Учитель, дай пять!
18:04 30 октября, 2014
860
Zubov-290x160

Каждое утро из окна своего кабинета я вижу маленькие фигурки, ползущие к остановкам. Это дети, согнувшись под тяжеленными рюкзаками, влачатся в храмы знаний.

Андрей Зубов

Особенно мне их жалко по субботам, когда весь мир готовится встретить выходной. И у меня, как у бывшего учителя, в тысячный раз возникает вопрос: почему бы не перевести наше светлое будущее на пятидневку? Ведь при современной нагрузке выходных у ребенка практически нет, а воскресное время отводится для подготовки домашнего задания. А так как родители практически учатся вместе с детьми, то и они не успевают отдохнуть…
Вот несколько цифр, накиданных, пусть в беспорядке, но тем не менее. Для того, чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 20-23 тысячи шагов. Но по данным медиков, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы, а 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют избыточный вес, поэтому в 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление. Много лет подряд наше здравоохранение говорит о том, что процент здороворожденных детей снижается. И каждый год очень сильно. И конечно, серьезная шестидневная нагрузка в школе — отнюдь не плюс к укреплению здоровья.
Почему я виню школу? Потому что ученик, как правило (хоть и кое-где ввели лишние часы физкультуры), все равно большую часть времени проводит сидя за партой. Для детского организма это серьезная нагрузка. Отсюда и сколиозы, и проблемы ЖКТ.
А освободив субботу от уроков, мы дадим возможность ребенку развиваться вне школы. Те же секции, кружки, игры на свежем воздухе…
Правда, у некоторых учителей есть мнение, что пятидневка вредна из-за увеличения нагрузки на остальные учебные дни. Неправда. Нужно просто грамотно составить учебный план. Другое дело, что у учителей могут возникнуть некоторые финансовые неудобства. Ведь если мы сокращаем учебное время по часам для ребенка, то и для учителя оно сокращается, что ведет к финансовым вопросам. Но… Фонд оплаты труда персонала школ утвержден бюджетом, деньги для учебных заведений тоже. Почему не потратить эти же деньги в рамках пятидневной учебной программы? Зачем, как тягловых кобыл, загонять несчастных педагогов, которые работают шесть дней в неделю, а по вечерам и в воскресенье еще и проверяют тетради? Зачем отбирать субботу у детей, которых гонка с учебным планом ввергает в перманентную неврастению?
Я знаю, что многие родители Казахстана будут только рады введению пятидневки. Но вот странное дело: позиция родителей и поддерживающих их учителей (по понятным причинам — негласно) совсем не вызывает восторга у властей от образования. Каждый раз, когда ставится вопрос о снижении нагрузки на учеников, мы слышим заклинания о СанПиНах, нормах, положениях… На любой разумный вопрос родителей типа: «Давайте хотя бы на понедельник не будем задавать домашнюю работу, а по некоторым предметам перестанем ставить оценки (по той же физкультуре или труду)» — одни и те же «отмазки»: «нельзя, невозможно, нет правовой базы»…
Но ведь многие нормы у нас нарушаются на каждом шагу, и это не напрягает ни работников департаментов образования, ни администраций учебных заведений. В большинстве школ занятия проходят в две смены — какие уж тут нормы? Качество освещения и вентиляции подавляющего числа классов не соответствует никаким СНиПам и СанПиНам. Ну а уж школьные туалеты, в которых нет мыла и туалетной бумаги, — это особая песнь…
Казалось бы — вот поле для напряженной работы. К тому же — в активном сотрудничестве и с родителями, и с самими учениками. Но нет. Зато любое требование родительской общественности снизить нагрузку и ввести пятидневку руководители школ и высшее начальство с возмущением парируют: а как же дети сдадут ЕНТ? А ответ простой: отменить к чертовой матери это ЕНТ, которое не дает никаких знаний, а ввести вновь обычные экзамены, как при старом режиме.
«Кощунство!» — вслух скажет почти каждый учитель. А в душе согласится.

Теги: