Перейти к основному содержанию
12 Марта 2019  1300

Обмани меня, если сможешь

Обмани меня, если сможешь

Сообщения в мессенджерах, лента Instagram, посты в социальных сетях, новости на сайтах и в приложениях телефона – поток разношерстной информации, порой сомнительного качества, льется на современного человека как из рога изобилия. Много информации, из которой можно выбрать интересующее тебя, – это, безусловно, хорошо, но есть и обратная сторона медали. Поддельные новости (фэйки), неудачные шутки, ошибки и злонамеренное искажение информации – вот с чем сегодня сталкивается каждый пользователь интернета. Что делать? Эксперты настаивают: нужно учиться фильтровать информацию, при необходимости ее проверять, быть более медиа-грамотными людьми.

Сообщения о терактах, которых на самом деле не было; о несуществующих педофилах, которые якобы объединились в банду; о конфликтах на национальной почве и о многом другом – такие сообщения создаются тысячами каждый день во всех странах, на разных языках и быстро распространяются. Доверчивые люди не только верят подобной информации, но и сами распространяют эту опасную ложь. Давайте услышим мнение медиа-эксперта, задумаемся о критическом мышлении и присмотримся к проектам, которые могут помочь гражданам быть более грамотными при потреблении информации.

 

Обилие фэйков и манипуляций 

На одном из мероприятий, организованных международной организацией Internews, инициатор и руководитель первого в Центральной Азии фактчекингового проекта factcheck.kz Адиль Жалилов продемонстрировал участникам примеры фэйковых фотографий. На одном из таких изображений, распространяемых в интернете, американский сенатор Джон Маккейн стоит рядом с террористом Усамой бен Ладеном. На самом деле на оригинальной фотографии сенатор стоял с президентом Афганистана Хамидом Карзайем. Подобные поддельные фотографии изготавливаются за считанные минуты, но могут наделать много шума. Такие подделки легко вычислить – достаточно, например, воспользоваться поиском похожих изображений в Google. Труднее вычислить видеофэйки и всевозможные хитрые манипуляции. 

«Приведу пример: фэйк о том, что в Алматы открылась биолаборатория, предназначенная для хранения опаснейших патогенов и там работают американцы, которые разрабатывают биологическое оружие. Это ложь, на самом деле лаборатория работает с 1948 года и там нет никаких американцев. Или фэйк о том, что врачи-террористы под видом лекарств вводят пациентам вирус, распространяется в WhattsApp. Лжи и манипуляций очень много, но любые фэйки можно выявлять», – говорит Адиль Жалилов. 

Он привел примеры высказываний известных людей, которые не соответствуют действительности. Например, новость о том, что 24 тысячи казашек вышли замуж за китайцев. Это недостоверная информация, которая может вызвать волну ксенофобии и конфликты. На самом деле цифры значительно более скромные – примерно 30 казашек выходят замуж за граждан Китая и столько же казахов берут в жены китаянок. 

Какое отношение эти примеры имеют к насильственному экстремизму? Самое прямое!    

Подчас подобные фэйки могут спровоцировать насилие, нетерпимость и противоправные действия. Идеологи экстремистских организаций также активно используют такие приемы, чтобы повлиять на своих потенциальных адептов.

 

Медиа-грамотность, фактчекинг и критическое мышление 

В современном мире не только журналисты, редакторы и политологи должны быть медиа-грамотными людьми. Понимать основные процессы, происходящие в медиа-пространстве, должен даже школьник, в руках которого есть смартфон с выходом в интернет. Кстати, о школьниках. Например, в Швеции уже с 1980 года есть отдельный предмет в школе – медиа-образование. Детей учат рассуждать и критически оценивать информацию, которую они видят и читают в интернете, на телевидении или в сообщениях своих мессенджеров. В этой стране есть несколько интернет-ресурсов для учителей, на которых медиа-эксперты подсказывают, какие события в мире и фэйки можно взять в качестве примера для разбора на уроке. При обучении в ход идут мультфильмы, кроссворды, тесты, веселые картинки и многое другое – и все для того, чтобы сделать детей медиа-грамотными. Люди вырастают более грамотными в вопросах распространения информации и уже не пересылают знакомым сообщения о зараженных СПИДом бананах и прочей нелепице. 

Медиа-грамотность – это набор навыков и умений, которые позволяют людям анализировать и оценивать распространяемую информацию, а также самим не допускать ошибок при создании контента. Одной из важнейших составляющих медиа-грамотности является так называемый фактчекинг (от английского «fact checking», что переводится как «проверка фактов»). 

«Есть несколько видов фактчекинга – развенчание мифов и фэйков, проверка фактов, проверка обещаний и заявлений, – говорит Адиль Жалилов. –Также важной частью является обучение. Я считаю, что фактчекингу необходимо обучать в школах и вузах, чтобы у молодежи были базовые навыки». 

Еще одним важным звеном медиа-грамотности является критическое мышление – способность человека ставить под сомнение информацию, которую он получает. Ставить под сомнение даже свои убеждения, которые могут быть ошибочны. Задавать самому себе вопросы и думать над ответами. «А правда ли это?», «кому может быть выгодно говорить неправду?», «есть ли альтернативное мнение?», «где еще можно почитать/посмотреть об этом» – эти и многие другие вопросы позволяют человеку не быть пешкой в руках пропагандистов и злоумышленников, распространяющих всевозможные фэйки.

 

Казахстанские проекты по медиа-грамотности

В Казахстане уже есть несколько серьезных проектов, направленных на повышение медиа-грамотности и обучение фактчекингу. Сегодня уже не остается сомнений в том, что подобных востребованных проектов вскоре станет больше. Дойдет ли дело до введения специального предмета в школе – вопрос открытый, но всевозможные учебные программы и тренинги будут и должны проводиться. Не все имеют возможность принять участие в специальных семинарах, но каждый может в интернете почитать материалы и посмотреть видео на эту тему. 

Проект factcheck.kz является наиболее интересным. Здесь есть множество интересных и полезных материалов по теме, приводятся любопытные примеры. На сайте есть интересная рубрика, в рамках которой проводится проверка обещаний казахстанских чиновников и политиков. Подробно разбираются поддельные новости, тиражируемые казахстанскими СМИ. Достаточно простых действий, чтобы выявить ложь, придуманную для повышения посещаемости сайта или с иными целями. Почитав материалы этого портала, любой человек станет на голову выше в плане медиа-грамотности. 

Еще одной яркой и популярной инициативой является проект «Три точки». Материалы готовят в рамках информационной кампании по медиа-грамотности «Знай, что смотришь!», которая реализуется в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии» при финансовой поддержке Европейского союза. Суть проекта сформулирована как желание показать роль медиа-грамотности и критического медиа-потребления в предотвращении радикализма, ведущего к насильственному экстремизму. Проект представлен в нескольких социальных сетях, для каждой из стран региона – на национальном языке. Здесь можно познакомиться с увлекательным и понятным контентом, сделанным с большой долей творческих инсайтов. 

Как обстоят дела с обучением медиа-грамотности в соседних странах? Лидером в этом вопросе можно назвать Кыргызстан, где медиа-грамотности уже учат в школах. Пилотный проект реализуется в ряде школ Бишкека и Чуйской области. Инициатива, поддержанная Министерством образования, реализуется в рамках проекта по повышению медиа-информационной грамотности в Кыргызстане при поддержке Федерального министерства по экономическому сотрудничеству и развитию Германии и Академии Deutsche Welle. Разработана и издана книга для учителей и старшеклассников, созданы видео-уроки, анимационные ролики, онлайн-платформа. Все материалы разрабатывали действующие журналисты и профессионалы из сферы образования.

В Узбекистане, как и во многих других странах, распространение фэйков – не редкость. В стране в прошлые годы проводились отдельные мероприятия, направленные на повышение медиа-грамотности. Общение с коллегами-журналистами из Ташкента и поиск в интернете не позволили найти какие-то значительные и популярные проекты, реализуемые в стране в сфере медиа-грамотности. Тем не менее представительство ЮНЕСКО в Узбекистане прикладывает усилия, регулярно организуя учебные мероприятия и круглые столы по теме медиа-грамотности. 

Борьба со злоумышленниками, которые из хулиганских или иных целей создают злостные фэйковые сообщения, – дело правоохранительных органов. Но это вечная борьба с переменным успехом и без видимой победы. Как же быть нам с вами? Что делать, особенно тем, кто не работает в медиа-сфере и не «подкован» в этих вопросах, но является потребителем информации? Нужно учиться отличать правду от лжи, достоверный источник информации от сомнительного и шаг за шагом становиться более медиа-грамотными.

 

Сергей БАРАНОВСКИЙ, фото автора