Создание «Одного пояса, одного пути» – это великое дело на благо народов всех стран
18:58 28 января, 2016
2 279
логический центр в Ляньюаньган

Более 2000 лет назад трудолюбивые и храбрые народы евроазиатского континента открывали несколько путей торговли и людских сообщений, которые связывали цивилизации Азии, Европы и Африки. Впоследствии их называли Великим Шелковым путем. Веками и тысячелетиями из рук в руки и из поколения в поколение передавалась основная ценность Великого Шелкового пути, а это: «мир и сотрудничество, открытость и толерантность, взаимное заимствование и обмен опытом, взаимная выгода и общий выигрыш». Великий Шелковый путь – символ общения Востока и Запада, он – общее историческое и культурное наследие всех стран мира.

Материалы полосы подготовлены информационным агентством Синьхуа

В сентябре и октябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии выдвинул инициативу по совместному созданию «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века» (далее именуется как инициатива «Один пояс, один путь»).
Скорейшее создание «Одного пояса, одного пути» будет способствовать экономическому процветанию стран вдоль Великого Шелкового пути и экономическому сотрудничеству в регионе, способствовать обмену и контактам между цивилизациями, благоприятствовать мирному развитию на планете. «Один пояс, один путь» – это великое дело на благо народов всех стран мира.
Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР 28 марта текущего года совместно обнародовали документ «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века». В документе содержатся принципы, структура, приоритеты и механизмы сотрудничества по строительству «Одного пояса, одного пути» в целях укрепления региональных связей и совместного построения прекрасного будущего. Ниже следуют ключевые моменты этого документа.

Фон эпохи
Современный мир переживает глубокие и сложные изменения. В такой ситуации страны в отдельности сталкиваются с довольно серьезными проблемами в ходе развития. А совместное создание «Одного пояса, одного пути» отвечает на запрос современного мира о многополярности, глобализации экономики, культурном многообразии и информатизации общества, а также об отстаивании духа регионального сотрудничества открытого типа, общей для всего мира системы свободной торговли и открытости мировой экономики.

Основные концепции
Инициатива «Один пояс, один путь» базируется на идеях мира и сотрудничества, открытости и толерантости, взаимозаимствования и обмена опытом, взаимной выгоды и обоюдного выигрыша. Инициатива направлена на всестороннее деловое сотрудничество, призвана формировать сообщество интересов, сообщество судьбы и сообщество ответственности, для которого характерно политическое взаимодоверие, экономическая интеграция и культурная толерантность. «Один пояс, один путь» проходит через Азию, Европу и Африку. Он связывает активные экономики Восточной Азии с одной стороны, а с другой – развитые экономики Европы. Между ними пролегают обширные территории государств с огромным потенциалом экономического развития.
Основные направления «Одного пояса, одного пути» – «новый континентальный мост между Европой и Азией», международные коридоры экономического сотрудничества «Китай-Монголия-Россия», «Китай-Центральная Азия-Западная Азия» и «Китай-Индокитай». На море будут создаваться безопасные, бесперебойные и высокоэффективные транспортные маршруты с узловыми точками в важнейших портах.

Приоритеты сотрудничества

Во-первых, политическая координация. Сюда входит укрепление межправительственного сотрудничества, создание многоуровневых межправительственных механизмов по координации макрополитики, углубление интеграции интересов, содействие политическому взаимодоверию, достижение новых консенсусов по сотрудничеству.
Во-вторых, взаимосвязь инфраструктуры. Страны – участницы проекта должны осуществить стыковки
планов по строительству инфраструктуры и системы технологических стандартов, совместно содействовать строительству международных магистралей и постепенно формировать сеть инфраструктуры у субрегионов Азии, а также соединяющую Азию, Европу и Африку.
В-третьих, активная торговля. Важно сосредоточиться на создании благоприятных условий для торговли, устранять инвестиционные и торговые барьеры, вести активные разговоры о создании зон свободной торговли, раскрыть и задействовать потенциал сотрудничества в целях расширения сотрудничества и улучшения его качества; улучшить таможенную инфраструктуру на пунктах пропуска границы, уменьшить издержки и увеличить пропускную способность; расширять сферы торговли, оптимизировать ее структуру, искать новые точки роста, стимулировать торговый баланс; содействовать сотрудничеству в новых индустриальных отраслях, способствовать дальнейшему развитию углубленного сотрудничества в новых индустриальных отраслях.
В-четвертых, свободное передвижение капитала. Расширить сферу и масштабы двустороннего валютного свопа и расчета. Содействовать открытости и развитию азиатских фондовых рынков. Сообща продвигать строительство Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Банка развития БРИКС, ускорить создание и эксплуатацию Фонда Шелкового пути.
В-пятых, укрепление близости между народами. Следует наращивать масштабы обмена студентами, развивать сотрудничество в совместной организации обучения; укреплять сотрудничество в области туризма, развертывать и продвигать практическое сотрудничество по другим аспектам, представляющим взаимный интерес.

Совместное открытие прекрасного будущего
Строительство «Одного пояса, одного пути» – это не только инициатива Китая, но и общее желание Китая и всех других стран, расположенных на этом пути. Китай готов вместе с другими государствами вдоль «Одного пояса, одного пути» непрерывно обогащать и совершенствовать содержание и методы сотрудничества по проекту «Один пояс, один путь», совместно определять временные рамки, дорожную карту, чтобы состыковать планы национального развития стран вдоль «Одного пояса, одного пути» и регионального сотрудничества.
Только если все государства, расположенные вдоль этого пути, будут единодушно сотрудничать и идти навстречу друг другу, то качественно новая страница будет вписана в историю «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века», а его результаты станут общим благом народов стран вдоль «Одного пояса, одного пути».

Хроника значимых событий в рамках реализации инициатив «экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь 21-го века»
Председатель КНР Си Цзиньпин впервые выступил с концепцией «экономический пояс Шелкового пути» в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан. В Назарбаев Университете он в своем выступлении предложил, чтобы Китай и Центральная Азия объединили усилия для создания «экономического пояса Шелкового пути» для углубления сотрудничества.
3 октября 2013 года Си Цзиньпин заявил в своем выступлении в индонезийском парламенте, что Китай и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) будут способствовать сотрудничеству и создадут «морской Шелковый путь 21-го века».
Для расширения взаимосвязи и усиления экономической интеграции региона в октябре 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в ходе визитов в страны Юго-Восточной Азии выдвинули инициативу о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). Многие азиатские страны дали позитивный отклик на эту инициативу.
В мае 2014 года была введена в эксплуатацию первая очередь китайско-казахстанского логистического терминала в тихоокеанском порту Ляньюньган, что заложило новую модель сотрудничества в области евразийских сквозных перевозок наземным и морским транспортом, таким образом, Казахстан впервые в истории получил выход к Тихому океану. Это первый проект, реализованный Китаем и иностранным государством в рамках инициативы «экономический пояс Шелкового пути».
24 октября 2014 года 21 азиатская страна подписала меморандум о взаимопонимании по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Эта инициатива, выдвинутая Си Цзиньпином, направлена на финансирование инфраструктурных проектов по всей Азии.
8 ноября 2014 года Китай объявил о выделении 40 млрд долларов США для создания Фонда Шелкового пути.
Правительство Китая 28 марта текущего года обнародовало документ «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «экономического пояса Шелкового пути» и «морского Шелкового пути 21-го века». В документе содержатся принципы, структура, приоритеты и механизмы сотрудничества по строительству «Одного пояса, одного пути».
В мае 2015 года по приглашению президента РФ Владимира Путина председатель КНР Си Цзиньпин нанес визит в Россию, по итогам встречи главы двух государств подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства «экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
29 июня 2015 года в Пекине состоялась официальная церемония подписания соглашения о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Представители 57 стран-учредителей подписали соглашение.

Стыковка инициативы «Один пояс, один путь» с планами национального развития других стран
Для реализации инициативы «Одного пояса, одного пути» Китай вместе с другими странами планирует строительство шести коридоров экономического сотрудничества, таких как «новый евразийский континентальный мост», экономические коридоры «Китай-Монголия-Россия», «Китай-Центральная Азия-Западная Азия», «Китай-Индокитай», «Китай-Пакистан», «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма».
Новый евразийский континентальный мост соединяет китайский порт Ляньюньган и Роттердам в Нидерландах. Мост представляет собой непрерывный железнодорожный маршрут, который соединяет Китай, Казахстан, Россию, Польшу и другие страны. Для строительства моста внимание будет сосредоточено на развитии инфраструктуры и коммуникаций на основе сотрудничества в области промышленности.
В июле 2015 года лидеры Китая, России и Монголии договорились о создании трансграничного экономического коридора на основе стыковки китайской инициативы «экономического пояса Шелкового пути», программы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с участием РФ и монгольской концепции «Степной путь».
Коридор «Китай-Центральная Азия-Западная Азия» в основном связывает Китай, пять стран Центральной Азии, Иран и Турцию. Создание этого коридора имеет важное значение для привлечения иностранных инвестиций, стимулирования социального и экономического развития стран вдоль коридора.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в ноябре 2014 года выдвинул новую экономическую политику «Нурлы жол». Посол Казахстана в Китае Шахрат Нурышев отметил, что взаимодополняемость инициативы «Один пояс, один путь» и политики «Нурлы жол» будет содействовать всевекторному развитию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Китаем и Казахстаном.
При строительстве коридора Китай-Индокитай будет укрепляться сотрудничество Китая с Таиландом и Камбоджей на суше и на море.
Китай и Вьетнам достигли важного консенсуса по стыковке инициативы «Один пояс, один путь» и вьетнамской стратегии развития «двух коридоров и одного экономического цикла» (экономических коридоров «Куньмин-Лаокай-Ханой-Хайфон-Куангнинь» и «Наньнин-Лангшон-Ханой-Хайфон- Куангнинь», экономической зоны залива Бэйбу) для совместного продвижения сотрудничества на море, на суше и в финансовой сфере.
Для создания экономического коридора «Китай-Пакистан» обе страны будут углублять сотрудничество в сферах транспорта и энергетики.
При строительстве экономического коридора «Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма» будет реализовываться ряд инфраструктурных объектов.
В конце сентября нынешнего года заместитель председателя Европейской комиссии Юрки Катайнен заявил, что ЕС готов вместе с Китаем укрепить транспортно-коммуникационную сферу в рамках европейского инвестиционного «плана Юнкера» и китайской инициативы «Один пояс, один путь».

Международное сообщество позитивно оценивает китайскую инициативу «Один пояс, один путь»
• Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил, что программа «Нурлы жол» соприкасается с проектом «экономический пояс Шелкового пути». Все проекты, связанные с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, призваны придать импульс развитию экономики его страны, способствовать созданию новых рабочих мест.
• Президент Кыргызстана А. Атамбаев отметил, что Кыргызстан готов принимать активное участие в продвижении проекта «экономического пояса Шелкового пути», а также поддерживает идею сопряжения Евразийского экономического союза с «экономическим поясом Шелкового пути».
• Президент Таджикистана Э. Рахмон заявил, что мудрая инициатива «экономический пояс Шелкового пути» отвечает национальным потребностям Таджикистана. Эта программа – «очень хорошая идея для наших стран, она даст возможность развиваться тем странам, которые граничат с Китаем».
• Президент РФ В. Путин назвал договоренность о сопряжении ЕАЭС с китайской инициативой «экономический пояс Шелкового пути» примером прозрачного партнерства. Реализация этого проекта позволит «расширить» целый ряд «узких мест» в области транспортной инфраструктуры, регулирования трансграничного движения товаров и услуг; придаст серьезный импульс интеграции экономик АТЭС.
• Президент Италии С. Матарелла заявил, что Италия обращает большое внимание на всестороннее сотрудничество с Китаем, поддерживает инициативу «Один пояс, один путь» и намерена принять активное участие в реализации этого проекта.
• Генеральный секретарь ШОС Д. Мезенцев подчеркнул, что концепция «Один пояс, один путь» тесно сочетается с развитием взаимосвязанного партнерства, что встретило поддержку на заседании Совета глав государств-членов ШОС в сентябре 2014 года в Душанбе.
• Европейская комиссия в заявлении приветствовала состыковку китайской инициативы «Один пояс, один путь» и европейского инвестиционного плана.

Концепция «Один пояс, один путь»
предоставит странам Центральной Азии возможность расширить международное сотрудничество
После выдвижения лидером Китая стратегической концепции «Один пояс, один путь» («экономический пояс Шелкового пути» и «морской Шелковый путь 21-го века») страны Центральной Азии, расположенные вдоль Великого Шелкового пути, стали привлекать взоры всего мира. Сейчас концепция «Один пояс, один путь» из плана постепенно превращается в реальность. Создание «экономического пояса Шелкового пути», одного из крупнейших экономических коридоров в мире, непременно предоставит центральноазиатским странам еще более широкое пространство для развития.
Пять стран Центральной Азии – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан – обладают богатыми энергетическими и природными ресурсами, но не имеют выхода к морю, что в определенной степени ограничивает развитие их экономик. Создание «экономического пояса Шелкового пути» не только предоставит возможность превратить Центральную Азию в удобный коридор, соединяющий Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу, но и будет способствовать расширению связей стран Центральной Азии с внешним миром.
Какие благоприятные возможности принесет Центральной Азии осуществление стратегической концепции «Один пояс, один путь»? С точки зрения экономического сотрудничества у Китая и центральноазиатских стран существует большая взаимодополняемость ресурсной, производственной структуры и сельскохозяйственных и промышленных продуктов. Благодаря динамичной торговле товарами и услугами масштабы двусторонней торговли непрерывно расширяются, что стимулирует развитие производства продукции и услуг и повышение занятости в странах региона. Китай является идеальным рынком для стран Центральной Азии, богатых нефтегазовыми и минеральными ресурсами и дешевой рабочей силой.
Реализация ряда конкретных мер, в том числе китайских инициатив о создании Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, позволит пяти странам Центральной Азии и другим сопредельным государствам получить реальную выгоду от реформ и развития Китая.