Рост цен на авиаперелёты в Казахстане достиг своего максимума за последний год.
В октябре 2025-го индекс потребительских цен услуги пассажирского транспорта (полёт в эконом-классе) составил 123,5%. Аналогичный скачок цен наблюдался два года назад, в ноябре 2023-го. В течение последних 12 месяцев стоимость перелётов тоже не стояла на месте, однако индекс потребительских цен в секторе варьировался от 107% до 117%. Эти данные приводятся в отчётах информационно-аналитической системы «Талдау» Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК.
Индекс в 123,5% — средний показатель удорожания авиабилетов по стране. В большинстве регионов цены на полёты выросли в пределах 20%. Однако есть исключения, как в большую, так и в меньшую сторону. На западе РК — в Атырауской и Мангистауской областях — удорожание превысило 44%. Это почти в полтора раза больше, чем в октябре 2024-го. Единственным регионом, где авиабилеты не подорожали, а, наоборот, даже подешевели — на 7,5% — стала Абайская область.

На сайтах крупнейших авиаперевозчиков нет информации об удорожании билетов. Соответственно, нет никаких отсылок к причинам такой ситуации. Пресс-службы авиакомпаний пишут лишь о том, что расширяют свою маршрутную сеть в международных направлениях, увеличивают парк самолётов и повышают качество услуг. Косвенно это подтверждает увеличение затрат авиакомпаний.
Единственным упоминанием о том, что билеты в стране могут подорожать, стало высказывание вице-премьера страны Романа Скляра. Об этом чиновник говорил ещё летом. Неприятную новость о грядущем повышении он объяснил несколькими факторами: обновлённым размером НДС, удорожанием запасных частей, самих самолётов, авиационного керосина и т. д. Правда, тогда представитель кабмина не упомянул конкретную цифру, а сказал лишь, что «это повышение не будет таким значительным, как может показаться на первый взгляд».
Статистика, которую собирает БНС, позволяет в общем оценить развитие воздушного транспорта в стране. Данные показывают, что авиакомпании не стоят на месте — они продолжают наращивать пассажиропоток, у них растут доходы. В частности, численность перевезённых самолётами пассажиров в прошлом году выросла на 8,6%, а в январе–октябре 2025-го — ещё на 6,1% за год. Услугами авиакомпаний за десять месяцев воспользовались 13,1 млн человек. Доходы предприятий воздушного транспорта от перевозки пассажиров и грузов за январь–октябрь текущего года достигли 756,7 млрд тг, увеличившись на 9,1% к аналогичному периоду 2024-го. В прошлом году был отмечен рост на 15,7%.

Вместе с тем расширенная информация по распределению доходов отечественных авиакомпаний в разрезе видов сообщений даёт понимание, что рост доходов по внутренним рейсам в прошлом году был более значимым, чем по международным. Так, доходы от перевозки пассажиров внутри Казахстана в 2024 году составили 319,1 млрд тг — на 23,1% больше, чем в 2023-м. Доходы же по международным рейсам выросли на 11%, до 515,6 млрд тг. Частично такая разница объясняется более активным ростом пассажиропотока внутри РК.
Ситуация с ценами авиабилетов на внутренних рейсах уже не раз становилась темой для обсуждения на заседаниях парламента и правительства. Рост стоимости перелётов под микроскопом рассматривали и специалисты Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) РК. Так, в конце прошлого года специалисты АЗРК по жалобам провели оценку стоимости авиаперевозок отечественной компании FlyArystan. В итоге выяснилось, что цены на билеты компания увеличивала за счёт скрытых доплат, автоматически добавляемых на различных этапах бронирования перелёта. Это так называемое капельное ценообразование имело признаки злоупотребления доминирующим положением со стороны авиаперевозчика. По данным источника, компании было вынесено определение об устранении нарушения, и оно было исполнено. С весны текущего года в АЗРК проводится антимонопольный анализ работы системы внутренних авиаперевозок. Результаты пока не опубликованы.
