Спрос на пассажирские и грузовые авиаперевозки в октябре 2025 года вырос до 6,6% и 4,1% соответственно
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за октябрь 2025 года, передает DKNews.kz.
Пассажирские перевозки
- Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 6,6% по сравнению с октябрем 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 5,8% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в октябре составил 84,6% (+0,7 п.п. по сравнению с октябрем 2024 года).
- Международный спрос вырос на 8,5% по сравнению с октябрем 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 7,1%, а коэффициент загрузки составил 84,6% (+1,1 п.п.).
- Внутренний спрос вырос на 3,4% по сравнению с октябрем 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 3,6%, а коэффициент загрузки составил 84,6% (-0,1 п.п.).
«Октябрь показал уверенный рост: спрос на авиаперевозки увеличился на 6,6% год к году. Особенно примечателен прирост пассажиропотока на 4,5% у перевозчиков Северной Америки — после нескольких месяцев практически нулевой динамики. Дальнейшая динамика тоже выглядит позитивно: в ноябре провозная емкость вырастет на 3,6%, в декабре — на 4,7%. Это отражает высокий интерес к праздничным поездкам и активность компаний, которые завершают годовые сделки. На фоне неопределенности в экономике на 2026 год стабильный спрос на авиаперевозки — вместе с рабочими местами и вкладом отрасли в рост — остается важным положительным фактором, который должны поддерживать правительства» Генеральный директор IATA Уилли Уолш
Пассажирские перевозки в деталях – октябрь 2025 (в % по отношению к октябрю 2024 года)
|
Регион |
Доля рынка, %* |
RPK |
ASK |
Загрузка |
|
Весь мир |
100 |
6,6 |
5,8 |
84,6 (0,7) |
|
Африка |
2,2 |
8,8 |
8,3 |
73,9 (0,3) |
|
Азиатско-Тихоокеанский регион |
33,5 |
8,1 |
6,6 |
85,1 (1,2) |
|
Европа |
26,7 |
6,7 |
5,4 |
87,0 (1,1) |
|
Латинская Америка и Карибы |
5,3 |
6,1 |
5,8 |
84,6 (0,2) |
|
Ближний Восток |
9,4 |
10,5 |
8,1 |
82,4 (1,8) |
|
Северная Америка |
22,9 |
2,5 |
3,6 |
82,9 (-1,0) |
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Региональный обзор – международные пассажирские перевозки
Рост спроса на международные полеты (RPK) в октябре увеличился на 8,5% в годовом выражении. Двузначные темпы роста показали Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Коэффициент загрузки улучшился во всех регионах, кроме Северной и Южной Америки. Пассажиропоток внутри Азии показал выдающуюся динамику: заметно выросли перевозки в/из Китая, Японии и Вьетнама — каждое из этих направлений превысило отметку годового роста в 10%. Существенная динамика на Ближнем Востоке частично объясняется низкими показателями прошлого года, когда геополитическая напряженность в регионе приводила к сбоям в авиаперевозках.
|
Регион |
RPK |
ASK |
Загрузка (PLF) |
|
Азиатско-Тихоокеанский регион |
10,9% |
9,1% |
84,4% (+1,4 п.п.) |
|
Европа |
7,4% |
6,0% |
86,5% (+1.2 п.п.) |
|
Северная Америка |
4,5% |
4,7% |
84,2% (-0,1 п.п.) |
|
Ближний Восток |
10,7% |
8,1% |
82,5% (+2,0 п.п.) |
|
Латинская Америка |
7,2% |
8,2% |
84,6% (-0,8 п.п.) |
|
Африка |
7,3% |
5,3% |
74,1% (+1,4 п.п.) |
Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок
Внутренние пассажирские авиаперевозки выросли на 3,4% по сравнению с октябрем 2024 года, при этом коэффициент загрузки снизился на 0,1 п.п. до 84,6% на фоне увеличения провозной емкости на 3,6%. США вернулись к умеренному росту после двух месяцев снижения. Лидером динамики стала Бразилия, где зафиксирован рост спроса на 12,4%.
Внутренние пассажирские рынки – октябрь 2025 (в % по отношению к октябрю 2024 года)
|
Рынок |
Доля рынка* |
RPK |
ASK |
Загрузка |
|
Обобщенные показатели |
38,2 |
3,4 |
3,6 |
84,6 (-0,1 п.п.) |
|
Австралия |
0,8 |
3,8 |
5,1 |
85,2 (-1,1 п.п.) |
|
Бразилия |
1,1 |
12,4 |
10,5 |
85,2 (1,5 п.п.) |
|
Китай |
11,3 |
5,7 |
4,6 |
85,5 (0,9 п.п.) |
|
Индия |
1,7 |
4,6 |
5,5 |
81,5 (-0,7 п.п.) |
|
Япония |
1,0 |
4,2 |
-0,6 |
88,3 (4,1 п.п.) |
|
США |
14,4 |
1,3 |
3,1 |
82,0 (-1,5 п.п.) |
*% от RPK отрасли в 2024 г. Примечание: на эти шесть внутренних рынков приходится 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего объема внутренних перевозок.
Грузовые перевозки
- Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 4,1% по сравнению с октябрем 2024 года (+4,8% для международных перевозок).
- Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 5,1% по сравнению с октябрем 2024 года (+6,4% для международных перевозок).
«В октябре спрос на грузовые авиаперевозки вырос на 4,1% в годовом выражении. Это уже восьмой месяц подряд, когда рынок показывает рост, и при этом был установлен новый рекорд по месячным объемам. На направлении Азия – Северная Америка снижение продолжается шестой месяц, однако другие маршруты демонстрируют заметно более сильную динамику. Двузначные или близкие к этому темпы роста зафиксированы внутри Азии, между Ближним Востоком и Европой, а также между Европой и Азией. Эти изменения показывают, что грузовой сегмент помогает глобальным цепочкам поставок перестраиваться под влиянием торговой политики США. И это особенно важный сигнал сейчас, перед началом пикового сезона перевозок в четвертом квартале» Уилли Уолш, генеральный директор IATA
Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:
- Мировая торговля товарами в сентябре выросла на 5,3% в годовом исчислении.
- Мировое промышленное производство в сентябре увеличилось на 3,7% в годовом выражении — это самый быстрый рост с марта 2025 года и самый сильный месячный показатель с конца 2022 года.
- Цены на авиатопливо в октябре выросли на 2,5% по сравнению с прошлым годом, несмотря на снижение цен на нефть. Рост был обусловлен дефицитом на рынке дизельного топлива, что привело к удвоению спрэда между ценами на сырье и топливо в годовом выражении.
- В октябре мировое производственное настроение немного укрепилось: индекс PMI рос третий месяц подряд и достиг 51,45. Показатель новых экспортных заказов немного понизился до 48,31 и по-прежнему остается ниже порога роста в 50 пунктов, что отражает сохраняющуюся осторожность на фоне неопределенности в тарифной политике.
Грузовые авиаперевозки – октябрь 2025 (в % к октябрю 2024 года)
|
Регион |
Доля рынка* |
CTK |
ACTK |
Загрузка |
|
Весь мир |
100,0 |
4,1 |
5,1 |
47,1 (-0,5 п.п.) |
|
Африка |
2,0 |
16,6 |
20,0 |
41,3 (-1,2 п.п.) |
|
Азиатско-Тихоокеанский регион |
34,3 |
8,3 |
7,3 |
49,6 (0,5 п.п.) |
|
Европа |
21,5 |
4,3 |
4,3 |
54,7 (0,0 п.п.) |
|
Латинская Америка и Карибы |
2,9 |
-2,7 |
2,8 |
39,1 (-2,2 п.п.) |
|
Ближний Восток |
13,6 |
5,7 |
10,0 |
46,7 (-1,9 п.п.) |
|
Северная Америка |
25,7 |
-2,7 |
0,1 |
40,9 (-1,2 п.п.) |
*% от CTK отрасли в 2024 г.
Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за октябрь 2025 года по отношению к октябрю 2024 года:
- Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 8,3% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 7,3% в годовом исчислении.
- Североамериканские перевозчики в октябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,7% в годовом исчислении — это самый слабый результат среди всех регионов, сопоставимый с показателями Латинской Америки. Провозная емкость увеличилась на 0,1% в годовом исчислении.
- Европейские перевозчики в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 4,3% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,3% в годовом исчислении.
- Авиакомпании Ближнего Востока в октябре зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 5,7% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 10,0% в годовом исчислении.
- Латиноамериканские перевозчики в октябре зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,2% в годовом исчислении — это самый слабый результат среди всех регионов, сопоставимый с динамикой Северной Америки. Провозная емкость увеличилась на 2,8% в годовом исчислении.
- Африканские авиакомпании в октябре показали самый высокий рост спроса на грузовые авиаперевозки среди всех регионов — на 16,6% в годовом выражении. Провозная емкость при этом увеличилась на 20,0% в годовом исчислении.
Показатели торговых маршрутов
Объемы грузовых авиаперевозок в октябре 2025 года выросли по большинству основных торговых направлений, за исключением коридоров между Северной Америкой и Азией, а также внутри Европы, где наблюдалось снижение. Наиболее уверенный рост показало направление Европа–Азия. Хорошие результаты также зафиксированы на маршрутах Ближний Восток–Азия, Африка–Азия и внутри Азии. Направление Европа–Северная Америка продемонстрировало умеренный рост, тогда как Европа–Ближний Восток осталось примерно на уровне прошлого года.
|
Маршрут |
Рост, год к году |
Примечания |
Доля рынка в отрасли* |
|
Азия – Северная Америка |
-1,4% |
6 месяцев снижения подряд |
24,6% |
|
Европа – Азия |
+11,7% |
32 месяца роста подряд |
20,4% |
|
Ближний Восток – Европа |
+0,1% |
1 месяц роста |
5,6% |
|
Ближний Восток – Азия |
+11,5% |
8 месяцев роста |
7,3% |
|
Внутри Азии |
+9,0% |
24 месяца роста |
7,0% |
|
Внутри Европы |
-0,7% |
3 месяца снижения |
2,0% |
|
Северная Америка – Европа |
+2,6% |
21 месяц роста |
13,3% |
|
Африка – Азия |
+10,9% |
4 месяца роста |
1,4% |
*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.