16 декабря 2017 0:12

Стряхивая кризис с ног…

Стряхивая кризис с ног…
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Оживление и приподнятое настроение. Так охрактеризовали участники прошедший на этой неделе VII Конгресс финансистов. Предыдущий форум проходил в предкризисном 2006 году, и с тех пор система работала в жестком рабочем режиме, переживая реформацию, оздоровление с применением крайне болезненных инструментов. Наверное, поэтому и прошедший конгресс, охарактеризовав любимыми для финсектора определениями, многие финансисты хотели бы считать решительной точкой разворота вверх.

Алевтина ДОНСКИХ

Уже в приветственном слове председатель НБ РК Данияр Акишев задал тональность форуму, напомнив о пути, наполненном вызовами, кризисами, потерями, неудачами и ошибками, и призвал разумно использовать этот опыт, который помогает двигаться вперед. Поскольку «никакие новые технологии не смогут уберечь нас от ошибок будущего, если «историческая» память и человеческий капитал останутся вдруг невостребованными или забытыми».

На пленарном заседании Данияр Акишев выступил с речью, мало напоминавшие классический отчетный доклад – это был жесткий, критичный и системный взгляд на ситуацию с четко определенными приоритетами и принципами, с проработанной стратегией действий. Он был непродолжительным по времени, но достаточно емким, сравнимым почти с математическими формулировками. Процитирую основные тезисы главы Нацбанка.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ И ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ

«Эти три принципа политики центрального банка способствуют адекватному пониманию со стороны субъектов экономики и формированию их рацио­нального поведения. А результатом должна стать минимизация потенциальных финансовых потерь для всего общества.

…Последовательность политики, прежде всего, подразумевает и неуклонное следование основной цели. Законодательно закрепленной целью Национального банка является поддержание стабильности цен. Другие задачи являются второстепенными и подчиненными основной цели. Это по закону и по нашему внутреннему убеждению.

Мы четко определили свой таргет – постепенно снизить инфляцию до уровня ниже 4% к 2020 году и удерживать ее на этом уровне в дальнейшем. Почему именно 4%? По нашему мнению, в условиях развивающейся экономики Казахстана этот уровень будет максимально способствовать поддержанию стабильного и поступательного экономического роста.

При этом важно очертить пределы возможностей Национального банка для предупреждения ложных ожиданий. Исходя из экономической практики, монетарными методами можно решать крайне ограниченный набор экономических проблем.

…Такой урок мы извлекли из ситуации в начале 90-х годов прошлого века, когда в Казахстане пытались решить экономические проблемы за счет Национального банка.

За прозрачностью центрального банка стоит четкое разъяснение причин, лежащих в основе принимаемых решений. Это позволяет снизить информационную асимметрию между центральным банком и субъектами экономики и формировать у них рациональные ожидания.

Мы раскрываем информацию о наших операциях на денежном рынке, обоснованности их использования в той или иной ситуации, о возможных рисках и результатах. Кроме того, мы даем ориентиры касательно дальнейших действий в отношении базовой ставки, предоставляя рынку сигналы о направленности своей политики. Мы также публикуем информацию по валютному рынку и раскрываем наши действия на нем.

… Населению и рынку должно раскрываться видение не только по экономической ситуации, но также предоставляться ориентиры по дальнейшим мерам политики, что повышает предсказуемость политики. Как известно, негативные ожидания стимулируют соответствующие явления: инфляционные ожидания – инфляцию, девальвационные ожидания – ослабление национальной валюты, ожидания кризиса – сам кризис. В этой связи ожидания могут быть хуже самих явлений, поскольку провоцируют явления даже в отсутствие явных предпосылок.

… Центральный банк должен давать рынку четкие сигналы о дальнейших трендах экономических показателей. Только таким способом достигается «якорение» ожиданий и возможность поддерживать их устойчивость.

…Последовательность, прозрачность и предсказуемость свойственны режиму инфляционного таргетирования, переход к которому Национальный банк Казахстана осуществил в августе 2015 года».

ПРОБЛЕМЫ БАНКОВ НЕ РАССОСУТСЯ, ИХ НУЖНО РЕШАТЬ БЫСТРО

… «Нами был учтен прошлый опыт – вместо «тяжелых» долгосрочных программ развития, которые теряли свою актуальность уже к концу первого года функционирования, мы перешли к решению конкретных задач текущего этапа.

Особенностью программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора является ее оперативность и нацеленность на мгновенный результат. Потому что проблемы банков нужно решать быстро! Проблемы банков не рассасываются сами собой. Если их не решать, они усугубляются и неизбежно становятся проблемой всего общества».

Конкретные цели текущей ситуации – докапитализация крупного системообразующего банка (речь о Казкоммерцбанке); докапитализация других банков, которые имеют внятную бизнес-модель и стратегию развития; оздоровление РБК Банка в рамках объявленной программы. Решение вопроса с РБК Банком Д. Акишев назвал первым опытом «добровольного bail-inв Казахстане, который приведет к оздоровлению крупного финансового института. На акционеров таких банков возлагаются повышенные обязательства по докапитализации банка, списанию портфеля проблемных займов».

Отдельное направление программы – усиление надзорного мандата НБ РК. «Главная цель – достижение финансовой стабильности за счет менее затратных механизмов и сохранения денег налогоплательщиков в будущем. И для этого потребуется отходить от формализованных подходов в пользу превентивного надзорного вмешательства в целях предупреждения рисков.

Реализация программы не вступает в конфликт с достижением цели по инфляции. Все предоставленные банком ресурсы фактически являются связанными, т.е. выделяются для реализаций конкретной задачи, а механизм реализация предполагает предоставление не «живых» денег, а инструментов, которые будут учитываться в капитале банков».

Аналогичные действия планируется предпринимать в отношении возрождения отечественного фондового рынка. Прорабатывается Комплексный план действий правительства и НБ РК по активизации фондового рынка.

ПРО ЛЬВИНУЮ ДОЛЮ И УЗКОЕ ГОРЛЫШКО

Форум собрал огромное количество финансистов, настроенных на деловой конкретный разговор. Это в полной мере удалось, и дискуссия вовлекла в диалог заместителя премьер-министра РК Ерболата Досаева. Его главный месседж – вернуть финансовым институтам Казахстана роль основного источника инвестиций, ту роль, которая была присуща финсектору до 2008 года.

– Надеемся, что в дальнейшем совместными усилиями мы вернем положение дел на исторические позиции, – сказал он.– Правительство готово радикально поменять подходы. Мы хотим, чтобы финансисты забрали львиную долю нагрузки на себя и освободили правительство от ненужных функций, которые мы вынуждены выполнять в последние годы… Банковский сектор – главный источник фондирования и финансирования – одновременно является «узким горлышком». Альтернативные формы финансирования, которые должны быть на рынке, пока не развиты, в том числе фондовый рынок. Мы готовы продолжить работу по поиску путей по стратегии развития этих форм. Доступное кредитование должно стать ключом к массовому предпринимательству.

Никто не ожидал комплиментарности и от банкира, которая сейчас управляет двумя самыми крупными банками страны – Умут Шаяхметовой. Известная независимостью суждений, смелостью оценок, ясным умом и жесткостью, она подтвердила эту репутацию, акцентировавшись на самых болевых точках банковского сектора.

«В последнее несколько лет роль финансового сектора, как драйвера роста экономики Казахстана, продолжает непрерывно падать, – отметила она. – Доля банковского кредитования по отношению к ВВП снижается и к концу августа составила всего лишь 28%… Такой уровень банковского кредитования в экономике страны является крайне низким по международным меркам.

… В экономике Казахстана слишком большую долю занимают очень крупные государственные и сырьевые компании, которые в основном финансируются за счет государства или за рубежом».

Она обозначила и основные проблемы кредитования – отсутствие кредитоспособных заемщиков, очень жесткое регулирование со стороны Нацбанка, снижение разнообразия финансовых инструментов, которыми могут оперировать банки. Целый блок ее предложений касался вопросов законодательного регулирования и судебной практики, которые дестимулируют кредиторскую активность банков. А обращаясь к финрегулятору, она отметила, что «мандат надзора достаточно большой и сильный у Национального банка сейчас, поэтому наверное действовать и двигаться в рамках дальнейшего усиления может быть избыточным».

ПРО ГОСУДАРСТВЕННУЮ КРЕДИТНУЮ «ИГЛУ»

– Развитию рыночных отношений в финансовом секторе мешает большая доля государственного сектора в экономике, что имеет ряд негативных сторон, – отметила Умут Шаяхметова. – Доля госкомпаний в обязательствах крайне высокая. И часто эти средства распределяются на нерыночной основе, что хорошо показали последние отзывы лицензий. Такое нерыночное распределение средств снижает мотивацию банков по улучшению своей деятельности… Развитию конкурентных отношений в финансовом секторе сильно мешает государственная практика выдачи кредитов по ставкам, значительно ниже рыночных, что также снижает мотивацию банков к улучшениям. Я считаю, что было очень много полезных программ – ДКБ -2020, «Нурлы жер», но все-таки наверное надо отходить от этой практики. Должна снижаться доля государства в финансировании экономики. Нужно снижать эти субсидии. Потому что легче сесть на государственную иглу, и нет необходимости работать над своей конкурентоспособностью, бороться за рыночные условия, нужно просто иметь доступ к госденьгам. …Также необходимо пересмотреть работу государственных финансовых институтов развития так, чтобы они не выступали конкурентами частному финансовому сектору.

…В ходе конгресса было затронуто немало и других актуальных тем – о подготовке кадров, современных цифровых технологиях, новых продуктах, критовалютах и блокчейне. Хотели высказаться многие, причем забывая о лимите времени… Сказался, видимо, и почти одиннадцатилетний тайм-аут между форумами. Но в этот раз, пожалуй, впервые с 2006 года появилось ощущение, что банкирам надоело отсиживаться в «загоне кризиса», им надоели «тихие гавани-убежища капиталов», и они, стряхивая «пыль кризиса», снова рвутся на простор.

Есть только два робких вопроса – достаточно ли накопили они сил для рывка и учли ли те ошибки прошлого, с которых начал форум председатель Нацбанка…

china11

"Дыхание Китая"  - специальный  выпуск  республиканской экономической  газеты "Деловой Казахстан" и Международного радио Китая

Скачать PDF
Читайте в номере
Все статьи Архив газеты

Подписаться на рассылку

Читайте также