Перейти к основному содержанию
7 Июня 2019  19

Бизнес SAPIENS

Бизнес SAPIENS

О бизнесе разумном, как о естественной ступени эволюции современной компании, говорили на Форуме SAP Now Казахстан 2019, прошедшем в Нур-Султане. 

Крупнейшее ИТ-событие для бизнеса собрало свыше одной тысячи участников – представителей государственных организаций, более 200 крупнейших компаний из 20 различных индустрий. На повестке дня – цифровая трансформация бизнеса, которая охватывает широкий круг задач, согласующихся практически со всеми направлениями Госпрограммы «Цифровой Казахстан».

– Цифровизация перестала быть трендом, а стала мегатрендом, объединившим в себе разные направления и проникшим в те области, которые еще недавно казались не подверженными ему, – обозначил Илья Юрьев, управляющий директор SAP в странах СНГ SAP CIS. – Параллельно возросла скорость перехода инноваций в реальный бизнес. Если раньше они появлялись, в первую очередь, у частных клиентов, то сейчас инновационные идеи зачастую напрямую попадают в бизнес. Цифровизация и использование цифровых технологий в реальном бизнесе в Казахстане – это не вопрос, это уже ответ и практические решения, которые поддержаны государством на самом высоком уровне. Для нас (SAP – прим. авт.) очень важно передать РК те знания и тот опыт работы с заказчиками по всему миру, которые могут сделать данный путь короче и проще. Это не начало пути – многие компании здесь его уже прошли, и их достижения на мировой арене заметны и отмечены различными наградами. 

Очевидно, что современная компания должна управлять всем: бизнес-процессом, данными, рисками, финансами, затратами и прибылью, опытом взаимодействия с клиентами и брендами и даже впечатлениями. Но стержневым элементом интеллектуального предприятия сегодня является RPA  – роботизация. RPA – цифровая рабочая сила, которая постепенно завоевывает мир, констатировала Юлия Степанцова, эксперт по работе с клиентами SAP CIS. 

По данным американской исследовательской и консалтинговой компании Gartner, рынок RPA в 2018 году достиг 680 млн долларов с ежегодным ростом до 57%.

– Однообразие, скука, конвейер людей, выполняющих монотонную обработку данных, – все те признаки, которые не дают бизнесу расти, – отметила Юлия Степанцова. – Система должна делать простые вещи сама, без нас, как это делают стиральная машина, пылесос, посудомойка и так далее. Можем ли мы приспособить таких помощников к нашему бизнесу? Конечно. Статистика неумолимо говорит о том, что они способны сэкономить до 60% от стоимости бизнес-процесса. И это все с возвратом инвестиций до 200% за первый год использования. 

Но как бы то ни было, заметил Илья Юрьев, с усилением доли роботизации в процессах нагрузка на интеллект человека увеличивается и позволяет открывать новые грани реальности и бизнеса. Вот почему человеческий капитал остается ключевым драйвером цифровизации. 

– «Цифровой Казахстан» – для SAP один из руководящих документов. Мы понимаем, что это ключевой приоритет для государства, и в своей деятельности развиваем именно те направления, которые способствуют достижению цели программы. Никакая цифровизация невозможна без качественной подготовки людей, потому что они определяют то, как будут работать технологии и процессы внутри компании, – пояснил управляющий директор SAP Kazakhstan Евгений Теремов. 

В настоящее время по Университетскому альянсу SAP есть соглашение с 14 вузами страны. Причем с региональными тоже, поскольку многие производственные компании расположены в отдаленных городах. И коллаборация SAP, ее клиентов и университетов отвечает запросам дня, поскольку очень часто студенты не понимают, что 95% информтехнологий – это обычная автоматизация, цифровизация предприятий, аргументировал спикер. Сегодня студенты из альянса SAP участвуют в реализации инновационных проектов для таких гигантов, как Казахтелеком, Казпочта. Работа с компаниями позволяет им по-новому взглянуть на ИТ, увидеть большой потенциал для развития и построения карьеры, запуска стартапов и так далее.

– На стыке нашей трехсторонней деятельности рождаются корпоративные инновации. Задача – уйти от традиционной автоматизации в сторону интеллектуального предприятия. Это новая концепция, которую мы позиционируем как следующий революционный шаг, когда можно убрать рутину из деятельности человека. Так работает бизнес разумный. Многие наши клиенты вплотную подошли к тому, чтобы начать реализовывать сценарий интеллектуального предприятия, – резюмировал Евгений Теремов. 

К примеру, в нацкомпании «Казақстан Темір Жолы» внедряется интеллектуальное планирование грузопотоков. Интегрированная система планирования (ИСП) предназначена для охвата всего жизненного цикла планирования в одном удобном для пользователя портале. Это позволяет бизнес-пользователям иметь мгновенный доступ к данным, проводить прогнозный анализ сценариев и определять инвестиционные возможности вплоть до отдельных потоков грузового трафика.

Другим ярким примером цифровой трансформации стало Министерство финансов РК, где на базе SAP был централизован комплекс бухгалтерского учета, что позволило в корне поменять основные процессы в ведомстве.

Второй ключевой вектор деятельности SAP в рамках Госпрограммы «Цифровой Казахстан» – работа с инновациями. 

– Сегодня технологии дошли до такого этапа, когда традиционная автоматизация оставляет еще больший простор для повышения эффективности. Когда мы начинаем использовать данные, скажем, с датчика, обрабатывать их и на том основании планировать ремонт, загрузку персонала, поставки, сбыт, более того, все это можем автоматизировать при помощи сценариев машинного обучения, роботизации, то получаем совершенно новый набор сценариев. Собственно то, к чему должны прийти предприятия, компании экономики нашей страны – выжать из ИТ максимум. Концепция интеллектуального предприятия, по сути, ведет к тому, чтобы получать этот максимум, – спроецировал управляющий директор SAP Kazakhstan. – Своей приоритетной задачей мы видим трансфер почти полувекового глобального опыта SAP в цифровую трансформацию Казахстана. В настоящее время мы работаем над поиском и обучением партнеров-новаторов.  

Довольно высоко оценил перспективы цифровизации в Казахстане посол Германии в РК Тило Клиннер. Констатируя, что наша республика сегодня действительно ставит цифровизацию на передний край развития, а отечественные компании становятся все более инновационными, он выразил удовлетворение готовностью Казахстана к сотрудничеству с ФРГ в сфере инноваций. 

На площадке форума были продемонстрированы новейшие разработки SAP и обновленные версии ключевых ИT-решений, которые можно было протестировать в интерактивной выставочной зоне. Специалисты и партнеры компании представили более 70 презентаций-кейсов из профессиональной практики. Участники встречи узнали, как использовать инструменты искусственного интеллекта, машинного обучения, роботизации и компьютерного зрения для повышения эффективности компании. 

Отдельную сессию организаторы посвятили трендовой теме – «экономика впечатлений». Исторически бизнес использует только часть доступной ему информации: данные о доставке, производстве, хранении, финансах. Но появилось новое направление – experience management – «экономика впечатлений», когда эмоции привносятся в парадигму управления бизнесом, презентовала эксперт по работе с клиентами SAP CIS Динара Гавенко.

Некоторое время назад казалось, что для клиентов важнее всего качество и цена товара или услуги. Однако в современной цифровой экономике они ожидают точного понимания их потребностей, персонализированного подхода, быстрой обратной связи, последовательного обслуживания по разным каналам. В основе «экономики впечатлений» лежит управление опытом, и те компании, которые фокусируются на создании лучшего клиентского опыта, могут увеличить число повторных покупок, сократить отток клиентов, повысить лояльность и увеличить доход. 

В 90-е годы американская авиакомпания Delta Air Lines отказалась от курения на борту, шокировав рынок. Собрав experience-данные, перевозчик выяснил, что часть пассажиров и, как показал анализ, одна из самых прибыльных, не любит курение на борту. И за счет этой, казалось, непопулярной запрещающей меры Delta Air Lines сумела повысить свою экономическую эффективность и, наверняка, экономическую эффективность других компаний, показав им лишь один простой пример experience management.

 

Багдат ХАСЕНОВА, Нур-Султан