Skip to main content
13 Сентября 2018  359

Тариф по осени взлетает

Тариф по осени взлетает

29 августа Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев в одностороннем порядке увеличил на 50 процентов тариф на обработку груза по внутренним направлениям. Выгодный для воздушной гавани ход, очевидно, будет иметь обратный эффект для остальных участников рынка. Затраты авиаперевозчиков резко «взмоют» ввысь с началом нового года, когда воздушные ворота столицы повысят тарифы на 11 дополнительных услуг наземного обслуживания.

Асель КАСЫМОВА

«ДК» неоднократно поднимал тему необоснованного повышения аэропортовых сборов. И вот очередной их рост вызывает вполне справедливое возмущение у отечественных авиаперевозчиков.  

Отметим, повышение тарифов на услугу «Обработка груза по внутренним направлениям» на 50 процентов, с 9 640 тенге за тонну до 14 506 тенге за тонну, было утверждено Приказом № 449 от 29 августа 2018 года Комитета гражданской авиации МИР РК. 

Свое решение аэропорт Астаны обосновал необходимостью модернизации, а также убыточностью данной услуги, тариф на которую оставался неизменным около восьми лет. 

Однако возникает вопрос, почему вполне себе прибыльное предприятие (о чем свидетельствует финансовая отчетность Международного аэропорта Астаны) стремится модернизироваться за счет потребителей его услуг, а не собственных средств или привлечения дополнительных инвестиций. При этом попытки авиаторов ознакомиться с информацией о произведенной модернизации служб грузовых перевозок, себестоимости услуги по обработке грузов не увенчались успехом. 

Вызывает сомнение также правомерность и обоснованность вынесенного приказа. Пункт 1 статьи 174 Предпринимательского кодекса РК запрещает действия (бездействие) субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, в том числе такие, как установление, поддержание монопольно высоких цен. В свою очередь пункт 2 статьи 175 данного кодекса четко определяет, что цена, превышающая сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, является монопольной. Следовательно, действия аэропорта Астаны идут вразрез с нормами закона, делают вывод эксперты, добавляя, что и сама процедура повышения тарифа была проведена с нарушением требований законодательства. Речь идет о несоблюдении сроков уведомления о публичном слушании, неполных сведениях в объявлении о нем. Главное же, по мнению экспертов, был нарушен стержневой принцип публичных слушаний, установленный пунктом 18 Правил ценообразования на общественно значимых рынках, – прозрачность формирования цен на товары (работы, услуги). 

И, похоже, от тарифной политики столичного аэропорта мягкой посадки ждать не стоит. Напомним, в январе текущего года он в одностороннем порядке уже увеличил сборы по всем международным направлениям на ряд услуг. Тогда «обеспечение взлета и посадки воздушного судна по международным направлениям» выросло на 30 процентов, «обеспечение авиационной безопасности по международным направлениям» – на 100 процентов, «базирование авиационного судна» – на 157 процентов, «сверхнормативная стоянка воздушного судна» – на 188 процентов.

Теперь же этот список с 1 января 2019 года расширится еще 11 дополнительными услугами наземного обслуживания, о чем столичная воздушная гавань уведомила отечественных авиаперевозчиков 22 августа. Причем диапазон ценового роста довольно широк – от 45 до… 314 процентов.

Повышение сбора на обработку грузов на внутренние рейсы увеличит расходы одной только авиакомпании «Эйр Астана» на 18,5 миллиона тенге в год. А с запуском остальных тарифов с обновленной стоимостью затраты компании «взлетят» на 1,5 миллиарда тенге в год.

Но авиаперевозчики вынуждены соглашаться со столь агрессивной тарифной политикой. Они связаны по рукам и ногам, поскольку не имеют альтернативного выбора в виде другого аэропорта. Для сравнения, во многих казахстанских и иностранных портах с аналогичным пассажиро- и грузопотоком тарифы на услугу обработки груза ниже в среднем до 63 процентов: в воздушной гавани Алматы – 5 250 тенге, Караганды – 5 973 тенге, Бангкока в пересчете на тенге – 
9 999, Стамбула – 40 долларов США (14 537 тенге). 

За повышением тарифов могут лежать иные причины, полагают эксперты, а именно кредитные обязательства перед АО «Банк развития Казахстана». Для погашения долга перед АО «НК «Казақстан темір жолы» в начале года аэропорт столицы получил от БРК кредит в 24 миллиарда тенге сроком на 15 лет, при ставке вознаграждения 11 процентов годовых. При этом заемщик взял на себя обязательства по повышению тарифов на аэропортовые услуги. Сегодня общая сумма кредитных обязательств достигла 40 миллиардов тенге при среднегодовом доходе 17-18 миллиардов тенге. А к 2019-2020 годам годовая сумма выплат по займу дойдет до 4-5 миллиардов тенге. Таким образом, чтобы обслуживать кредиты, аэропорт обязан ежегодно повышать тарифы от 106 до 689 процентов. 

Как бы то ни было, последствия всех этих ценовых метаморфоз могут быть весьма печальными и трансформировать в худшую сторону состояние отрасли гражданской авиации Казахстана. Авиаперевозчики, стремясь компенсировать свои расходы, будут вынуждены увеличивать тарифы для пассажиров, вылетающих из главного города Казахстана. Не исключено, что закроются существующие авианаправления, упадет пассажиропоток, предупреждают эксперты.

Остается надеяться, что маршрут, избранный аэропортом Астаны, не приведет к точке невозврата.