На этой неделе неожиданно для всех покинул свой пост министр здравоохранения РК. Он объяснил свой уход туманно.
«Сегодня поддержали моё решение перейти в гражданский сектор и развивать здравоохранение через науку и социальные инициативы.
Главой государства было поручено стабилизировать ситуацию по COVID-19, повысить потенциал системы здравоохранения», - написал он в своем Facebook-аккаунте.
После этого он перечислил свои достижения на посту министра (об этом позже) и закончил: «В ближайшее время определимся с новым вектором трудового пути. Впереди ждут новые проекты. Всем желаю добра, крепкого здоровья и позитивного настроения. Всегда ваш, Алексей Цой».
О конкретных причинах ухода не сказано. Считает ли он свою министерскую миссию выполненной, - непонятно.
А когда людям что-то непонятно, то возникают разные домыслы и версии. Причем мнения разделились «фифти-фифти» и фигура Алексея Владимировича приобрела контрастную черно-белую окраску. Что, в принципе, ждет любого реформатора.
Какие в этой фигуре плюсы? Да, А.Цою удалось немыслимое. Когда его летом 2020 года назначили министром, по стране фиксировалось до 2,5 тысяч случаев заболевания Covid-19. Медицинский персонал был полностью деморализован: никаких вакцин не было, протоколы лечения постоянно менялись и болезнь наугад лечили врачи многих категорий – от пульмонолога до инфекциониста.
Новый министр отметил, что частая смена рекомендаций и подходов по противодействию COVID-19 повлекла за собой утрату доверия населения к действиям госорганов. Изменения в алгоритмах лечения коронавируса провоцируют хаотичный закуп лекарств населением и формируют искусственный дефицит для лиц, действительно нуждающихся в терапии на амбулаторном уровне.
Поэтому Цой первым делом разработал простые и понятные памятки по лечению инфекции на амбулаторном уровне, и всем стало, если не легче, то хотя бы определеннее.
Далее он предложил президенту, и, получив «добро», воплотил следующее:
- ускорил до максимума процедуры поставки и закупа лекарств, что простимулировало отечественных товаропроизводителей (только в 2020 году рост фарминдустрии в РК составил 47%, из 53 новых рентген-аппаратов 49 были произведены в Актобе);
- повысил доступность диагностики COVID-19 путем применения цифрового рентгена вместе с КТ;
- расширил количество лабораторий для тестирования;
- организовал мобильные бригады для заборов тестов;
- приказал оказывать медицинскую помощь на дому;
- ввел дистанционные консультации на амбулаторном уровне;
- повысил «эпиднастороженность» граждан (в СМИ чаще стали показывать страшилки про вирус и рассказывать о его страшных последствиях.
Кроме этого, как отметил сам Цой в своем аккаунте, «в каждом регионе построены новые инфекционные больницы, модернизирован парк машин скорой помощи, аппаратов ИВЛ, передвижных медицинских комплексов на селе <…>, создан необходимый запас лекарственных средств и изделий медицинского назначения, повышен потенциал СЭС и лабораторной службы, выпущена вакцина QazVac, и многое другое». «Буквально за короткое время сфера здравоохранения окрепла, нам удалось на системной основе повысить зарплату медработникам, разработать проекты законов по передаче медслужбы КУИС в минздрав, фармпромышленности, биологической безопасности, повышению статуса медработников и др. Утверждён Национальный проект "Здоровая нация", налажено продуктивное партнёрство с ВОЗ, ЮНИСЕФ и другими агенствами ООН, запущены проекты по оцифровке здравоохранения. И это лишь несколько направлений в которых вместе с коллегами удалось добиться хороших результатов».
Теперь о минусах. Их столько же, сколько плюсов. Это:
- бесконечные локдауны и ограничения (например, 5 июля 2020 года А.Цой ввел жесточайший локдаун, который остановил всю общественную жизнь);
- слабость работы мониторинговых групп и их коррумпированность;
- путаница в цифрах умерших от коронавируса. Только после критики президента появились точные данные;
- некорректная работа приложения Ashyq (хотя не только Минздрав здесь виноват);
- провал начала кампании с вакцинацией, после чего президент страны вынес предупреждение А.Цою и всему правительству;
- принуждение к вакцинации и отсутствие массовой разъяснительной работы, что вызвало резкий рост противников прививок (цитата из телеграмм-канала Kairat Kudaibergen).
И знаете, мне из этих отзывов ясно одно. Алексей Цой – один из самых креативных, компетентных и смелых чиновников за всю историю Казахстана. «Цой - один из профессиональных министров здравоохранения - и как политик, сумевший погасить конфликты и противоречия, и как медик, стабилизировавший ситуацию с COVID-19», - написал известный общественник Мурат Абенов.
Почему же ушел с поста столь любимый-нелюбимый министр? Скорее всего, потому что посчитал свою задачу кризис-менеджера исполненной. Он смог перестроить работу Минздрава, привлечь в него громадные инвестиции, и, в конечном итоге, обуздать пандемию.
Кем будет работать экс-министр? Автор еще одного популярного канала Михаил Козачков пишет: «Насколько я знаю, Алексеем Владимировичем очень довольны по обе стороны моста - и в Ак Орде и в библиотеке. По слухам, всерьёз рассматривается вопрос дальнейшего карьерного роста Цоя. Не удивляйтесь, если он станет акимом в одном из южных регионов, либо вице-премьером, курирующим социалку. Там как раз межведомственная комиссия, все дела. Тем более, впереди нас ждёт новая волна, омикрон бушует в Европе, скоро и нас накроет».
Что касается дальнейшего управления Минздрава (читай – разгребания системных проблем), то им займется другой человек. Возможно, это станет И.О.министра - Жандос Буркитбаев, начавший свою карьеру с должности врача-терапевта БСМП Алматы. То есть человек, знающий медицину и здравоохранение с самых нижних ступенек.
Кроме того, Жандос Конысович имеет 5(!!!) высших образований. Он поочередно окончил АГМИ им.Асфендиярова («Лечебное дело»), ЕНУ им. Гумилева («Государственное и местное управление»), ЮКМА («Фармация»), КМУ ВШОЗ (Магистр здравоохранения) и Университет «Туран-Астана» («Юриспруденция»).
Пожелаем же героям этой статьи – и экс-министру и И.О. министра - удачи, сил и терпения!
Андрей Зубов