раздувании кредитно-процентных «пузырей», в чрезмерности, приводящей к высокой кредито-процентной зависимости («игле»).

Кредиты с процентами генерируют финансово-экономические кризисы, усиливают социальную несправедливость в обществе, несут угрозу разрушения цивилизации. В исламском банкинге должно быть по другому. Как?

Понятно, любой Исламский банк не сможет в современной рыночной экономике даже выжить, не говоря о процветании, если он будет заниматься только (!) бездоходным кредитованием. Такая крайность, как и любая, противоречит всей сути истинного Ислама. Быть умеренным во всем – эта удивительная мысль о Гармонии проходит через всю идеологию Ислама. Исходя из этого, можно прийти к идее о совмещении в исламском банкинге двух основ деятельности – кредитной (бездоходной) и инвестиционной (с образованием, конечно, доходов) и, как следствие, -  к «комплектному финансированию». Все банковские услуги и продукты необходимо при возможности оказывать клиенту в одном комплекте, в едином комплексе, в одном пакете. Этим можно совмещать рыночные и нерыночные механизмы, что характерно для смешанной экономики, и преодолеть противоречия интересов исламского банка и заемщиков, что, видимо, пугает многих. Выход состоит в совмещении, казалось бы, несовместимого, в данном случае, в комплектном финансировании. Чем выше эффективность инвестиционных проектов и больше их количество, тем больше банк позволит себе выдавать бездоходные кредиты, тем больше возможности для комплектного финансирования, вместо отдельно взятого, сегментного подхода к формам финансирования. Так можно создать синергию в банковской деятельности, отсутствие чего пока затрудняет применение беспроцентного кредитования.

В особом ряду стоит исламская экономическая модель. Она служит столбовой дорогой к гармонии общества и экономики, а также к межконфессиональной гармонии. Исламские экономические принципы при полном их использовании во многом могут устранить социальные неравенства, неизбежные при других экономических моделях. Исламская экономическая модель гармонизирует и обеспечивает умеренные темпы экономического роста с утверждением социальной справедливости, как за счет реального сектора экономики, так и путем перераспределения ВВП.

Движение к Гармонии предполагает такую организацию жизни общества, которая базируется на пяти основополагающих принципах. Они предписаны в заповедях Всевышнего, руководствуясь ими можно выбрать правильный вектор развития. Это:

- умеренность в потребностях, желаниях, запросах индивидов;

- справедливость в экономических отношениях;

- милосердие богатых к бедным людям;

- равновесие интересов индивидов и общества;

- умеренная и само ограничивающаяся частная собственность.

При модернизации национальной экономической системы с переходом к гармоничной социальной экономике нового типа возможно использование форм исламского финансового банкинга параллельно с традиционной западной моделью. Функционирование финансовой системы на основе сочетания двух моделей не противоречит опыту тех стран, где существует подобная биполярность. К примеру, в моноконфессиональных арабских государствах имеются все предпосылки для построения чисто исламской модели экономики, Правда, в таком виде она используется пока лишь в

Пакистане и Судане. Другие страны идут по пути совмещения разных моделей в том или ином соотношении в зависимости от религиозных особенностей своих народов. Однако при этом высоко гармоничную экономику в них практически сложно построить вследствие неоднородности конфессионального состава населения. Но трудность эта в перспективе, на мой взгляд, преодолима. Почему и как?

Целый ряд ценностей в разных религиях совпадает, что закладывает базу их внутренней межконфессиональной гармонии.

Присутствие в банковском комплекте финансов бездоходных кредитов усиливает привлекательность их для компаний реального сектора. Такие кредиты имеют важную особенность – они как «скорая помощь» в любой период могут предоставляться клиентам для решения различных текущих задач. Они поэтому должны возвращаться в срок, что важно для удовлетворения растущего спроса на них при относительно малых депозитах. Это противоречие между спросом и предложением может быть устранено при обеспечении большой оборачиваемости денег.

 Поскольку исламские банки несут, помимо коммерческой, функцию безвозмездной поддержки нуждающихся в свободных деньгах своих клиентов (предпринимателей), то они не могут не находиться с ними в партнерских отношениях. Это предполагает совместное аккумулирование инвестиционных и кредитных ресурсов, как вкладчиков, так и получателей финансов, и предоставление различных банковских услуг и продуктов в едином пакете. Их важная особенность состоит также в том, что ограниченные ресурсы направляются на удовлетворение разумных потребностей людей, не отвлекаются на различного рода вредные привычки людей. Здесь заключена ориентированность исламских финансов на создание добра и исключение зла.

Исламские финансы, основанные на общечеловеческих ценностях, привлекательны для всего населения, независимо от конфессий и национальностей. Главными критериями для доступа к ним служат честность, готовность к взаимной помощи и поддержке, справедливость и прозрачность бизнеса. Это основы гармонии и в экономике, и между конфессиями.

Возможна модифицированная модель исламского финансирования, которая позволит повысить конкурентоспособность исламских краткосрочных или долгосрочных инвестиций по сравнению с традиционными, целесообразно совмещать их с краткосрочными бездоходными (беспроцентными) кредитами. Из них может быть сформирован единый гармоничный банковский комплект финансирования реального сектора экономики и социальной сферы. В данном комплекте могут меняться формы финансирования компаний, их проектов в зависимости от потребностей получателя средств. Но неизменной составляющей остается бездоходный кредит. Его доля в пакете финансовых услуг и продуктов, по нашему мнению, должна составлять не менее 20% от инвестиций. Таким образом, можно и нужно совмещать желания (интересы) вкладчика и получателя ресурсов, ибо оба они имеют одинаковую двойственную натуру – эгоиста и альтруиста одновременно. Этой особенности человека, где бы он не жил и какой бы конфессии не придерживался, не отвечает дисгармоничная суть традиционных финансов, односторонне ориентированных на удовлетворение эгоистичных, материальных устремлений, которые фетишизируют деньги. Исламские же финансы – более гармоничны и гуманистичны.

Экономический интерес банка обеспечивается совмещением доходных инвестиций с бездоходным (беспроцентным) кредитом в едином комплекте. При эффективном использовании средств доходы от первых перекрывают отсутствие таковых от вторых. Так что не требуется искусственно соединять понятия «кредиты» и «доходы». Кредиты в Шариате поощряются, а проценты (доходы) отвергаются. Они по Шариату несовместимы, в чем и состоит уникальность исламских финансов, основанных на заповедях Всевышнего.

Можно лишь сожалеть, что эта возможность не используется в полной мере в исламских финансах. В них, особенно в беспроцентном кредите, содержатся ростки нового, гармоничного, стиля экономического мышления и новой, гармоничной экономики, как материальной составляющей мировой межконфессиональной Гармонии. Наша надежда состоит в том, что рост сознания людей обеспечит превращение этой возможности в реальность.

Таким образом, в дуальном социуме очень важна роль исламской религии и полезен привлекательный опыт по борьбе с процентоманией и по развитию инвестиционной деятельности в любой стране мира.

 

*В данной статье использована с сокращениями и дополнениями публикация автора «Исламский банкинг как институт мировой межконфессиональной Гармонии и гармонизации сознания»,  www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=561

china11

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF

Читайте в номере

Подписаться на рассылку

Читайте также