Skip to main content
12 Июля 2018

Газификация со столичным акцентом

Газификация  со столичным  акцентом

Возможность газификации Астаны обрела реальность после определения источников финансирования. Магистраль начнут строить уже в июле.

Елена БУТЫРИНА

Проект строительства магистрального газопровода «Сарыарка» ежегодной пропускной способностью до 3 млрд кубометров, призванный обеспечить природным газом столицу Казахстана, обрел реальные очертания после того, как недавно было объявлено о том, что для него, наконец, найдены источники финансирования. 

В ожидании старта

Министр энергетики страны Канат Бозумбаев объявил, что старт строительства состоится совсем скоро – в начале июля. Фактически отсчет времени для этого проекта уже пошел. Работы в рамках первого этапа по маршруту Кызылорда – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана протяженностью 1081 километр и диаметром трубы 820 мм должны завершиться до декабря 2019 года, и, скорей всего, сдача участка в эксплуатацию по традиции станет подарком газовиков ко Дню независимости Казахстана. Первый этап охватит 171 населенный пункт вдоль трассы газопровода, обеспечив газом 2,7 млн человек. В столице природный газ в первую очередь планируется подвести к жилым массивам «Коктал-1,2», «Железнодорожный», «Юго-Восток» правая и левая сторона, а также к ТЭЦ-1,2,3. На втором этапе газовая артерия будет протянута до Кокшетау, охватывая всю Акмолинскую область, на третьем – до Петропавловска. Завершающий, четвертый, этап предусматривает строительство компрессорных станций «Жезказган» и «Темиртау» для увеличения пропускной способности магистрального газопровода до 3 млрд кубометров в год. Срок реализации последующих этапов может растянуться до 2031 года. Впрочем, продолжение проекта пока подробно не обсуждается – справиться бы со столичной веткой. Ее строительство обойдется в 267,3 млрд тенге: до последнего профильное министерство работало над источниками и схемой финансирования этого этапа проекта, а главное, над механизмом возврата вложенных средств, ведь если нагрузка ложится только на бюджет, дело одно, но в случае с долгосрочным целевым кредитом уместно задуматься о тарифе, способном обеспечить окупаемость газопровода. Наконец, в этом месяце впервые были озвучены конкретные источники финансирования, что и дало возможность говорить о проекте как о зримой реальности.

Смена полюсов

Возможность газификации Астаны рассматривается властями Казахстана с 2010 года. Изначально для этого предполагалось проложить газопровод Карталы – Тобол – Кокшетау – Астана (из Челябинской области Российской Федерации в казахстанскую столицу, с отводами в города Караганду и Петропавловск) мощностью до 6 млрд кубометров в год, обеспечив поставки газа в центр с запада страны. В начале 2012 года ТЭО строительства газопровода получило положительное заключение «Госэкспертизы». Оно включало разные варианты доставки газа на север и северо-восток Казахстана: через Петропавловск до Кокшетау и Астаны; через Костанайскую область прямо до Астаны; через Костанай до Кокшетау и Астаны, вариант присоединения к газопроводу Бейнеу-Бозой и продления ветки до Астаны, при этом «более-менее приемлемым», по мнению правительства, был признан вариант возведения ветки именно от Карталы до Кокшетау и дальше вниз до Астаны. Общая стоимость реализации проекта газификации первой очереди оценивалась в разное время сначала в 328,7 млрд тенге, затем в 209 млрд тенге, и была целесообразна только в случае его финансирования из средств республиканского бюджета, поскольку реализация проекта на основе исключительно рыночных механизмов не позволяла обеспечить приемлемый уровень цены газа для конечных потребителей. «Это надо с угля переводить, чтобы какие-то были объемы, чтобы была какая-то оправданность в коммерческом вопросе, вместо нынешних ТЭЦ ставить газотурбины, тянуть сети внутри Астаны. Это порядка $2 млрд, – комментировал тогда в бытность министром нефти и газа Сауат Мынбаев. – Есть у нас такая возможность или нет? Понятно, что на коммерческой основе этот проект, уже сейчас очевидно, реализовать невозможно, и на правительстве будет стоять вопрос: будет ли правительство субсидировать поставки газа или нет. Это составная часть бюджетного процесса». В качестве источника поставок для будущей газовой артерии называлось Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение, где в свое время предполагалось построить газоперерабатывающий завод мощностью 5 млрд кубометров газа в год и стоимостью $3,736 млрд.

Сигналом к началу реализации проекта газификации казахстанской столицы стало соответствующее поручение президента Нурсултана Назарбаева, прозвучавшее 14 декабря 2012 года в его ежегодном послании к народу. «Это будет большое событие для многих населенных пунктов нашей страны, да и столицы. Мы нефтегазовая страна, себя не можем обеспечить газом», – сказал тогда глава государства. В соответствии с этим поручением правительству был дан срок к марту-апрелю 2013 года срочно организовать финансирование и приступить к строительным работам. «За счет имеющихся ресурсов» финансирование было возложено на фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», которому в 2013-м предстояло выделить на эти цели 120 млрд тенге. «Срочно», впрочем, не получилось. Сначала «Самрук-Казына» объявил о планах сократить вдвое до 3 млрд кубометров годовую проектную мощность газопровода «из-за недостаточного количества потребителей и неготовности региональных распределительных сетей», затем Узакбай Карабалин, занимавший в то время пост министра нефти и газа, и вовсе заявил, что в вопросе строительства артерии правительство вынуждено взять тайм-аут: стоимость самого газопровода, дополнительные расходы, связанные с переоборудованием ТЭЦ Астаны под газ, а также возникающая зависимость от российского газового партнера в вопросах организации поставок самого газа не устраивали специалистов. Для решения проблем с газификацией требовался и системный подход.

В июне 2014 года правительство впервые одобрило проект Генеральной схемы газификации, которая определяла экономически обоснованные стратегические направления обеспечения надежного газоснабжения потребителей Казахстана. В то время газификация в республике уже осуществлялась (так, за первое полугодие 2014 года внутреннее потребление природного газа в стране возросло на 120% в сравнении с аналогичным периодом 2013-го), но с принятием генсхемы должна была повысить градус активности. В течение последующих 15 лет предполагалось проложить новые газопроводы, увеличив их суммарную протяженность до 57,5 тыс. с имевшихся в тот момент 28,5 тыс. километров, подключить к источникам газоснабжения 1621 населенный пункт (тогда их было 988), увеличить уровень охвата газификации населения до 56% с 32%, количества газифицированных регионов до 13 (тогда как в тот момент из 16 областей было газифицировано всего 10), а годовое потребление газа до 18 млрд кубометров с имевшихся в то время 10,9 млрд кубометров. Для определения последовательности газификации проводилась рейтинговая оценка регионов, основанная на математической модели: и тогда и по сей день в стране были и остаются газифицированными все западные и южные регионы и Алматы, не газифицированы территории на севере, центре и востоке. Из выработанных в рамках генсхемы трех сценариев – пессимистического (продолжение газификации на юге и западе), реалистического (реализация проектов в уже газифицированных областях и газификация новых потребителей на территориях вблизи крупных магистральных газопроводов, Астаны и населенных пунктов Акмолинской области) и оптимистичного (газификация регионов по заявкам акиматов и полномасштабные мероприятия по газификации всей страны) – второй, со столичным акцентом, был выбран как наиболее приемлемый. Из 656 млрд тенге, в которые была оценена газификация, порядка 162 млрд тенге должен был выделить за счет заемных средств Национальный оператор в сфере газа и газоснабжения АО «КазТрансГаз», остальная финансовая нагрузка ложилась на республиканский и местный бюджеты – это от 16 до 18 млрд тенге в год – и другие источники.

Столичный тайм-аут завершился сменой полюсов: газифицировать Астану было решено за счет новой ветки пропускной способностью 3 млрд кубометров в год, которая будет присоединена к построенному к тому времени новому газопроводу Бейнеу – Бозой – Шымкент. ТЭО проекта, которое впоследствии без труда прошло госэкспертизу, подготовило АО «КазТрансГаз». Было решено, что трасса газопровода и его линейные сооружения разместятся в Кызылординской (Сырдарьинский и Шиелийский районы), Карагандинской (Улытауский, Жанааркинский, Шетский, Бухар-Жырауский, Осакаровский районы), Акмолинской (Аршалынский, Целиноградский, Шортандынский, Аккольский, Буландынский, Бурабайский, Зерендинский районы), Северо-Казахстанской областях (Тайыншинский, Аккайынский, Кызылжарский районы). Как и заведено, при выборе месторасположения трассы газопровода учитывалось рациональное использование земель, соблюдение технологии транспортировки газа, инженерное обеспечение, обеспечение безопасности населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных предприятий, окружающей среды, а также сохранение памятников истории, культуры и природы. Материалы и оборудование для строительства газопровода будут заказываться у различных поставщиков с последующей доставкой на места. Для производства подготовительных (строительства производственных баз, подъездных дорог и вдоль трассового проезда) и основных работ потребуется большое количество инертных строительных материалов (песчаного, глинистого, песчано-гравийного, железобетонные изделия, асфальтобетон с АБЗ), предполагается, что недостающий грунт будет подво­зиться из ближайших существующих карьеров. Проектом предусматривается строительство двух вахтовых поселков. Высококвалифицированные кадры для управления проектом будут привлечены из существующих подразделений АО «Интергаз Центральная Азия» («дочка» АО «КазТрансГаз»), а для отдельных видов работ будет осуществлена подготовка кадров из числа трудовых ресурсов местного населения.

Столичные власти посчитали, что, благодаря переходу работы ТЭЦ от угля к газу, выбросы сократятся в диапазоне от 70 до 90%.

Инвестор со стороны

Впрочем, несмотря на разработку ТЭО, отсутствие конкретных источников финансирования для строительства нового газопровода, который получил название «Сарыарка», порождало сомнения относительно того, как скоро проект получит свое непосредственное развитие: слишком много воды и идей утекло с тех пор, когда о нем впервые заговорили власти. Учитывая то, что национальный нефтегазовый холдинг «КазМунайГаз» в силу огромной кредитной нагрузки не мог выступить заемщиком денег для проекта, было очевидно и целесообразно привлечение инвесторов со стороны, то есть из частного сектора.

1 июня текущего года заместитель премьер-министра Казахстана Ерболат Досаев в ходе расширенного заседания политического совета партии «Нур Отан» сообщил, что правительство определилось с источниками финансирования первого этапа газопровода «Сарыарка». Ими станут Евразийский банк развития и Единый накопительный пенсионный фонд, которые займут деньги проектной компании «Астана газ КМГ» (дочерняя организация «КазТрансГаза»). «Заемные средства в размере 102 млрд тенге планируется обеспечить через кредитование Банком развития Казахстана. И впервые Евразийский банк развития будет финансировать инфраструктурный проект. Оставшиеся 85 млрд тенге планируется привлечь через инвестирование средств ЕНПФ или международных финансовых организаций», – пояснил он, добавив, что из общей стоимости первого этапа проекта собственные средства участников проектной компании – фонда «Самрук-Казына» и холдинга «Байтерек» – составят более 80 млрд тенге. Спустя несколько дней, в рамках Совета иностранных инвесторов при президенте РК, Европейский банк реконструкции и развития выразил заинтересованность в финансировании части проекта. «Мы хотим, кроме бюджетного финансирования, чтобы в распределительные сети они пошли, это большие деньги, сопоставимые со строительством самого газопровода. Сейчас прорабатывается механизм возможного финансирования со стороны Европейского банка развития и реконструкции части магистрали», – сказал тогда Канат Бозумбаев. Между тем условия возможного заимствования пока не афишируются.

Стоит принять во внимание, что, даже с учетом планируемого уменьшения стоимости строительства за счет сокращения маршрута, тариф на газ для конечных потребителей – жителей Астаны – будет слишком высоким – 55 тенге за кубометр. Поэтому расходы потребителей за кубометр газа предполагается усреднить, раскидав по всей транспортной сети. Как сообщал в свое время министр энергетики: «КазТранс­Газом» предложен вариант, когда бы мы методом почтовой марки усредняли бы стоимость газа по всей стране, потому что есть регионы, в которых стоимость газа в несколько раз меньше, чем в других регионах. (…) Будем смотреть и считать. (…) Важна не только экологическая составляющая, но нужно и понимать, сможет ли население и бизнес воспользоваться высоким тарифами».

Справедливости ради надо напомнить и о том, что в качестве альтернативы проекту «Сарыарка» в Казахстане рассматривается и более активное использование сжиженного природного газа (СПГ). Так, в феврале 2017 года был запущен в эксплуатацию единственный в стране комплекс регазификации «Туран», первым потребителем которого стал крупнейший Назарбаев Университет. А прошлой осенью было объявлено о начале проектирования распределительного газопровода и второй станции регазификации СПГ «Тельман» мощностью 15 тыс. кубометров газа в час, которая расположится в южной части Астаны, в районе столичного аэропорта имени Нурсултана Назарбаева, и на треть превысит мощность первой станции. Стратегическая цель проекта заключается в создании инфраструктуры газоснабжения на базе технологии СПГ и обеспечении бесперебойной подачи природного газа потребителям за счет закольцовывания двух станций. Специалисты утверждают, что работа обеих станций сэкономит до 5 млн тенге бюджетных средств в год. Как говорится, поживем – увидим.

«Газовый» охват

В целом уровень газификации Казахстана на сегодня составляет 47,38%. По данным АО «КазТрансГаз», с 2006 года на газификацию было выделено более 260 млрд тенге, при этом из средств республиканского бюджета – 112 млрд тенге (ежегодно на эти цели выделяется порядка 13 млрд тенге бюджетных денег), самого «КазТрансГаза» – более 150 млрд тенге, в результате чего число газифицированных населенных пунктов выросло с 730 до 1200 (по информации Минэнерго, количество газифицированных населенных пунктов в стране составляет 1320), а охват населения газом вырос на 2 млн человек. С учетом проводимой газификации, внутреннее потребление природного газа выросло на 53% – с 9 млрд кубометров в 2010 году до 13 млрд кубометров в 2017 году. Сегодня АО «КазТрансГаз» обеспечивает природным газом более 8 млн казахстанцев, около 35 тыс. предприятий в 10 регионах страны. Доля потребления природного газа по Казахстану на сегодняшний день составляет: 45% – тепло-энергетические комплексы, 26% – промышленные объекты, 23% – население, 6% – мелкие коммунально-бытовые предприятия. Товарный газ поставляется на внутренний рынок по газораспределительной системе, включающей более 46 тыс. километров газопроводов.

В 2017 году «КазТрансГаз» проложил порядка 2200 километров газопроводов, к газоснабжению было подключено 93 населенных пунктов, 65 тыс. казахстанских семей получили газ. Впервые был газифицирован областной центр Алматинской области город Талдыкорган, города Капшагай, Есик, Жаркент и Шелек, а также свыше 30 самых отдаленных населенных пунктов Алматинской, Южно-Казахстанской, Костанайской, Актюбинской и Мангистауской областей. К газоснабжающей системе Казахстана был подключен и город Байконыр. До 2020 года планируется реализовать инвестиционные программы в 8 регионах, проложить и модернизировать более 7 тыс. километров газопроводов.

На сегодняшний день, несмотря на действующую в регионах формулу «тарифы в обмен на инвестиции», благодаря которой АО «КазТрансГаз» реализует крупные инвестиционные проекты по газификации, национальный оператор заявляет о ежегодных убытках от реализации газа на внутреннем рынке. По данным компании, действующие оптовые цены утверждены на уровне ниже фактической себестоимости, в итоге за последние три года ее прямые убытки от реализации газа на внутреннем рынке составили 165 млрд тенге. Впрочем, эти убытки «КазТрансГаз» возмещает за счет других видов деятельности, таких, как транспортировка и транзит, а также торгово-экспортные операции.