Перейти к основному содержанию
14 Апреля 2019  195

«Люди идут по свету, им, вроде, немного надо»

«Люди идут по свету, им, вроде, немного надо»

Обещанного после EXPO-2017 устойчивого и мощного потока как иностранных, так и внутренних туристов там не наблюдается, – в реальности в столице довольно пустынно даже в центре в хорошую погоду.

 

Каждый год, предаваясь мечтам о предстоящем летнем отпуске, все мы вполне естественно надеемся на долгожданное наступление лучших времен в нашей отечественной туристической отрасли, когда можно будет достойно отдохнуть в собственной стране недорого и качественно одновременно. 

 

Неужели новая туристическая революция?

Не стал исключением и предстоящий сезон массового отдыха. К тому же в последнее время с высоких трибун много раз говорилось о достижении новых туристических высот. Прошлогодней осенью с помпой была презентована новая госпрограмма развития внутреннего и выездного туризма в нашей стране на 2019-2025 годы, призванная окончательно решить проблемы этой многострадальной отрасли. Вместе с ней были оглашены основные контуры мастер-планов развития «Топ-10» дестинаций республиканской карты туристификации страны (прим. автора – терминология чиновников сохранена!). При этом презентации прошли не только в столице на самом высоком уровне, но и в Алматы. Разработка же госпрограммы велась чиновниками совместно с отечественным бизнесом в лице НПП «Атамекен». 

Представители профильного министерства культуры и спорта своими спичами поражали воображение неискушенных соотечественников.  Рекой лились с трибун обещания снять все бюрократические барьеры на туристическом пути, улучшить инфраструктуру туризма, в первую очередь транспортную доступность его объектов, упростить визовый режим и миграционное законодательство и даже избавить гостей нашей страны от уплаты НДС через систему tax-free. 

Золотым ключиком к этому светлому будущему должны были стать уже упомянутые «Топ-10» дестинаций, включая озеро Алаколь, горнолыжный кластер в Алматинской области, Балхаш, Баянаул, Щучинско-Боровская курортная зона, некий пляжный курорт на Каспии и другие. В ответ на известное поручение первого президента страны чиновники взяли под козырек, пообещав увеличить поток туристов, приезжающих в «Топ-10», почти вчетверо до 13,5 млн человек, и генерировать ежегодно валовую добавленную стоимость в поражающие воображение $5-6 млрд. 

Великая туристическая революция должна превратить эту отрасль в драйвер отечественной экономики с увеличением ее доли в ВВП страны до 8% к 2025 году, объемом привлеченных инвестиций за это время в 2 трлн тенге, новыми 200 тыс. рабочих мест и общим потоком туристов более 15 млн человек в год. Налоговые преференции для «Топ-10», дешевые кредиты туристическому бизнесу, управляющие компании с зарезервированными за ними земельными участками и готовой внешней инфраструктурой, продвинутый маркетинг наших достопримечательностей за рубежом, политика «открытого неба» на пятом (!) уровне свободы воздушного пространства над крупнейшими городами,  субсидирование затрат авиакомпаний на покупку топлива и авиаперелета детей во время каникул по принципу Kids go Free – в общем, все самое лучшее из мирового опыта. 

Правда, несколько странно на этом изумительном фоне прозвучало предложение ввести туристический сбор в размере $2 с иностранных гостей за койко-сутки (bed tax) для снижения нагрузки на бюджет.

 

Насторожило и то, что этот сбор будет поступать на внебюджетный счет, открытый при нацкомпании «Kazakh Tourism». Кстати, нацкомпания эта молода – ей немногим больше года, поэтому и ее большие успехи еще в будущем. И совсем уж молодо созданное недавно постановлением правительства некоммерческое АО «Международный университет туризма и гостеприимства», которому предстоит готовить специалистов мирового уровня в этой отрасли.

 

Счётный комитет уполномочен заявить

В общем, достижение светлого будущее отечественного туризма вновь отодвигается, теперь уже на 7 лет. Между тем по другому официальному документу – Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года, утвержденной правительственным постановлением совсем недавно, летом 2017 года, до этого будущего оставалось совсем немного. При этом вместо «Топ-10» нынешних дестинаций тогда фигурировали «Топ-6» культурно-туристских кластеров с ласкающими душу названиями – «Астана – сердце Евразии», «Алматы – свободная культурная зона Казахстана», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота» и «Единство природы и кочевой культуры». Поражали воображение и масштабы подготовки кадров для туристической отрасли – их обучали 47 вузов в рамках специальности «Туризм», 12 – «Регионоведение», 45 – «Переводческое дело», не говоря уже о нескольких десятках заведений системы технического и профессионального образования.

Вполне естественно тогда нельзя было обойти тему выставки «Astana EXPO-2017». Чиновники, как и сегодня, обещали создать недостающую инфраструктуру туризма, упростить въездные формальности, обеспечить привлекательные для туристов цены и эффективную модель управления дестинациями.  При этом отмечалось, что наиболее важным в реализации поставленных целей является период 2017-2019 годов с формированием туристических кластеров, созданием Национального офиса с разветвленной сетью представительств в регионах страны, разработкой национальных же проектов и началом строительства их объектов за счет частных инвестиций, введением стимулов для малых проектов, разработкой системы маркетинга. 

В реальности же вместо успехов, которые мы должны были видеть уже сегодня, Счетный комитет сообщает неутешительные итоги госаудита эффективности использования бюджетных средств и активов государства, вложенных в развитие этой отрасли. Аудит охватывал деятельность Комитета индустрии туризма Минкультуры и спорта вместе с нацкомпанией «Kazakh Tourism». Как выяснилось, доля туризма в ВВП страны не росла в последние годы, а снизилась с 1,3% в 2016 году до 0,9% за 9 месяцев прошлого года. В отчете проверяющих отмечается, что, несмотря на проведение в столице выставки «Astana EXPO-2017», количество въездных туристов не достигло ожидаемых показателей, предусмотренных в программных документах. До сих пор не сформирована как сама политика, так и единые организационные подходы для комплексной стратегии развития туристской отрасли, в том числе по совершенствованию законодательства! 

Средства же республиканского бюджета, выделяемые на формирование национального туристического продукта и продвижение его на международном и внутреннем рынке, используются недостаточно эффективно. Так, Комитетом индустрии туризма не достигнуты показатели прямых и конечных результатов бюджетных программ в части увеличения обслуженных посетителей местами размещения по внутреннему и въездному туризму (резиденты и нерезиденты) и проведения международных туристических выставок за пределами страны. Деятельность «Kazakh Tourism» осуществляется при отсутствии ее стратегии и плана развития, а уставный капитал нацкомпании сформирован за счет непрофильного для уставной деятельности неиспользуемого имущества – витрин, фотоколлажей, подиумов, панелей, находящихся на хранении в Национальном музее РК.

 

Всё и так понятно

Впрочем, и без аудиторов коллеги по редакции «ДК» во время поездок в столицу не раз могли убедиться в том, насколько далек пока имидж все еще не состоявшегося «Сердца Евразии» от желаемого. Обещанного после EXPO-2017 устойчивого и мощного потока как иностранных, так и внутренних туристов там не наблюдается, – в реальности в столице довольно пустынно даже в центре в хорошую погоду. Причем не видно не только гостей города, но и самих местных жителей, не говоря уже об информационных киосках для туристов с картами и буклетами, недорогого общепита с меню на разных языках, бесплатных туалетов и специальной туристической полиции. 

Даже по сравнению с Алматы, где хотя бы есть природные красоты, отвлекающие требовательные взоры гостей мегаполиса, туристический имидж столицы выглядит не особо привлекательным, начиная с ее тесного аэропорта, в котором зачем-то открыли на прилете обычный продуктовый магазин, а вылетающих пассажиров потчуют странным сочетанием ухи, мант и беляшей. В то время когда и соседнюю Россию охватила крафтовая пивная революция, начавшаяся в Штатах, в столичных торговых центрах режет глаз скудный выбор янтарного напитка – важной составляющей глобального туристического бизнеса. Местная реклама настойчиво зовет в Бурабайско-Щучинский кластер, но предлагает почему-то довольно дорогие отели для размещения там вместе с недешевыми способами утомительного трансфера за несколько сотен километров. При этом, к примеру, в той же России из Москвы в города знаменитого Золотого кольца туристов домчат скоростные поезда «Ласточка», билеты на которые можно купить заранее через интернет, а онлайн-поисковики предлагают там недорогие апартаменты для проживания.

Если уж продолжить тему международных сравнений, то недавно вернувшиеся из Турции коллеги с удивлением рассказывают о том, как там в течение нескольких дней перенесли  международный аэропорт Стамбула на новое место. А из Китая журналисты «ДК» сообщают об открытии в Пекине нового огромного аэропорта Дасин при том, что немногим более 10 лет тому назад к летней Олимпиаде там уже построили большую авиагавань. Автор же этого материала, прилетевший как раз в день выхода свежего номера «ДК» из Англии, на всякий случай убедился перед вылетом, что предлагается туристам в относительно небольшом городе Ипсвиче, имеющем по нашим меркам статус областного центра. Так вот, там функционирует неплохой информационный центр для туристов с сувенирами, картами, буклетами о достопримечательностях и интересных событиях. Кстати, для первого знакомства с городом можно отправиться с гидом в недорогой пеший тур по местным кафе – ведь для туриста важно узнать, где можно хорошо поесть по доступным ценам! 

У нас же после бодрых презентаций новой госпрограммы развития туризма на днях стало известно, что на полку откладывается проект обустройства Кок-Жайляу, одной из важных составляющих кластера горного отдыха в прилегающей к Алматы области. А, как известно, откладывать наши чиновники умеют многое. В Алматы, к примеру, их усилиями отложено строительство нового международного аэропорта и расширение действующего, в дальнем ящике пылится теперь проект скоростной железной дороги из Алматы до столицы, заброшен нашумевший когда-то проект технопарка высоких технологий ПИТ «Алатау» и многое другое. Сошла на нет и борьба с нелегальными таксистами-«бомбилами» в наших аэропортах при том, что для гостей как раз с них и начинается знакомство со страной, как театр с вешалки. Вряд ли служат достойной визитной карточкой и встречающий их по большей части пестрый иностранный автохлам вместе с «ладами приорами»! Явно застопорилось и производство недорогих красивых сувениров хотя бы из тех же горных камней, которых полно в Алматы. 

Впрочем, настоящий турист отличается оптимизмом. Поэтому в заключение отметим в качестве позитива, что вскоре начнет совершать первые рейсы отечественный лоукостер FlyArystan, дешевые билеты которого дадут новый импульс внутреннему туризму. Кстати, авиаторы сейчас приятно выделяются значительным снижением расценок на их перелеты – с начала года они подешевели на 7%, и это еще не предел! К тому же они не словами, а делом активно продвигают привлекательный имидж Казахстана для туристов. Национальный авиа­перевозчик «Эйр Астана» занимает высокие позиции в мировых рейтингах, предлагая своим пассажирам сервис высокого уровня, включающий свежую отечественную прессу, в том числе и «ДК», и подарки для летящих к нам в гости детишек. Так что можно утверждать, что источником успешного подхода к делу являются не многостраничные госпрограммы, а нормальная организация всего туристического бизнеса, начиная с трапа самолета до недорогой вкусной еды в городских и придорожных кафе, дешевых чистых гостиниц и прочих его составляющих. Все остальное просто приложится, а государству останется лишь улучшать условия для бизнеса!

 

Тулеген АСКАРОВ