Геополитическое значение Казахстана в условиях глобальных изменений

13295

В то время как New York Times рекомендует Алматы в качестве одного из туристических направлений, обязательных к посещению в 2024 году, а Astana Times сообщает, что в 2023 году в Казахстане побывали почти миллион иностранных туристов, можно заметить, что бурные протесты января 2022 года остались в прошлом, и что крупнейшая из бывших советских республик в Центральной Азии вернулась на траекторию успеха, определенной самой судьбой с момента обретения независимости в 1991 году. В действительности, эта страна, расположенная в бескрайних степных просторах, еще больше привлекла к себе геополитический интерес благодаря умелой многовекторной дипломатии, тогда, как война в Украине приводит Россию к открытому конфликту с Западом.

Свидетельством возросшего международного значения стали визиты в Астану в последние месяцы таких европейских государственных деятелей, как Эммануэля Макрона и Франка-Вальтера Штайнмайера, а также саммит «США - Центральная Азия», организованный Дж.Байденом в сентябре, - и это без ухудшений традиционных взаимоотношении Казахстана и его лидеров с двумя крупными соседями - Россией и Китаем.

Примечательно, что Президент Касым-Жомарт Токаев стремится к тому, чтобы казахи не забывали о тех трагических днях, начавшихся 2 января и закончившихся 11 января два года тому назад. В недавнем интервью К.Токаев поведал о случившемся, назвав беспорядки, в результате которых погибло более 200 человек, включая сотрудников сил безопасности, попыткой государственного переворота, хотя все началось как мирный протест против резкого повышения цен на топливо в стране, которая является крупным экспортером нефти и природного газа.

«Трагические события января были вызваны многолетними нерешенными социально-экономическими проблемами и общей стагнацией, которая обернулась деградацией как власти, так и общества. Это было видно невооруженным глазом», - отметил К.Токаев в интервью для Egemen Qazaqstan. Он добавил: «После моего избрания Президентом в 2019 году был взят курс на демократизацию политической системы, либерализацию общественной жизни, демонополизацию экономики. К разработке и реализации реформ активно подключились общественники, гражданские активисты, эксперты. Многие инициативы прорабатывались на различных диалоговых площадках, в том числе на заседаниях специально созданного мною Национального совета общественного доверия. … этот новый курс вызвал резкое неприятие влиятельных лиц, воспринявших его как угрозу глубоко укоренившемуся положению дел в стране и своему привилегированному статусу во властных структурах. С их стороны постепенно нарастало скрытое, а зачастую и открытое сопротивление реформам. В конце концов, чтобы повернуть вспять преобразования и восстановить прежние порядки, они решились на крайние меры».

Президент продолжил: «Эта группа высокопоставленных лиц имела огромное влияние на силовые структуры и криминалитет, поэтому был выбран вариант организации насильственного захвата власти. По данным следствия, подготовка началась примерно с середины 2021 года. Затем Правительство приняло непродуманное, неправомерное решение по резкому повышению цен на сжиженный газ, и в Мангыстауской области подстрекаемые провокаторами люди вышли на демонстрации. Правительство по моему поручению создало специальную комиссию, которая выехала в регион для встреч с представителями общественности и принятия компромиссного решения. Но протесты приобрели экстремистский характер, чем воспользовались заговорщики.

Расследование Генеральной прокуратуры показало, что развитие январских событий носило «волнообразный» характер.

Вначале были митинги в Мангыстауской области, которые нашли продолжение в других регионах. Несмотря на все усилия центральной власти и акиматов, ситуация в стране приобрела характер дестабилизации, переговоры и диалог для нахождения компромиссных решений не находили поддержки организаторов волнений.

Начались первые столкновения во многих регионах страны. Все это было на руку заговорщикам, которые через специально подготовленных людей всячески потворствовали нагнетанию обстановки. Но даже в такой сложной ситуации органы правопорядка избегали применения силы. Это была вторая волна.

Третья волна началась, когда в дело вступили криминальные банды, лидеры которых были подконтрольны заговорщикам и имели контакты с террористами, в том числе прибывшими извне. Используя специальные технологии, провокаторов, бандитов, они превратили мирные протесты в массовые беспорядки, сопровождавшиеся масштабным насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества. В условиях хаоса к происходящему подключились вооруженные бандиты, террористы, которые одновременно, по единой команде устроили атаки на здания органов власти, силовых структур, оружейные магазины, арсеналы сил правопорядка и воинских частей. Причем речь идет не только об Алматы, но и целом ряде областных центров.

Напомню, во время январских событий было похищено более трех тысяч единиц оружия, в том числе автоматов, пулеметов и даже гранатометов. Кроме того, нападениям подверглись транспортная инфраструктура и объекты телекоммуникаций. Повторюсь: бандиты и террористы действовали организованно, в тесной координации друг с другом.

В попытке государственного переворота совместно участвовали экстремисты, криминалитет, религиозные радикалы. Они преследовали цель посеять страх среди граждан, дезорганизовать государственные институты, подорвать конституционный строй и, в конечном итоге, захватить власть».

В обширном интервью, в рамках которого он подкрепил официальную версию беспорядков, Президент Казахстана рассказал, что ему даже советовали покинуть свою официальную резиденцию Акорда в Астане, и ходили разговоры о том, что он может покинуть страну, но перед угрозой торжества хаоса очевидным выбором стало остаться и справиться с проблемой, о чем он дал понять населению в телевизионном обращении. Он также подчеркнул, что призыв о направлении миротворцев был обращен к Организации Договора о коллективной безопасности, а не к России, и войска были направлены несколькими странами, среди которых было множество российских солдат, а также армяне, белорусы, таджики и кыргызы. Когда они прибыли, ситуация уже была под контролем, и в основном они выполняли роль сдерживания атак на объекты инфраструктуры, а вывод войск произошел через несколько дней.

Президент также затронул проблему так называемого двоевластия, поскольку его предшественник, Нурсултан Назарбаев, формально ушел в отставку в 2019 году, но как отец независимости, носящий титул Елбасы, он все еще воспринимался некоторыми как реальный лидер. К.Токаев, дипломат, который в свое время занимал пост премьер-министра, признался в интервью, что предупреждал своего предшественника о риске политических игр со стороны тех, кто видел в старом лидере (сейчас ему 83 года) защитника своих интересов, предпочитая скорее дестабилизировать страну, чем принять реформы К.Токаева, которые на том раннем этапе были еще довольно робкими.

Показателен ответ К.Токаева на вопрос о недавно опубликованных мемуарах Н.Назарбаева – политика, наделенного яркой харизмой. Последний советский лидер Михаил Горбачев, впечатленный его личными качествами, едва не предложил ему пост вице-президента: «на мой взгляд, эта книга представляет интерес как летопись строительства Независимости. Как сказал один острослов, мемуары тем важны, что если там только 50 процентов правды, то этого уже достаточно, чтобы представить масштаб исторических событий.

Нурсултан Назарбаев – историческая личность, свидетель нескольких эпох. Он начал карьеру как комсомольский активист при Хрущеве, ушел в отставку спустя более шестидесяти лет. Его вклад в становление независимого Казахстана очевиден, он заслуживает справедливой исторической оценки». Нынешний президент Казахстана подчеркнул, что «с интересом читаю мемуары, публицистику, политические очерки», при этом отметил, что у него нет времени на собственные мемуары, которые когда-нибудь могли бы быть опубликованы. Возможно, когда-нибудь в другое время.

Если Н.Назарбаев важен для понимания Казахстана, девятой по величине страны мира, то К.Токаев также оставляет свой яркий след, особенно в сферах, где наблюдается явная преемственность, как многовекторная дипломатия либо мирное сосуществование поликультурного населения. Народа, в котором этнические казахи, тюркоязычные мусульмане, составляют две трети от 20 миллионов жителей, а самое большое меньшинство - русские, славяне-христиане - около 15%.

В области диверсификации экономики для снижения зависимости от экспорта нефти и газа, и создании более конкурентоспособной политической системы, отвечающей желаниям населения, которое пользуется благами стабильного социально-экономического прогресса и демонстрирует признаки уверенности в будущем благодаря демографической силе, которой позавидовала бы любая стареющая европейская страна: по статистике, общий коэффициент рождаемости составил 3 ребенка на одну женщину.

С 2022 года в стране проводятся политические реформы, сопровождающиеся принятием законов, направленных на защиту прав человека, в том числе конституционный референдум, однако оценка уровня демократизации международными организациями остается ниже ожиданий К.Токаева (в индексе Economist позиция ниже, чем к Монголии, но лучше, чем у Узбекистана или России, а также лучше, чем у Китая). В области экономики положительные результаты более очевидны и объясняют, почему политики и бизнесмены приезжают в Астану. Европейский Союз - главный торговый партнер, США продолжают инвестировать, а Китай набирает силу, что позволяет ему уравновесить традиционно тесные отношения с Россией.

В интервью республиканской газете Egemen Qazaqstan, которой уже более века, К.Токаев говорит о цели удвоения ВВП к 2029 году, учитывая, что сегодня Казахстан занимает 52-е место в мире по объему экономики с валовым продуктом в $260 млрд., что почти равно показателю Португалии. Это амбициозная цель, которая требует для открытой экономики смелых мер, как возможность строительства атомных электростанций, которые должны быть вынесены на референдум, о чем в очередной раз заявил Президент, зная о неприятии значительной частью населения идеи атомной энергетики, учитывая драматический опыт Семипалатинска, полигона на северо-востоке страны, где Советский Союз провел более 400 испытаний. Одним из наследий Н.Назарбаева является антиядерная дипломатия, чего К.Токаев не отрицает, но он стремится аргументировать разницу между военным и гражданским атомом, а также то, что страна может получить от последнего: «Чистая атомная энергия очень важна для Казахстана. Это принципиальный вопрос для будущего нашей экономики». Речь идет о стране, которая является ведущим мировым производителем урана.

Об отношениях с Россией и Китаем К.Токаев говорит оптимистично, подчеркивая саммиты с В.Путиным и Си Цзиньпином, высоко оценивая мир и перспективы экономического сотрудничества, традиционного с Москвой и весьма многообещающего с Пекином. Но в недавнем прошлом К.Токаев не раз посылал В.Путину четкие сигналы, например, о территориальной целостности Украины, захваченной в феврале 2022 года, не забывая о том, что десять лет назад российский президент сам поставил под сомнение казахскую государственность, хотя казахское ханство существовало в XV-XIX веках. Чтобы избежать критики со стороны Запада, Казахстан решил, что не может быть соучастником России в обходе международных санкций, даже если в очередном испытании умения сохранять геополитический баланс страна воздержится в ООН при голосовании, осуждающем Москву. Что касается Китая, то Президент Казахстана считает, что «в отношении Китая у нас не должно быть страхов, привнесенных извне или основанных на представлениях давно минувших дней» - это ответ на естественные тревоги 20-миллионого народа перед растущим влиянием страны с населением в 1,4 млрд.человек.

Возвращаясь к рекомендациям New York Times, Алматы – это прекрасный город для посещения, располагающий очень европейской атмосферой и горами впечатляющей красоты, полными снега зимой. Девятую по величине страну мира природа не лишила чудес кроме необъятных простор, и лично я, после трех репортажей из Казахстана, не могу не порекомендовать посетить новую столицу (она заменила Алматы в 1997 году), представляющую собой некое состязание в архитектурном модернизме, которая в 2019 году была переименована в Нурсултан, в честь отца независимости, и затем снова переименована в Астану, явно отражая новые политические реалии после январских беспорядков 2022 года, уроки которых К.Токаев, очевидно не желает забыть, даже если название интервью - «Как прогрессивная нация, мы должны смотреть только вперед».

Леонидиу Паулу Феррейра

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -