Выставка театрально-декорационного искусства «Театр, опера, балет!» проходит в Павлодарском областном художественном музее. Она приурочена к 110-летию казахской оперной певицы и драматической актрисы Куляш Байсеитовой.
Организаторы решили сделать «два в одном» – в экспозиции представлено 22 произведения семи известных казахстанских художников середины прошлого века. Искусствоведами собрана коллекция эскизов к театральным декорациям и костюмам, живопись и графика из фондов музея. Эти работы дополняют образ талантливой певицы и в то же время – самобытны.
В 1925-1928 годах Куляш Байсеитова обучалась в Алма-Атинском педагогическом техникуме Института просвещения, занималась музыкальной самодеятельностью. Позже училась актерскому мастерству и музыкальной грамоте. В 1933 году она вошла в состав труппы Музыкального театра (ныне Казахский национальный академический театр оперы и балета им. Абая), где выступала до конца жизни. Талант певицы ярко проявился во время создания образа Айман для постановки «Айман-Шолпан» по произведению Мухтара Ауэзова. Кроме того, повлияли на ее творческий путь музыкальная драма «Шуга» по пьесе Беимбета Майлина и партия в «Кыз-Жибек», позволившая ей подняться к высотам классического оперного искусства.
За свою недолгую творческую жизнь певица стала лауреатом двух Сталинских премий второй степени, кавалером ордена Ленина, а уже в 24 года получила звание Народной артистки СССР.
На выставке представлено произведение Гульфайрус Исмаиловой «Эскиз декорации к балету «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». А также работы Сергея Калмыкова, Евгения Сидоркина, Кулахмета Ходжикова, Владимира Колоденко и других художников.
Говоря о выставке, искусствовед Павлодарского областного художественного музея Ольга Пашко отметила на ее открытии:
– Если мы говорим о театре, опере или балете, то в первую очередь все внимание здесь, конечно, уделяется артистам, однако без работы художника тоже нельзя представить себе ни одну постановку в этих направлениях искусства. Любой автор, разумеется, многое упрощает и стилизует, но при этом делает произведение понятным для зрителя. К примеру, в одной из работ мы видим Азию с ее красновато-коричневыми оттенками, песком и солнцем, а в другой – бесконечное звездное небо, горы и шатер для ночевки. Выставка показывает зрителю, как художник видит и подает декорацию.
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар