Жибек Ажибаева: «Попытка Минздрава задушить малый бизнес может увенчаться успехом»

1793

Малый и средний бизнес составляет основу экономики всех развитых стран мира и в Казахстане, где в этом секторе занято более 3,27 млн человек, поддержке МСБ уделяется особое внимание. Недавно стало известно, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил ввести налоговые послабление и трёхлетний запрет на проверки субъектов малого бизнеса. Казалось бы, работай, развивайся, создавай рабочие места и обеспечивай свои семьи, но не всё так просто - над отечественным МСБ сегодня навис новый дамоклов меч. Министерство здравоохранения разработало и уже представило в Мажилисе законопроект нового Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», предусматривающий ряд ограничительных мер и запретов, которые непосильным бременем лягут на плечи МСБ.  О том, что в этом законопроекте особенно возмущает владельцев тысяч торговых точек по всей стране наш корреспондент побеседовал с вице-президентом Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаевой. 

- Жибек Турехановна, насколько мы знаем, речь, прежде всего, идёт о планируемом запрете на выкладку табачных изделий на витринах и другие ограничений по продаже табачных изделий для торговых точек?

- Ассоциация торговых предприятий объединяет практически все магазины и супермаркеты в Казахстане и занимается, в том числе, вопросами защиты их прав, представления интересов. За годы работы, к сожалению, нам не раз приходилось сталкиваться с непродуманными и неэффективными законодательными ограничениями в деятельности бизнеса. Но сейчас случай очень серьёзный, так как если предполагаемые запреты будут введены, это приведёт к либо к разорению тысяч мелких предпринимателей, либо они уйдут «в тень». Бюджет от этого не пополнится налогами, курить от этого меньше не станут, а вот число торговых точек и малых предпринимателей существенно сократится. Разве этого хочет добиться Минздрав, который, вероятно, пошёл на поводу у антитабачных организаций, отрабатывающих свои гранты? Так, или иначе, но нынешняя попытка Минздрава задушить малый бизнес вполне может увенчаться успехом.

- Что именно предлагается в новом Кодексе «О здоровье» и что так возмущает, и пугает наших мелких предпринимателей из сектора торговли?

- Например, в изначальном проекте Кодекса РК «О здоровье и системе здравоохранения» предусматривался запрет на открытую выкладку сигарет, то есть владельцам магазинов следовало бы приобретать новые закрытые полки для реализации вполне легального товара – сигарет. Сегодня, реализацию табачной продукции в стране осуществляют более 50 тысяч розничных точек, которые в свою очередь, создают рабочие места для более чем 150 тысяч казахстанцев. Доход небольших торговых точек, как минимум, на 25% зависит от реализации табачных изделий. 
 

Мы благодарны Правительству за то, что они услышали нас и пересмотрели данную норму в сторону регулирования вместо запрета. Так, согласно обновленной редакции, полки с сигаретами не должны иметь специальной подсветки, ярких цветов в оформлении, макетов сигаретных пачек. Табачная продукция – это абсолютно легальный товар и законно импортируется, или производится на территории Казахстана. Он такой же законный, как и алкоголь, ГМО-продукты, а также продукты с транcжирами, c высоким уровнем содержания солей или сахара, которые по своей сути наносят больший вред, если масштабировать их с точки зрения потребителей. Так почему же происходит дискриминация именно табачной продукции? Ведь её потенциальный вред, по сравнению с другими продуктами, и так подчёркивается - все пачки сигарет оснащены страшными картинками, которые согласно действующему законодательству, занимают площадь 50% на лицевой и обратной стороне упаковки. Кстати, с полки как раз-таки видны страшные картинки, а не конкретная марка сигарет.

- Понятно, что у предпринимателей свои интересы, а у Минздрава есть свои задачи – заботиться о здоровье населения. И если предлагаемые меры, пусть и очень жёсткие, приведут к снижению числа курильщиков, то возможно они всё-таки оправданы?

- Нам не нужно тут изобретать велосипед и строить предположения на тему «приведут-не приведут». Достаточно взглянуть на международный опыт, который ясно и недвусмысленно показывает, что запрет на открытую выкладку сигарет в рознице не влияет на снижение курения среди населения. Это подтверждает опыт Канады, Ирландии, Австралии, Финляндии, внедривших в свое время эту практику. А, например, в Таиланде после запрета выкладки объем реализованных сигарет упал на 1,2%, а спустя 3 года объем возрос на 2,7%. При этом, в ряде стран есть данные, что запрет открытой выкладки сигарет в розничных точках может способствовать реализации контрабандной и контрафактной табачной продукции. К примеру, в соседней России после введения запрета на открытую выкладку сигарет в 2014 году, по данным авторитетного международного агентства АС Nielsen, нелегальные продажи табачных изделий выросли с 19,3% в 2013 году до 28,3% в 2016 году. В Казахстане правительство утвердило План по противодействию теневой экономике на 2019–2021 годы. Там прописаны правила борьбы с уклонистами от налогов и таможенных платежей, эффективного управления государственными финансовыми средствами, совершенствования бизнес-среды и так далее. Так вот, предложенные ранее нормы в корне противоречили всем целям и задачам этого плана. Более того, напомню, что такую норму уже предлагали в 2013 году и тогда она была отклонена так же ввиду нецелесообразности – так зачем же антитабачники заставляют всех нас ходить по одному и тому же кругу? Как и тогда, в этом году норма запрета на выкладку сигарет вызвала широкий общественный резонанс, дошло до того, что тысячи владельцев магазинов по всему Казахстану объединились и направили петицию в адрес Правительства. Сегодня, когда проект Кодекса находится на рассмотрении в Парламенте, у нас вызывают недоумение их заявления о необходимости пересмотра решения Правительства и Минздрава. Они призывают запретить выкладку сигарет в магазинах, перечеркивая по сути всю проведенную ранее работу отдельных министерств, правительства – это и аналитика, и изучение международного опыта, и множество дискуссий. К сожалению, неподкрепленные действительными фактами заявления антитабачников могут не только ввести в заблуждение рабочую группу в Парламенте, но даже бросают вызов и вносят элемент недоверия Президенту и всему обществу. Было дано четкое поручение – создать условия для дальнейшего развития малого бизнеса, так почему же отдельные общественные деятели жаждут обратного?! 
 

Если под эмоциональным натиском хорошо известной в кулуарах антитабачницы, депутаты начнут спорить о том, душить ли им МСБ через запрет выкладки, могу с уверенностью сказать, что торговые точки молчать не станут – петиция в адрес наших парламентариев уже поддержана многими.
 

Мы очень надеемся, что интересы малого и среднего бизнеса все же будут учтены, так как пока создаётся парадоксальная ситуация, когда в стране заявляется о необходимости и готовности поддерживать МСБ, но своё же отечественное министерство хочет создать такие условия, при которых все поддерживающие меры превращаются в Сизифов труд. И все государственные деньги, выделяемые на поддержку МСБ, мы рискуем просто выбросить на ветер, так и не добившись вроде бы благородной и правильной цели – снижения числа курильщиков в стране. А всё потому, что добиваться этого, на наш взгляд, нужно совсем другими методами - усилением пропаганды здорового образа жизни, ведением воспитательной работы с подрастающим поколением, поддержкой концепции снижения вреда.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -