Перейти к основному содержанию
7 Июня 2019  24

Главное дело гражданина – держать рот открытым

Главное дело гражданина – держать рот открытым

В 2020 году жителей южной столицы хотят подвергнуть демократическим переменам. Алматинцам предлагают самим определять часть бюджетных трат. 

Проект называется «Бюджет участия», и суть его вот в чем. Каждому району мегаполиса выделят определенную сумму, которая будет распределяться на самые насущные направления самими жителями.

Потом последует публичное голосование, призванное определить лучшие предложения. Аким Байбек уже озвучил и сумму «бюджета участия». «Считаю, что в Алматы можно выделить в среднем до полумиллиарда тенге на один район. То есть на все восемь районов будет выделено 4 млрд тенге, или 1% от городского бюджета», – сказал Байбек. 

Ну что сказать? Четыре миллиарда – деньги вроде бы и не большие, но и не маленькие. На них можно привести в порядок три небольшие улицы. Так, ремонт и перевод улиц Жибек жолы, Байсеитовой и Достык в пешеходную категорию в 2019 году как раз обойдется в 4 миллиарда тенге. На 4 миллиарда можно обустроить четыре небольших сквера (реконструкция парка у Дворца школьников стоила бюджету 1 миллиард) или поставить в городе шесть больших детских площадок.  

Нужно сказать, что «бюджеты участия» (другие названия: «инициативное или партисипаторное бюджетирование) работают в 3000 городах мира. Впервые подобный проект был реализован в Бразилии, в Порту-Аллегри, в 80-х годах XX века. Теперь же Бразилия – мировой лидер по количеству муниципалитетов, практикующих эту процедуру (более 40%). В Европе страна-лидер по бюджетам участия – Испания (более 5%). 

В каждом городе, где действует инициативное бюджетирование, есть свои механизмы реализации. Например, в Париже приоритеты определяются через опросы и консультации с горожанами – на что бы они хотели потратить часть бюджета. В 2014 году (в год запуска проекта) в бюджете участия были активны только 14 тысяч парижан, а в 2018 году – уже 120 тысяч. Кстати, сумма, выделенная на бюджет в столице Франции в прошлом году, была внушительной – 33 миллиона евро. Все проекты, так или иначе, связаны с экологией города – вертикальным озеленением, энергоэффективностью и так далее.  

В некоторых городах (Лондон, Москва) проводится прямое голосование за отдельные проекты. Здесь либо горожане выдвигают свои инициативы, либо администрация города предлагает различные новеллы, и финансирование получает тот проект, который наберет большинство голосов.  

Показателен в этом плане опыт Украины, где бюджеты участия появились в 2015 году и сегодня есть уже в 20 городах. В Киеве в 2018 году городская администрация на народные предложения выделила 50 миллионов гривен (708 000 000 тенге) на 50 проектов. Голосование за проекты было электронным: с помощью BankID, карточки киевлянина или электронной цифровой подписи. Проголосовало 50 тысяч киевлян. Победителями стали 62 проекта, среди которых: открытие политехнической лаборатории, создание набережной у реки Лыбидь и оснащение жилого массива видеокамерами. Но лидер по объемам голосования граждан за проекты в Украине – Львов. В прошлом году сайт бюджета участия города посетило примерно 15% населения – 105 тысяч уникальных посетителей. 

В начале 2019 года бюджет участия впервые попробовали и в Казахстане – в столичном районе Сарыарка. Акимат Астаны (так тогда назывался город) вынес на обсуждение 23 народных проекта на общую сумму в 500 миллионов тенге. Предложения были самые разные: от покраски урн до организации автокинотеатра. Приняло участие в голосовании более 3 тысяч жителей (менее 1% от всего населения города). Большинство голосов набрал проект по благоустройству дворов. 

Стоит отметить, что многие потребности астанчан не вошли в рамки бюджета участия. Например, нельзя было потратить деньги на ремонт конкретного дома – этим должен заниматься КСК. Нельзя было установить светофор, поскольку это прерогатива городских, а не районных властей и так далее. Тем не менее, эксперимент удался, и в следующем году эстафету примет Алматы.  

Какие возможны риски в ходе воплощения бюджета участия в единственном мегаполисе РК? Их несколько. Например, кто займется модерацией и отсевом поступающих предложений – общественный совет, комитет местного самоуправления районного акимата или какая-то рабочая группа? Кто должен голосовать за проекты – жители непосредственно района или все алматинцы? Как организовать процесс голосования, чтобы избежать накруток?  

К слову сказать, с последним моментом столкнулись в Париже. Там в 2014-2015 годах лидерами голосований становились школьные проекты – за них было отдано подозрительно много голосов именно от учащихся школ округов и их родителей. Впоследствии из-за этого школьные проекты в Париже вообще убрали из списка бюджетов участия.  

Центр развития Алматы предлагает такое решение: создать на портале Open Almaty специальный раздел, куда жители города будут размещать свои идеи. Что касается возможной накрутки голосов, то здесь мне близка позиция общественного деятеля из Алматы Марата Шибутова. «Если человек готов пойти на организацию накрутки голосов, значит, ему эта тема нужна. И пассивные горожане (те, кто не участвовал и не голосовал) увидят, что они сами виноваты в том, что появилась не детская площадка, например, а никому не нужная и никому не симпатичная скульптура. Нужно приучать людей к ответственности, а также к проигрышам их идей». Словом, как сказал немецкий писатель Гюнтер Грасс: «Главное дело гражданина – держать рот открытым».  

В конце добавлю, что мы, жители южной столицы, давно заслужили право самим распоряжаться своими деньгами. Мы отдаем в республиканскую казну более 1,8 триллиона тенге налогов! Поэтому у нас есть право на участие в бюджете.

 

Андрей ЗУБОВ