От Дюрера до Домье — гравюра Западной Европы
11:47 15 января, 2015
1 664
От Дюрера до Домье – гравюра Западной Европы

В Государственном музее искусств РК им. А. Кастеева 20 января 2015 года в 16-00 состоится вернисаж выставки «От Дюрера до Домье – гравюра Западной Европы» из фондов ГМИ РК им. А. Кастеева. На выставке представлено более 80 произведений. Она продлится по 1 марта 2015 года.

Музейная коллекция западноевропейской гравюры состоит из более пятисот произведений высочайшего художественного уровня. История изучения гравюры сотрудниками началась с первых поступлений, которые состоялись в 1936-1939 годах. Центральные музеи Москвы и Ленинграда – Государственный музей изобразительных искусств им А. С. Пушкина, Государственный Русский музей передали в наши фонды несколько десятков гравюр. Следующее большое поступление произошло в 1956-1959 годах из Государственного Эрмитажа. Последующие же были как одноразовыми, так и коллекционными. Фонды гравюры обладают огромным разнообразием техник, что позволяет составить представление о развитии этого вида искусства на протяжении нескольких столетий, сформировать мнение об индивидуальности манер представленных мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Мартин Шонгауэр, Жак Калло, Свебах Бернард-Эдуард, Агостино Каррачи, Рембрандт Харменс ван Рейн, Бенедетто Монтанья и других. Основной целью выставки является популяризация музейной коллекции западноевропейской гравюры 15-19 веков, активизация интереса к одному из ведущих видов изобразительного искусства. И, возможно, экспозиция вызовет новый подъем современной казахстанской гравюры.

Лучшие экспонаты из музейного фонда манифестируются работами итальянских, французских, немецких, голландских мастеров 15-19 столетий. Эпоха Возрождения в Германии представлена ярчайшими ее представителями. Имена Мартина Шонгауэра, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, обратившихся в своем творчестве к искусству гравюры, являются символами блестящего расцвета немецкого искусства. Например, Альбрехт Дюрер в 1490-х годах начинает свой путь художника именно как гравер. Первым учителем Альбрехта был его отец, золотых дел мастер, у которого он и получил навыки гравирования на металле. Творчество художника оказало влияние на развитие гравюры не только в Германии, но и в других странах Европы. Можно смело утверждать, что благодаря Дюреру гравюра заняла в ряду искусств равное место с живописью и скульптурой.

Великий голландский художник Рембрандт Харменс ван Рейн, представленный в экспозиции работой «Нищий», занимался офортом на протяжении всей своей жизни. Именно он усовершенствовал специфический язык этого вида гравюры, выявил все основные его технические свойства, с помощью которых передавал все многообразие светотеневых нюансов. Офорты Рембрандта отличаются небольшими размерами, оригинальностью замысла, высоким качеством исполнения, тонкостью техники. Художник ценил этот вид графического искусства наравне с живописью. В экспозицию выставки включена гравюра «Орфей выводит Эвридику из ада», знаменитого итальянца Агостино Карраччи, где мастер прекрасно моделируя живописную форму, прорабатывает тончайшие переходы от света к тени. Он знаменит еще одним фактом своей биографии – открытием в 1583-1585 годах знаменитой Болонской Академии, которая стала первым учебным заведением, разрабатывающим основные каноны и требования академического направления.

Творчество Домье Оноре-Викторьена представлено двумя портретами, выполненными в смешанной технике – литографии с раскраской. Хранитель кабинета эстампов Жан Ларан такими словами характеризовал работы мастера: «Литографии Домье, исполненные с несравненным искусством, являли самые глубокие и бархатистые оттенки черного, самые ослепительные, плотные, насыщенные оттенки белого. Между двумя этими крайностями – гамма серых тонов самых разнообразных оттенков, то густых, плотных, то атласных, переливающихся, легких, светящихся, воздушных, неосязаемых…»

По способу исполнения рисунка на поверхности печатной формы (матрицы, доски) гравюры разделяются на техники: ксилография, литография, офорт, гравюра резцом, пунктиром, сухой иглой, меццо-тинто, акватинт. Все перечисленное многообразие технического выполнения гравюры представлено на выставке «От Дюрера до Домье – гравюра Западной Европы».