Перейти к основному содержанию
7 Февраля 2019  135

Когда-то все лайки были собаками…

Когда-то все лайки были собаками…

Вот ведь какое жуткое дело! Оказывается, в 2018 году я проводил в Facebook в среднем 2 часа 20 минут в сутки. Всего 851 час за год. Безвылазно 106 восьмичасовых рабочих дней без перерывов на обед. Одну четвертую часть жизни по ту сторону монитора…

Спасает меня только то, что эта социальная сеть, в основном, нужна мне по работе. Здесь я нахожу темы, общаюсь со знающими людьми, даже провожу мини-опросы. Но ведь многие сидят в ФБ, ВК, Инстаграме et cetera просто так – заполняя существование и находя в этом большой смысл. Я знаю взрослую женщину 33-х лет, которая всерьез плакала из-за того, что ее «забанила френдесса», с которой она познакомилась в сети и переписывалась несколько месяцев. 

Нормальное слово «подруга» заменилось идиотским словом «френдесса», а человеческие отношения подменены лайками, дизлайками и смайликами. «В наши дни дружба – это нечто дешевое, легко заменяемое. Войдите в социальную сеть, и вы сможете быстро обзавестись хоть тысячью друзей», – сказал популярный американский писатель Джесси Келлерман. 

Само собой разумеется, что и интернет, и, в частности, Facebook знает обо мне очень многое. Еще в 2012 году весь мир узнал, как выглядит типичное досье на пользователя Facebook, предоставляемое по требованию американских правоохранительных органов.

Тогда прокуратура Бостона направила в компанию Facebook запрос о пользователе по имени Philip Markoff (Филипп Марков). Разумеется, всё было строго конфиденциально и не должно было попасть в открытый доступ, но это произошло. Так вот, досье на 23-летнего студента-медика содержит 71 страницу. Например, на страницах 11-13 приведен список всех входящих и исходящих личных сообщений, на страницах 19-52 – распечатка всех фотографий, закачанных другими пользователями, где распознано лицо Маркова. Есть и вся информация о сессиях на Facebook (дата, время, IP-адрес).

Еще более полное «досье на себя» удалось добыть Максу Шремсу, студенту юридического факультета Венского университета и создателю сайта Europe-v-facebook.org («Европа против Facebook»). Молодой юрист отправил в европейское подразделение соцсети просьбу прислать копию всех личных данных, которые собрала на него сеть за три года. Согласно законам ЕС, любая европейская компания обязана предоставить такой отчет по просьбе пользователя в течение 40 дней. В итоге студент получил по почте компакт-диск с файлом, содержащим более 1200 страниц. Вся информация была разбита на 57 (!) категорий (работа, образование, друзья, политические взгляды, хобби, фото и т.д.), в том числе считающиеся «удаленными» чаты и фотографии – они, оказывается, просто хранятся в базе с пометкой «удалено»!

Это было еще 7 лет назад. Но прогресс не стоит на месте. В 2017 году в США была протестирована система искусственного интеллекта, способная по постам и лайкам пользователей Facebook выявлять их, скажем так, пагубные пристрастия. Разработчики применили алгоритм машинного обучения, натренированный на ранее собранных базах данных. Система прошерстила огромный массив информации, состоящий из записей и лайков в соцсети, и научилась определять вредные привычки пользователей. Точность достигает 86%. Мало того, рукотворный разум указал на изменения в лексике, которые происходят у алкоголиков, наркоманов и т.д. Машина выделила ключевые понятия и обороты, свойственные этим категориям. Кстати, и недавний сетевой флешмоб #10yearschallenge, который зазывал пользователей выкладывать фото самих себя с разницей в 10 лет, создано для тех же систем искусственного интеллекта с целью научить их быстрее распознавать лица людей в разном возрасте.

Короче говоря, мало того, что социальные сети сегодня – это не только «самые сильные СМИ», которые не контролируются ни государственными органами, ни моральными принципами, ни стандартами поведения, это еще и самая лучшая и полная база данных на всех, кто пользуется ими. 

Но разные умные машинные технологии – это еще цветочки. Сегодня в Social Networks трудятся самые лучшие психологи и программисты планеты. Поверьте, каждое наше движение мышки, каждый клик, каждый пост и лайк фиксируются, анализируются, и на основе этого делаются различные выводы. Это широко используется в рекламных целях, это не менее широко используют спецслужбы. Правда, слежку последних доказать трудно, а интерес рекламщиков – вот он, на виду. 

Издание The Guardian опубликовало статью, в которой доказывается: даже один-единственный лайк позволяет улучшить таргетирование (механизм, позволяющий выделить из всей имеющейся аудитории только ту часть, которая удовлетворяет заданным критериям, и показать рекламу именно ей) в полтора раза. Так что, если вы как-нибудь отметили фотографию красивой самочки за рулем Ferrari, вы с большей вероятностью получите кучу навязчивых реклам об автомобилях… завода ВАЗ.

Или вот. Я часто пользуюсь Google Maps и даже являюсь каким-то там «местным экспертом». Таким образом, компании Google (а через нее – ее партнерам) прекрасно известны все мои маршруты с привязкой ко времени, мои любимые кафе, магазины, автозаправки. А вот пример еще более наглядный. Я, как и все, постоянно устанавливаю на смартфон разные приложения, которые просят дать доступ к микрофону, камере и архиву фотографий. Так вот, недавно с другом я обсуждал возможность совместной покупки небольшого домика в Рудном Алтае. А через несколько дней мне в страничку начала сыпаться реклама риэлтерских агентств...

Как бы не говорил основатель Facebook о том, что главная цель его соцсети – сделать людей ближе друг к другу, это не так. Любая соцсеть задумывалась как средство для продвижений товаров, а сегодня это еще и хороший инструмент для слежки за людьми и для воздействия на их мозги. 

Но, повторюсь, реклама пока прежде всего. На Facebook есть раздел «Ваши рекламные предпочтения». Так вот, какой-то робот, живущий в глубинах этой соцсети, полагает, что меня больше всего интересуют онлайн-сервисы по продаже билетов в театры, авиакассы, анонсы рок-концертов и почему-то магазины обуви (А! Вспомнил! Это я по осени искал себе хорошие утепленные походные ботинки!). Кроме этого, по логике робота, я люблю еще пиво Paulaner, футбол, город Барселону и одежду Ermenegildo Zegna. 

В принципе, почти все – правда, оставляющая, тем не менее, неприятное послевкусие. Машины Цукерберга разобрали меня по косточкам, проанализировали и отсортировали в одну из бесконечных фокус-групп как простой набор потребительских параметров. 

Что из всего сказанного следует? Призыв быть осторожными и знать, что открытость миру nicht immer gut, как говорят наши немецкие партнеры. Выкладывая фото своей возлюбленной, вы даете сигнал косметическим компаниям, что готовы стать их клиентом. Делая селфи из Battery Park City, вы намекаете на то, что у вас достаточно долларов для дальних путешествий. Ставя лайк под статьей о новом универсале Toyota Corolla Touring Sports, вы заявляете: я готов взять автокредит! И так далее. Будьте бдительны, друзья, время, когда лайки были простыми собаками, давно прошло.

 

Андрей ЗУБОВ