Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) совместно с Oliver Wyman, мировым лидером в области управленческого консалтинга, частью Marsh McLennan (NYSE:MMC), представили совместное исследование «Возрождение цепочки поставок коммерческой авиации» (Reviving the Commercial Aircraft Supply Chain). Отчет рассматривает ключевые проблемы цепочек поставок в аэрокосмической отрасли, анализирует их причины, влияние на работу авиакомпаний и предлагает меры по стабилизации ситуации и дальнейшему развитию отрасли, передает DKNews.kz.
Сбои в цепочках поставок аэрокосмической промышленности приводят к задержкам в производстве новых самолетов и запчастей. Это вынуждает авиакомпании пересматривать планы по обновлению флота и, во многих случаях, продлевать эксплуатацию старых воздушных судов. По итогам 2024 года глобальный портфель заказов достиг рекордного уровня — свыше 17 000 самолетов, что значительно превышает средний показатель 2010–2019 годов, который составлял порядка 13 000 самолетов в год.
По оценкам, замедленные темпы производства обойдутся авиационной отрасли более чем в 11 млрд долларов США в 2025 году, что обусловлено четырьмя основными факторами:
- Избыточные расходы на топливо (около 4,2 млрд долларов): авиакомпании вынуждены эксплуатировать более старые самолеты с меньшей топливной эффективностью, поскольку поставки новых ВС задерживаются.
- Дополнительные расходы на техническое обслуживание (3,1 млрд долларов): общемировой парк ВС стареет, и самолеты требуют более частого и дорогостоящего обслуживания.
- Рост затрат на лизинг двигателей (2,6 млрд долларов): авиакомпаниям приходится арендовать еще больше двигателей из-за увеличения сроков их технического обслуживания. Ставки лизинга ВС выросли с 2019 года на 20–30%.
- Издержки на хранение запасных частей (1,4 млрд долларов): авиаперевозчики формируют увеличенные запасы деталей для компенсации внезапных перебоев в поставках.
Помимо финансовых потерь, проблемы в цепочках поставок не позволяют авиакомпаниям нарастить парк в соответствии с растущим пассажирским спросом. В 2024 году спрос на пассажирские авиаперевозки вырос на 10,4%, превысив темпы увеличения провозной емкости (8,7%) и доведя средний коэффициент загрузки до рекордных 83,5%. Рост спроса продолжился и в 2025 году.
На сложившуюся ситуацию оказали влияние особенности текущей экономической модели аэрокосмической отрасли, геополитическая нестабильность, дефицит сырья, а также кадровый дефицит. С учетом этих факторов в отчете обозначены меры для производителей оригинального оборудования (OEM), лизингодателей и поставщиков в связке с авиакомпаниями, направленные на устранение дисбаланса спроса и предложения, а также повышение устойчивости всей системы.
«Для эффективного управления и расширения парка авиакомпании нуждаются в стабильных поставках. Сегодня мы сталкиваемся с беспрецедентными задержками поставок самолетов, двигателей и запчастей, а также их непредсказуемыми графиками. Все это уже обошлось отрасли как минимум в 11 млрд долларов США в этом году и ограничило способность перевозчиков удовлетворять пассажирский спрос. Простого решения нет, но есть шаги, которые помогут снизить давление в текущих обстоятельствах. Прежде всего, открытие рынка послепродажного обслуживания даст авиакомпаниям больше выбора и расширенный доступ к деталям и услугам. Одновременно с этим, большая прозрачность в цепочках поставок предоставит авиакомпаниям необходимые данные, чтобы они могли планировать операционную деятельность с учетом существующих сложностей, а производителям оригинального оборудования — поможет устранять их первопричины», — отметил Уилли Уолш (Willie Walsh), генеральный директор IATA.
Аэрокосмической отрасли стоит рассмотреть следующие меры:
- Обеспечить доступ к передовым практикам послепродажного обслуживания, что поможет рынку технического обслуживания, ремонта и эксплуатации (MRO) стать менее зависимым от коммерческих лицензий OEM и обеспечить доступ к альтернативным источникам запчастей и услуг.
- Повысить прозрачность цепочек поставок на всех уровнях поставщиков, чтобы заранее выявлять риски, устранять узкие места и использовать более качественные данные и инструменты для повышения устойчивости и надежности всей системы.
- Использовать потенциал данных путем применения аналитических решений для прогнозного техобслуживания, объединения парков запасных частей и развития общих цифровых платформ для оптимизации запасов и сокращения простоев.
- Расширить ремонтные и производственные мощности для ускорения согласований ремонтов, поддержки решений с использованием альтернативных и восстановленных деталей (USM) и внедрения современных технологий, снижающих дефицит компонентов.
Ключевой шаг для реализации любой из этих инициатив — это разработка единой стратегической позиции всех участников цепочки поставок. Многоуровневые вызовы, с которыми сталкивается отрасль, требуют тесного сотрудничества и координированных действий, чтобы эффективнее удовлетворять растущий спрос на производство и техническое обслуживание воздушных судов.
«Современный парк воздушных судов — крупнейший, технологически наиболее продвинутый и экономичный за всю историю. Однако проблемы в цепочках поставок одинаково затрагивают и авиакомпании, и производителей. Сейчас у отрасли есть шанс сделать шаг к реальным улучшениям, которые принесут пользу всем ее участникам. Для этого нужно действовать сообща: повышать прозрачность, развивать таланты и перестраивать саму структуру индустрии», — отметил Мэттью Пуатра (Matthew Poitras), партнер в практике Oliver Wyman по транспорту и передовым отраслям промышленности.