19 октября 2017 17:06

Где-то есть город, тихий, как сон…

Где-то есть город, тихий, как сон…
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Четверти века независимого существования вполне хватило для того, чтобы алматинцы, да и жители других населенных пунктов, с лихвой испытали на себе техногенную нагрузку и опасность, которую несут нам материальные блага рыночной цивилизации. Заодно было время убедиться и в неготовности местных властей к созданию комфортных нормальных условий жизни в этих непростых условиях.

Тулеген АСКАРОВ

Теперь и береженым приходится бдить в оба глаза!

Даже всяко видавших старожилов южной столицы шокировала недавняя гибель девушки в обычном… арыке, да еще и неподалеку от здания городского акимата на углу проспекта аль-Фараби и улицы Фурманова! По версии полицейских, она поскользнулась, перепрыгивая через арык, упала в бурно несшийся по нему поток ливневых вод, который и унес ее в трубу под дорогой. А ведь в прежние времена из многочисленных алматинских арыков утонуть можно было разве что в Головном, представляющем собой магистральный оросительный канал вдоль проспекта Абая, – через остальные можно было легко перепрыгивать даже детям. Но со временем по мере асфальтирования проезжая часть дорог во многих местах заметно поднялась над арыками, из-за чего дорожники стали обильно заливать бетоном появившиеся откосы, по которым легко можно соскользнуть вниз даже в сухую погоду.

В повседневную угрозу для жизни горожан превратились даже новые голубые автобусы, ставшие одним из символов Алматы. Недавно у одного из них отказали тормоза при движении вниз по улице в микрорайонах, после чего он врезался в легковушку, а потом отлетел на обочину на припаркованные машины. Ужас наводят на жителей и тяжелые грузовики с бензовозами, у которых периодически не срабатывают тормоза. До сих пор горожане вспоминают, как несколько лет тому назад в центре города, немного не доехав до 5-звездочного отеля, сгорел бензовоз, а вместе с ним более десятка машин на парковке и два подъезда в многоквартирном доме. Кстати, и там не обошлось без ставшего опасным арыка, по бетонному ложу которого пылающее топливо унеслось вниз.

В общем, по когда-то спокойному и безмятежному нашему городу теперь приходится передвигаться с оглядкой и опаской. Споткнуться или упасть в открытый люк сейчас можно практически везде, как и поскользнуться на гладких плитках, коими отделывают лестничные марши и полы. Автомобилисты же с опаской выезжают на дороги с ямами и даже на отремонтированные участки, ибо там обязательно останутся те же открытые люки, а на свежем асфальте в дождливую погоду легко может занести машину. Многие светофоры им просто не видны за буйно разросшимися деревьями, которые почему-то обрезают как раз там, где пешеходы стремятся укрыться в тени. А уж вечером на дорогах становится опасно всем, поскольку на них появляются стрит-рейсеры от «золотой» молодежи на мощных «тачках», с которыми не в силах справиться жолполовцы, предпочитающие стричь свои купоны с остальных водителей. Кстати, вопреки известному поручению главы государства убрать из города «тракторы», сегодня мощные джипы и лимузины спокойно продаются в салонах вдоль проспекта аль-Фараби, а у торговых центров и модных кафе на парковках они красуются косяками.

Правда, если отойти немного от этих пятачков гламурной жизни, то попадаешь совсем в другую жизнь, как это происходило с одним из героев Сильвестра Сталлоне, опускавшимся с комфортных этажей обитания элиты в населенное изгоями подземелье, где просят не спрашивать, из какого мяса сделан бургер, которым его угощают. Кстати, в том же фильме прозорливо было показано, в какую выжженную пустыню превратится наша планета из-за климатических и техногенных перемен, и как будут изнемогать земляне от невыносимых условий после концентрации населения в нескольких огромных городах.

Гладко только на бумаге и у консультантов в компьютерах

Даже в «лихих» 90-х этот скорбный сюжет казался фантастическим, поскольку Алматы в те трудные времена развала СССР и первых лет независимости сумел сохранить свой прежний исторический облик, став колыбелью независимости. Но сегодня, увы, нечто подобное тому сюжету начинает разворачиваться на наших глазах. Алматинцы денно и нощно видят, как ухудшается городская среда их обитания из-за роста нагрузки на нее от высотных застроек и расширяющихся дорог, как исчезают сады, рощи, палисадники и клумбы, теряется архитектурное наследие времен Верного и Алма-Аты. Трудно сказать сейчас, к примеру, где находится исторический центр Алматы, ибо большинство старинных зданий снесены, либо сгорели. Негде стало строить новые жилые дома, школы, детские сады, поэтому мегаполису приходится расширяться в пригороды на свободные земельные участки, перенося туда все городские проблемы.

На время слабым лучиком надежды промелькнул в Алматы известный датский архитектор и консультант по городскому дизайну Ян Гейл, представивший местным властям свою концепцию развития южной столицы. Каких-то особых новинок он не предложил, ограничившись на первых порах рекомендациями по сокращению количества автомобилей за счет резкого повышения стоимости бензина, запрета на парковку или введения высоких тарифов на нее, платного въезда в Алматы и налога за езду в городе, сужения проезжей части и сокращения числа парковочных мест. Прозвучали также предложения пересаживаться на велосипеды, запустить скоростные автобусы по выделенным линиям, отказаться от надземных и подземных пешеходных переходов, снизить максимально разрешенную скорость движения транспорта в городе, обрезать деревья, расширить и облагородить арыки.

Кое-что из этого списка городскими властями уже делается, но опять-таки прежними методами, шокирующими алматинцев своим большевистским натиском и жестокостью. Вдруг в одну ночь по всему городу были срезаны и вывезены рекламные биллборды, потом этой же скорбной участи подверглись металлические заборчики и оградки, а за ними черед пришел и для давно обустроенных остановок общественного транспорта, павильоны с которых были убраны вместе с трудившимися там малыми предпринимателями.

Что будет дальше, и на кого направят чиновники свой карающий меч, точнее, «болгарки», предсказать уже никто не берется. А ведь в программе развития «Алматы-2020» ни про срезание металлоконструкций с вырубкой деревьев и сносом остановок, ни про иностранных консультантов не говорится. Зато там ясно сказано, каким должен быть наш город – комфортным, безопасным, социально-ориентированным, экономически устойчивым, привлекательным для бизнеса и частного капитала, населенным активными жителями. Экономическая база для этого и необходимые деньги у Алматы имеются. Ведь южная столица давно выступает донором республиканского бюджета и занимает лидирующее положение среди регионов по объему валового регионального продукта, увеличивавшиемуся в последние годы средними темпами почти в 17%.

Доля Алматы в ВВП страны близка к четверти при том, что здесь не добываются нефть, газ и металлы, а былая индустрия советских времен канула в Лету. Вроде бы несколько лет функционирует Градостроительный совет Алматы, правда, в нем тон задают чиновники вместе с предпринимателями-девелоперами, а не архитекторы и горожане. Последним же остается лишь выпускать пар возмущения в соцсетях, в то время как «Васька», то есть власть и бизнес, «слушает, да ест», продолжая менять облик мегаполиса и жизнь его жителей не в лучшую сторону.

Конечно, не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает, а чисто и комфортно жить не там, где убирают, а там, где не сорят. Многое в городе зависит не только от его властей, но и от его жителей. Сегодня те из них, кто полвека назад в школьные годы сажал молодые деревца в новых парках и аллеях, с гордостью показывают своим внукам ставшие необъятными стволы могучих исполинов.

Заодно они наставляют наследников, как делать доставшийся им в наследство город краше, и почему нельзя плеваться на тротуары и бросать у скамеек шелуху от семечек. Объясняют юным и то, для чего надо требовать от «слуг народа» регулярно выходить из служебных авто и обходить пешком вверенное им муниципальное хозяйство, не тыкая в ответ на требования горожан привычным жестом в небо, точнее, в сторону Акорды. Ведь все нужные для нормальной жизни законы и правила давно приняты, и все мы вправе требовать от «муниципалов» их соблюдения, в том числе через суд, как это делается в развитых странах, в «Топ-30» которых стремится попасть Казахстан!

china11

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF
Читайте в номере
Все статьи Архив газеты

Подписаться на рассылку

Читайте также