Обращения в государственные органы: правила регистрации учета и рассмотрения

1303
Фото: Военный департамент  Комитета ПСиСУ ГП РК

Каждый человек, проживающий на территории Республики Казахстан, имеет определенные права и обязанности. Согласно ст. 33 Конституции РК одним из таких прав является право обращения граждан Республики Казахстан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Именно обращения нужно рассматривать как один из важнейших институтов защиты своих прав, свобод и законных интересов физическими и юридическими лицами. Обращения граждан являются «обратной связью», возможностью выражать собственное мнение о происходящих событиях, процессах, вносить предложения по совершенствованию и просто реализовывать свои иные права и интересы.

В целях повышения эффективности работы государственных органов и прозрачности рассмотрения обращений граждан в Казахстане введено «Электронное обращение».

С введением Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (АППК) с 1 июля 2021 года в нашей стране кардинально изменилась работа с обращениями граждан, путем внедрения электронной системы «е-Otinish». Административные процедуры рассмотрения обращений физических и юридических лиц четко регламентированы и унифицированы.

Согласно АППК и Приказа Генерального Прокурора Республики Казахстан от 4 января 2023 года № 4 «Об утверждении Правил регистрации, учета обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица со стопроцентным участием государства, а также ведения информационной аналитической системы «Электронные обращения» все обращения подлежат приему и регистрации в «е-Otinish». Обращения в органы государственной власти могут поступать в устной форме на личном приеме, который проводится согласно графику приема граждан. Также через почтовую связь, в электронном виде.

При поступлении обращений в письменной (бумажной) или устной форме их регистрация в «е-Otinish» осуществляется путем заполнения форм ОЛ-1, ОЛ-2, и З-1 на каждое действие. Не подлежат рассмотрению анонимные обращения.

После регистрации в «е-Otinish» по каждому обращению заявителю выдается талон с уникальным номером с указанием даты и времени, фамилии и инициалов, должности лица, принявшего обращение, через «ящики для жалоб и заявлений», сведения, содержащиеся в талоне, направляются на абонентский номер сотовой связи или электронный адрес при их отражении в обращении, сообщении, запросе, отклике и предложении. В случае отсутствия в обращении абонентского номера сотовой связи или электронного адреса талон заявителю не направляется.

В случае несоответствия обращения требованиям, установленным законодательством, административный орган, должностное лицо указывают заявителю, каким требованиям не соответствует обращение, устанавливают разумный срок для приведения его в соответствие с требованиями. Возврат обращения не препятствует повторному обращению. Заявитель до принятия решения по административному делу может отозвать обращение на основании своего письменного заявления. Отзыв обращения заявителем не лишает его права на подачу повторного обращения при условии соблюдения сроков, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан.

Далее, обращения, поступившие по общедоступным информационным системам и соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан об электронном документе и электронной цифровой подписи, подлежат рассмотрению в установленном порядке. В случае, если в обращении содержится информации о готовящемся преступлении или теракте, то оно направляется в соответствующие органы и ответ по ним не дается. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы, либо их копии.

Учет и контроль по регистрации обращений граждан осуществляется Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (Комитет).

Сегодня мы наблюдаем, что все больше граждан обращаются в органы государственной власти за защитой своих прав. Такой вывод можно сделать на основе анализа количества обращений. Ежегодно поступает более 3 млн. обращений. Тематика обращений разнообразна.

Так, по стране за 2023 год поступило 3326029 обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений, 751797 - направлено в другие органы для рассмотрения по компетенции, 2548712 - рассмотрено обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений. В том числе, только по Военному департаменту Комитета за 2023 год: поступило 33960 обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений, 4362 - направлено в другие органы для рассмотрения по компетенции, рассмотрено 29236 обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений, в том числе 5856 - в порядке административной процедуры. 23380 - в порядке упрощенной административной процедуры, 4297 - принято административных актов, 964 административных процедуры прекращено.

Таким образом, каждый гражданин обладает правом на обращение. В целях реализации своих прав и интересов граждане могут обратиться в любую организацию. За исключением случаев, установленных законов, все обращения, поступившие в организацию, подлежат рассмотрению. Должностные лица должны в установленные сроки рассмотреть обращение и дать на него ответ.

Прокурор Военного департамента  Комитета ПСиСУ ГП РК, юрист 2 класса А. Алтынбай

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -