Перейти к основному содержанию
7 Июня 2019  28

MoneyTime: почему у кредитора память лучше, чем у должника

MoneyTime: почему у кредитора  память лучше, чем у должника

Лучшим эпиграфом к очередной передаче из цикла MoneyTime, которая выходит на телеканале «Астана», была бы прописная истина: «Можешь не брать в долг, не бери». Но современная жизнь диктует иные правила, и ситуации, когда бывает не обойтись без заемных средств, возникают довольно часто. 

Так что здесь применим иной эпиграф – от Ларошфуко: «Мы часто платим наши долги не потому, что так положено и это справедливо, а потому, что хотим облегчить наши будущие займы». Благо, теперь этот процесс – возврата и возобновления кредита – доведен да автоматизма благодаря револьверным кредитным линиям. То есть, получив привязанную к такой линии кредитную карту, можно всегда иметь под рукой требуемую сумму и при этом обойтись без комиссий банку. Есть и такие! 

Этот кредитный продукт пришелся по душе казахстанцам: по данным Нацбанка, на конец января 2019 года количество активных банковских карт в Казахстане составило 12,1 млн единиц. При этом количество кредитных карт за год увеличилось на 93,7% – до 2,7 млн единиц. И зачастую, выбирая между классическим банковским кредитом и кредитной картой, заемщики, нуждающиеся в относительно небольших суммах, отдают предпочтение картам: ими можно воспользоваться в любой момент, при этом удобно гасить – например, через банкомат или онлайн.  

Картинки по запросу MoneyTime kz ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу MoneyTime kz

Правда, прежде чем обзавестись такой картой, надо хорошо усвоить правила кредитования. А если договор с банком о выпуске кредитной карточки кажется трудночитаемым, отправляйтесь на консультацию к финансовым консультантам Мариям Думан, которая ведет прием на казахском языке, или Марии Зубенко, консультирующей на русском языке, на телеканале «Астана». Благо, их консультации – всегда в открытом доступе – на сайте телеканала astanatv.kz. Эта передача из цикла MoneyTime называется «Кредитные карты». 

Консультанты дали несколько рекомендаций. Первая из них для тех, кто хотел бы пользоваться кредитом без комиссий: запомните, что такое грейс-период. Правильно, речь о льготном периоде, в течение которого нужно вернуть деньги банку и тем самым избежать начисления банковской комиссии. Но самая важная рекомендация финансовых консультантов – внимательно читайте договор. В этом документе надо обратить внимание на:  

• стоимость открытия и обслуживания карты

• размер кредитного лимита

• срок действия карты

• минимальный размер обязательного ежемесячного платежа

• размер пени и штрафов

Потому что, как метко подметил Бенджамин Франклин, кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники. И если банк предоставляет грейс-период, то это не значит, что он будет снисходителен к просрочкам заемщика. И даже если взнос будет погашен вовремя, но не полностью, пени будут начисляться. Ну и памятка для заемщика по использованию кредитной карты:

• Не оформляйте кредитную карту на всякий случай

• Не открывайте кредитную карту в сложный период

• Не снимайте наличные, если не уверены в размере вознаграждения банка за такую операцию

• Уточните как дополнительные возможности, так и вашу ответственность по кредитной карте.

Ну а теперь о приятном – желанных приобретениях, путешествиях… О том, на что готовы потратиться. Правда, и здесь могут быть подводные рифы: некачественный товар, плохой сервис, неисполнение обязательств – например, по страхованию, скрытый пункт в договоре, например, банковского займа или покупки в кредит…

Финансовые консультанты Мариям Думан и Мария Зубенко вновь дают дельные советы в передаче «Защита прав потребителей». Они напоминают, что контроль за соблюдением прав потребителей финансовых услуг ведет Национальный банк: в банковском и страховом секторах, на рынке ценных бумаг, в накопительной пенсионной системе и в микрофинансовом секторе. Обратиться можно в Нацбанк по различным каналам. Например, через Общественную приемную, которая располагается в Алматы, через филиалы НБ РК в любом регионе или через специальное мобильное приложение НБК онлайн.

Финансовые консультанты подчеркивают, что свои права всегда надо отстаивать, а помочь получателю финансовых услуг в этом вопросе могут специалисты Национального банка: 

Нацбанк ведет контроль за соблюдением прав потребителей финансовых услуг

О своих правах и системе их защиты можно узнать в  специальном разделе на сайте Национального банка Казахстана

Нужно всегда досконально изучать условия договоров, которые подписываете по тем или иным финансовым услугам

Если ваши права как потребителей финансовых услуг нарушаются, немедленно обращайтесь с жалобой в Национальный банк Казахстана

 

Эти и новые передачи цикла «MoneyTime», так же, как и ранее вышедшие, можно найти в открытом доступе на сайте телеканала astanatv.kz. Ну а место встречи с финансовыми консультантами «MoneyTime» Мариям Думан и Марией Зубенко неизменно: телеканал «Астана» в предстоящие выходные.