За полгода уже выявлено больше нарушений, чем за любой из предыдущих пяти лет
В первом квартале 2025 года предприниматели и компании РК оказали услуг в сфере рекламной деятельности и исследования конъюнктуры рынка на сумму 160,1 млрд тг — на 8,4% больше, чем за аналогичный период 2024-го. Индекс физического объёма составил 106,6%.
Без учёта ненаблюдаемого сектора объём оказанных услуг составил 158,7 млрд тг, увеличившись на 7,4% в годовом выражении.
В разрезе направлений:
- объём услуг рекламных агентств вырос на 9,5%, достигнув 132,9 млрд тг;
- объём услуг по размещению рекламы в СМИ увеличился сразу на 70,8%, до 13 млрд тг;
- объём услуг по исследованию конъюнктуры рынка и изучению общественного мнения сократился на 31,7%, составив 12,8 млрд тг.
Лидеры по регионам
Наибольший объём оказанных услуг в секторе был зафиксирован в Алматы: 131,9 млрд тг, или 83,1% от общего объёма по стране. На втором месте оказалась Астана (11,8 млрд тг, плюс 62,1% за год), на третьем — Алматинская область (3,5 млрд тг, рост — в 4 раза).
Меньше всего услуг в сфере рекламной деятельности и исследования конъюнктуры рынка было оказано в Туркестанской, Улытауской и Атырауской областях.
На фоне роста объёмов услуг в РК неожиданно был зафиксирован всплеск количества административных правонарушений в сфере рекламы.
В январе–июне 2025 года в стране зарегистрировали 79 нарушений законодательства о рекламе, тогда как за аналогичный период прошлого года было всего 5 подобных случаев, то есть их количество выросло почти в 16 раз.
Численность лиц, привлечённых к административной ответственности, также резко увеличилась: 78 человек, против 4 человек годом ранее. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 16,2 млн тг (в 2024-м — 775,3 тыс. тг), из которых 13,9 млн тг (или 85,9%) было фактически взыскано.
Для сравнения: за весь 2024 год было зафиксировано 10 нарушений законодательства о рекламе, в 2023-м — 15 случаев. Таким образом, за первое полугодие 2025-го нарушений оказалось больше, чем за любой полный год последней пятилетки.
Причины резкого роста
Одной из ключевых причин увеличения количества правонарушений в секторе стало внесение поправок в Закон «О рекламе». Среди нововведений:
• запрет на распространение аудиорекламы на открытом воздухе в населённых пунктах и вдоль автодорог;
• запрет на размещение наружной рекламы на тротуарах, велодорожках, улицах и автодорогах;
• введение требований к демонтажу незаконной рекламы.
Эти изменения ужесточили правила и усилили контроль за соблюдением законодательства в рекламной сфере, что и привело к резкому росту числа зафиксированных нарушений.
Немного интересных фактов о восприятии рекламы населением
Согласно данным Market Data Reports, большинство потребителей в мире не доверяют рекламе из-за широко распространённых вводящих в заблуждение утверждений и преувеличений.
- 81% потребителей утверждают, что недостоверная реклама снижает их доверие к компаниям.
- 70% опрошенных считают, что реклама часто преувеличивает преимущества продуктов.
- 63% потребителей приобрели товар, основываясь на рекламе, которая, как они позже обнаружили, была вводящей в заблуждение.
- 45% респондентов чувствуют себя обманутыми ложными рекламными заявлениями.
- 92% потребителей больше доверяют отзывам коллег и знакомых, чем рекламе. Однако вводящие в заблуждение отзывы влияют на 40% решений о покупке.
- 49% потребителей подали жалобы на ложную рекламу в течение последнего года.
- 71% рекламодателей признают, что используют вводящие в заблуждение приёмы для увеличения продаж.