Служба и воспитание в одном ряду

5753
Фото: Пресс-служба Национальной гвардии РК

Скромность и трудолюбие, упорство и саморазвитие – такими качествами может похвалиться далеко не каждый. Но тот офицер Национальной гвардии, у которого эти и другие положительные морально-психологические качества развиты на высоком уровне, однозначно достоин похвалы и подражания. Один из таких лидеров и отличников – подполковник в отставке Данил Ваганов. Предлагаем вам, уважаемые читатели, познакомиться поближе с нашим ветераном.

- Данил Галимович, начнем интервью с вопросов про Ваших родителей, про Ваши детство и юность.

- Нет, конечно. Родился я 4 июля 1965 года в западной части Казахстана, в городе Уральск. Мой отец Галим Халикович работал закройщиком верхней мужской одежды. Мама Халида Абдулловна, ровесница папы, трудилась мастером по пошиву одежды. Так что родители родом из одной производственной сферы и создавали одежду с большим удовольствием и высокого качества, поэтому пользовались большим уважением среди коллег и клиентов. Увы, они не дожили до наших дней.

У меня был родной брат Халел Галимович, который после учебы в военном училище как положено отслужил и вышел на пенсию. К горькому сожалению, он скончался от COVID-19 в 2022 году. Так что из всей семьи я остался один. Кстати, Халел и я, оба в свое время закончили одно военно-учебное заведение. Это в свое время очень известное Ленинградское Высшее военно-политическое училище ПВО имени Ю.А. Андропова. Только брат закончил его в 1984 году, а я позже, в 1987 году. Подробнее про курсантские годы расскажу чуть позже.

В детские годы родным учебным заведением для меня стала средняя школа № 16 в городе Уральск. Из всех учебных предметов больше всего меня вдохновляли литература, история и физкультура. Спорт для меня стал отдельным любимым направлением. Еженедельно с большим удовольствием занимался спортивной стрельбой. Как один из лучших стрелков участвовал в городских и областных соревнованиях и достиг второго взрослого разряда. Пистолет Марголина знал наизусть и мог стрелять из него, образно выражаясь, из любого положения. Так что мог бы пойти в профессиональные снайперы, но я выбрал несколько другое направление и об этом ни капли не жалею.

- Господин подполковник, что побудило Вас выбрать профессию защитника Родины?

- Решающую роль сыграл родной дядя – мамин младший брат, кадровый офицер. Когда наш подполковник приезжал к нам в гости, то я жадно слушал все его рассказы, как он служил на Камчатке, в Днепропетровске и даже в составе ГСВГ в Восточной Германия. Закончил дядя службу в Беларуси. Увы, его тоже нет с нами.

Повлияли на мою будущую судьбу и советские военные фильмы, начиная про легендарного начдива (начальника дивизии) Василия Чапаева и заканчивая знаменитой киноэпопеей «Освобождение». Так что к моменту окончания средней школы я абсолютно не сомневался, что выберу военную профессию. Но, правда, путь к погонам не оказался легким и гладким.

Помню, как в 1982 году я поехал поступать в военное училище, но не хватило баллов. Конечно же, было очень обидно на душе, но я не из тех, кто сдается. Да, пришлось вернуться домой, но я твердо решил стать кадровым офицером. А пока временно устроился учеником токаря на местном Арматурном заводе имени В.И. Ленина. Ежедневно трудился и готовился к поступлению в военное училище. Готовился усердно, ибо знал, что мечта обязательно осуществится.

Вскоре наступило долгожданное лето 1983 года, и на этот раз я поступил. Как говорится, кто хочет и стремится, тот добьётся всего. После зачисления начались долгожданные курсантские будни: занятия, тренировки, практика. Учеба и дальнейшая служба шли строго по линии ПВО. Да, войска противовоздушной обороны стали моей судьбой и биографией.

- Как сложилась Ваша офицерская карьера?

- Выпустился я в 1987 году заместителем командира роты по воспитательной работе, простыми словами – замполитом. По распределению уехал в Забайкальский военный округ. Приехал в штаб округа, штаб которого располагался в суровом городе Чите и там получил назначение в воинскую часть, «спрятавшуюся» в Улан-Удэ, на должность секретаря комитета комсомола батальона. С 1987 года на этой должности пробыл ровно два года.

В 1989 году я уехал на новое место службы, а именно в т.н. в северную группу советских войск. Меня, образно говоря, ждал польский город Явор. Любимой стала должность заместителя командира роты по воспитательной работе. Может быть, я так бы и служил дальше в Восточной Европе, но начались всем известные перемены: развал организации Варшавского договора и его главной страны – СССР. Пришла для всех нас совсем другая жизнь.

В 1992 году начался вывод советских войск из Польши. Попал я в Приволжский Уральский военный округ, в одну из его воинских частей и вновь я стал замполитом роты и до 1994 года прослужил там. Ведь, как кадровый офицер, я привык служить там, куда назначат. Но рано или поздно надо было возвращаться на Родину, и я перевелся во Внутренние войска, в родной Казахстан.

- Какой служебный путь Вы прошли в нашей стране?

- В марте 1994 года прибыл в бригаду Внутренних войск МВД РК. Её штаб находился в городе, в котором я родился и вырос, так что я вернулся на свою Родину. Бригада только начинала свой путь, первым комбригом стал полковник Александр Утегалиев. Увы, его уже несколько лет нет с нами.

Казахстанская часть служебной биографии началась с того, что меня назначили заместителем командира батальона по воспитательной работе. Через два года я стал начальником отделения ВиСПР этой же бригады. Увы, не все гладко было в моей жизни. Заболела дочь, и мне по возникшим семейным обстоятельствам пришлось отказаться от перевода в другой регион и остаться в Уральске. К сожалению, дочь стала инвалидом первой группы. Прослужив в старой должности шесть лет, я был переведен в воинскую часть 5517 на должность заместителя командира полка по ВиСПР. Два года пробыл на этой позиции.

Вскоре судьба приготовила еще один поворот – я перешел из воспитательной сферы в кадровую. Меня назначили начальником отдела кадров в воинской части 5515. Через два года я вновь поменял сферу. В штатной структуре бригады открылась новая должность – штатный оперативный дежурный. Так я стал старшим офицером-оперативным дежурным в той же воинской части. С этой должности в мае 2009 года я и ушел на заслуженный отдых по болезни.

Дома как многие «молодые» пенсионеры на стал сидеть. Успел поработать старшим смены – охранником у одного предпринимателя, который владел салоном бытовой техники. Через пять лет ушел оттуда, так как надо было менять место жительства по уважительной причине. Наша семья переехала в российский город Саратов, в котором дочери должны были сделать операцию. К горькому сожалению, переезд на новое место жительства не спас нашу красавицу, и она в возрасте 31 года покинула мир. Онкология выиграла бой против нас. Годы прошли, а утрата дочери до сих пор отзывается болью в моем сердце. Ладно, не будем ворошить прошлое.

- Да, извините, что заставил Вас вспомнить трагические страницы. Поэтому давайте перейдем на более приятную тему. Как Вы познакомились со своей второй половинкой?

- С будущей супругой, с Натальей Николаевной я познакомился в далеком 1983 году в родном Уральске. Поженились мы в 1986 году. Кстати, нас познакомил мой друг, как будто чувствовал, что мы подходим друг другу.

У Натальи вполне обычная биография. Закончив в 1983 году школу, она отучилась в Уральском педагогическом колледже, освоив специальность «учитель начальных классов». Получив учительский диплом в 1985 году, стала работать в городской средней школе № 23 по своей специальности.

Но долго я не дал супруге трудиться, ее ждала новая жизнь. В 1986 году я, будучи курсантом (перешел с третьего на четвертый курс), забрал молодую супругу в Ленинград. И с тех пор она моталась со мной по гарнизонам. Если я служил в большом воинском подразделении, а рядом располагался город, то она устраивалась воспитателем в детский сад в военном городке, как это было, когда мы жили в Горелово. Ведь для детского садика, куда ходили дочки и сынишки офицеров, всегда нужны воспитательницы и нянечки. А вот когда судьба меня забрасывала на службу в отдельную точку, то Наталье приходилось сидеть дома.

А когда родилась наша Дина, то моей жене пришлось сразу стать опекуном и ухаживать за малышкой, так как ей поставили инвалидность из-за тяжелой болезни, и наша дочурка всегда была дома, ибо в любой момент с ней мог случиться приступ. Сколько сил потратила моя супруга, борясь за дочь, только знаем мы, родные и близкие. Уже в пятьдесят лет Наталья стала пенсионеркой, к тому времени мы уже жили в Саратове.

Сын Артем у нас появился позже, в 1996 году. Сегодня он работает и живет в Санкт-Петербурге. Местом его работы является Ленинградский кораблестроительный институт. Туда он пришел далеко не сразу. После школы отучился в поварском колледже, затем отслужив срочную, остался на сверхсрочную. Образно говоря, отбарабанил шесть лет и в декабре 2021 года ушел из армии.

- Какое у Вас основное хобби?

- Это рыбалка, ведь я родился и вырос в Уральске. А вот на охоту могу только смотреть. Увы, не «зажегся» этим видом досуга, хотя все, что связано с охотой, мне очень интересно. Ведь не случайно я очень любил читать произведения Джека Лондона. Его знаменитая повесть «Белый клык» поразила мое воображение как яркое незабываемое приключение и навсегда осталась в детских впечатлениях. Могу чуток похвастаться тем, что детские книги, которые прочел много лет назад, до сих пор красуются на моих полках. И не просто красуются, а всегда готовы к повторному прочтению. Так что всегда могу их перечитать и окунуться в мир юношеских воспоминаний. Фильмы как многие мои ровесники люблю в основном по военной тематике, особенно про Великую Отечественную войну.

- Какой у Вас главный девиз в жизни?

- Уверен, у многих людей сегодня девизы, слоганы, словесные установки выглядят либо модно, элегантно и привлекательно, либо за основу берутся яркие цитаты известных людей. А у меня очень простой девиз: «Только вперед!». Зато эта простая фраза помогала мне решать любые задачи.

- Ну, а теперь наш коронный вопрос. Есть ли в Вашей биографической копилке интересные эпизоды?

- Конечно же есть. Например, как я жил двойной жизнь в курсантские времена из-за своей супруги. Представляете, у всех курсантов была обычная казарменная жизнь, особенно ночью, а у меня по-другому, как у взрослых.

- Как это?

- Да, очень просто. Я уже Вам говорил, что женился в 1986 году и привез невесту в Ленинград, за год до моего диплома. Так вот с осени 1986 до лета 1987 года я практически не ночевал в казарме, так как мы с Натальей снимали комнату в частном доме в поселке Торики. Наше жилище находилось недалеко от нашего военного городка. Каждую ночь я тайком «смывался» с училища и бежал к своей благоверной, а рано утром я возвращался тем же маршрутом.

Кстати, ни разу не попался. Ровно к семи часам утра я стоял в строю на плацу и вместе с товарищами делал зарядку. Фактически у меня была двойная жизнь – день в армии, ночь в гражданской сфере. Чтобы увидеть супругу, я еженощно преодолевал расстояние между двумя объектами бегом за 10-15 минут. Это было целое искусство - пробежать территорию военного городка, чтобы не поймал тебя дежурный по училищу. Затем надо было незаметно перелезть через забор, ну, а дальше легче – ибо ночь в поселке шла очень тихо, никаких патрулей. А утром, как я уже сказал, обратный ход. Единственное, что было легко, так это проводить субботу-воскресенье дома с супругой, ведь в эти дни нам давали увольнение. Ну, а с понедельника по пятницу полный экстрим. Так что выпускной курс для меня запомнился не только учебой, но и ночным марафоном.

Кстати, я вспомнил один весьма веселый случай из курсантской жизни, когда меня наказали за авантюризм и веселый нрав. Рассказать?

- Внимательно слушаем Вас.

- Дело было на втором курсе. Шла осень 1984 года. В тот «веселый» день я был дневальным по батарее. Было воскресенье, поэтому половина личного состава ушла в город, в увольнение. В казарме остались те, кто по разным причинам не попал в город.

На нашем этаже, где располагалась батарея, находился кабинет командира дивизиона. В то время эту должность занимал полковник Анатолий Ручкин. Я пошел в его кабинет наводить порядок, ибо каждое воскресенье в его кабинете натирали полы мастикой. С этой целью я туда и зашел.

И тут на меня, образно говоря, нашло что-то. Ведь на глаза попался самый настоящий парадный офицерский китель. Висит на плечиках и вместе с фуражкой «никого не трогает». Решил я примерить это чудо дивное на себе. Ведь для юного курсанта парадный китель старшего офицера – это восьмое чудо света, да еще и с наградами. Почему я осмелел? Да, потому что я был совершенно один в кабинете. Кто еще кроме дневального, т.е. меня, туда заглянет? Так что через пару минут я «стал полковником».

Посмотрел на себя в зеркало, подумал: «Какой я красавчик». А затем решил прогуляться по казарме без всякой задней мысли. Эх, если б я знал, к чему приведет моя мальчишеская выходка. Пока я важно вышагивал по казарме, другие курсанты в кубриках были заняты своими делами. Одни играли на гитаре, другие смотрели телепередачи, третьи подшивались. Через несколько секунд их спокойствие «нарушилось». Перед их изумленным взором по стометровке важно вышагивал знакомый незнакомый юный «полковник».

Увидев взгляды товарищей, я окончательно вошел в роль строгого и солидного старшего офицера и громко спросил своих однокашников: «В чем дело? Почему не слышу команды – Батарея, смирно». Возникла неловкая пауза. А потом все, кто узнали меня, начали громко и заразительно смеяться. А один даже крикнул – Батарея, смирно!

Эх, зачем он это сделал? Ответственным по батарее в тот злополучный день был командир взвода лейтенант Александр Кучумов. Увы, года четыре назад Александр Григорьевич погиб под колесами грузовика. Он был подполковником в то время. Жаль человека. Но рассказ я продолжу. Так что вернемся в тот далекий курсантский день.

Лейтенант находился в канцелярии в тот момент, когда я вошел в роль большого командира. Услышав команду, Кучумов выскочил из кабинета и бегом в сторону крика. Видит, что в проходе кто-то в кителе полковника. Надо тут сказать, что у Александра была близорукость. Тогда в училище брали и таких людей, наверное, была нехватка кадров.

Лейтенант побежал в кубрик к моему силуэту. Приближаясь, Кучумов резко остановился и не доходя до меня, сделал три строевых шага и приложил руку к фуражке. Он уже хотел доложить по форме, как вдруг он удивленно остановил свою руку и «подавил» обычное приветствие младшего офицера старшему. Он просто узнал меня. Наступила тягостная вечная пауза. Он замолчал. Рука лейтенанта медленно опустилась, и он говорит мне: «Вы бессовестный человек. У Вас дисциплина хромает». И сказано было это с такой болью, отчаянием и обидой, что эта картина мне навсегда врезалась в память. Может быть, лейтенант и простил бы меня за дурацкую выходку, но, увы, кое-что помешало ему остаться добрым и понимающим юношеский юмор.

Дело в том, что когда Кучумов побежал ко мне, то курсанты, видя нелепость создавшейся ситуации, не просто засмеялись, а дико заржали как самые настоящие кони, извиняюсь за просторечное выражение. Вы бы видели, как прекрасное лицо лейтенанта медленно меняло белый цвет на красный. Чем больше оно краснело, тем больше все холодело внутри меня. До сих пор помню ту секунду, когда Кучумов сквозь зубы медленно и четко выговорил: «Вы негодяй, я Вам этого никогда не забуду. Идите, снимайте китель».

Затем совсем не добрый наш командир тут же построил в проходе всю батарею, точнее тех, кто был в казарме. Мы построились, понимая, что тучи сгустились очень быстро. К тому времени, естественно, я уже был без злополучного кителя. По приказу лейтенанта вышел перед всем строем с виноватым видом. Офицер при всех сказал мне: «Я сейчас Вас наказывать не могу, ведь Вы находитесь в суточном наряде. Но вечером, как Вы сменитесь, я Вас накажу в дисциплинарном порядке». Александр сдержал свое слово.

Вечером мы снова построились. Меня вывели из строя. Мой несчастный вид лицезрел весь личный состав, ведь с города вернулись те, кто был в увольнении. Они как раз и стояли удивленные на нашей вечерней обязательной поверке. А может уже и не удивленные. Слухи в коллективе распространяются быстрее пули и света – это аксиома.

Курсанты стоят, не шелохнувшись. Я - перед ними и офицером. Секундная пауза и как колокол звучит в мой адрес железная формулировка – За подрыв авторитета командования трое суток ареста. Да, меня ждала гарнизонная гауптвахта, но не сразу. Переночевал я ночь в казарме и на следующий день после завтрака меня туда отвели. Наверное, многие знают, что такое гауптвахта.

Настроение было не очень приятным – я прокручивал много раз тот глупый поступок. Ну, откуда я мог знать, что лейтенант Кучумов в момент моего «парада» будет в казарме. Я наивно тогда подумал, что лейтенант вышел на улицу и общается с офицерами, которых назначили на выходной день ответственными. Обычно он так и делал. Но тот день был явно не моим, поэтому и влип я по полной программе. Кстати, я пытался к нему подойти после гауптвахты и попросить прощение. Увы, мое раскаяние не растопило лёд в лейтенантском сознании.

Я так и сказал тогда ему: «Простите меня, пожалуйста. Я же не мог подумать, что в это время Вы будете в казарме». Ответ моего «судьи» не был утешительным. Офицер все равно сердился очень долгое время и до самого моего выпуска припоминал мне этот случай. Причина такого долгого негодования была очевидной. Ведь в то злополучное воскресенье курсанты видели, как офицер бежал, как шел строевым шагом и как вошел в ступор. Он секунд двадцать тогда смотрел на меня, переваривая информацию. А когда услышал общий громкий смех юных подчиненных, то чувство обиды заполнило все его сознание. Вот такой случай я и вспомнил сейчас. Надеюсь, что Вам было интересно меня послушать. А так, в принципе мы все жили дружно, стараясь не нарушать устав и во всем слушаться старших.

- Да, интересно Вы жили, господин полковник! Однако время нашего интервью исчерпано. Поэтому большое спасибо Вам за увлекательный рассказ. Желаем Вам крепкого здоровья и семейного благополучия.

- И Вам спасибо за внимание к ветеранам.

Подполковник запаса Алтай Сиырбаев

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -