Перейти к основному содержанию
23 November 2017  739

Знакомьтесь: Smart-университет

В ВКО реализуется проект по созданию Smart-университета. Переход от классической модели к новому типу вуза осуществил Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, основой которого стали работы по созданию единого образовательного пространства университета на базе цифровых технологий.

Ольга СИЗОВА, Усть-Каменогорск

-В наше время активно обсуждается концепция «Индустрии 4.0» и в связи с этим изменения в системе подготовки высокопрофессиональных кадров для инновационной экономики Казахстана в условиях перехода к Smart-обществу и цифровым технологиям. Анализ международного опыта показывает, что наиболее конкурентоспособными окажутся вузы, способные воплотить идеи создания Smart-университета. Они могут составить базу для реализации в Казахстане новой концепции – Smart-образования, Smart-экономики и Smart-общества, – говорит и.о. ректора Ирина Ровнякова.

В создании «умного университета» вначале было оптоволокно…

– На базе волоконно-оптической сети была спроектирована и построена защищенная корпоративная сеть, позволяющая объединить в одно логическое целое весь компьютерный парк, все рабочие места и всех сотрудников и студентов университета. Проектирование сети было осуществлено с учетом возможности ее дальнейшего масштабирования и модернизации, – рассказал директор Департамента информационных и коммуникационных технологий Манарбек Кылышканов.

По его словам, поскольку Smart-университет является составляющей такого многогранного понятия, как промышленная автоматизация, то такая сеть и универсальные настраиваемые средства являются основополагающими элементами для организации всего процесса управления с переходом от разрозненных подсистем к полной автоматизации и связям с высокоуровневыми приложениями вплоть до формирования отчетов о потребленных ресурсах.

Среди элементов Smart-университета – «Умная инфраструктура», включающая в себя системы видеонаблюдения, электронные пропускную систему, документооборот, библиотеку и читальный зал. Так, только одна электронная библиотека выполняет целый комплекс функций, куда входят создание электронного каталога и библиографических баз данных; ретроконверсия; использование ресурсов глобальной информационной сети Интернет; организация процесса электронной выдачи и приема литературы на абонементах; создание и использование полнотекстовых электронных баз данных, подписка на е-коллекции и многое другое. Коллекции библиотеки на традиционных носителях дополняют информационные технологии. Электронный каталог формируется с помощью АС «ИРБИС-64», в состав которого включены базы данных.

В читальном зале организован терминальный класс – это совершенно новый тип подключения к сети Интернет и ресурсам вуза, обеспечивающий оперативность получения информации. Информационные возможности расширяются за счет доступа к международным и республиканским ресурсам, доступным через интернет: республиканская межвузовская электронная библиотека (РМЭБ), проект Ассоциации вузов РК; проект создания Казахстанской национальной электронной библиотеки (ЭГБФ-КазНЭБ), инициированный НАБ РК; виртуальную научная библиотека РК.

В соответствии с подписанным при поддержке МОН РК соглашением, всем казахстанским образовательным и научным организациям предоставлен доступ на безвозмездной основе к ресурсам полнотекстовых баз данных – Thomson Reuters и Springer Link. Кроме того, используются возможности тестового доступа к разнообразным ресурсам, в том числе, Oxford UniversityPress, Naukaru.ru, БД «ИВИС» и др.

С целью перевода в электронный вид оригиналов хранящихся документов для научной библиотеки приобретен инновационный сканер ЭЛАР ПланСкан. Это сканирующее оборудование отличается компактностью, высокой скоростью, наличием V-образной колыбели, позволяющей оцифровывать книги с неполным раскрытием до формата А2.

– Достоинство сканера – встроенный компьютер, позволяющий использовать его без подключения к рабочей станции. Сканирование на этом устройстве производится бесконтактным способом, без риска повреждения страницы или переплета, – рассказали в научной библиотеке. – Сканирующая система находится сверху и обрабатывает любые объекты, находящиеся в поле сканирования на специальном столе сканера. Необходимо только переворачивать страницы, не заботясь о настройках и фокусировке. Профессиональная камера сканирует с высоким разрешением со скоростью всего 0,5 секунды, позволяя решать различные задачи оцифровки.

В настоящее время решаются задачи и по созданию цифрового кампуса: оснащению библиотеки, учебных корпусов, общежитий специальным оборудованием. Так, оснащение научно-образовательного центра «Мәңгілік ел» современным оборудованием позволило проводить аудио-видеоконференции с системой синхронного перевода и возможностью чтения онлайн-лекций зарубежными профессорами. Аналогичные возможности имеют научно-образовательный центр «Назарбаевтану» и научно-исследовательский центр «Алтайтану».

Начата работа по реализации образовательного портала – как единой интегрированной точки входа, как для студентов, так и для преподавателей.

– Планируется расширение функций образовательного портала университета по управлению учебным процессом и формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В планах – реализация системы m-Learning и m-Science, включающая предоставление персонифицированного онлайн-доступа посредством мобильных устройств, а также использование мобильных устройств как средств идентификации, платежного инструмента и геопозиционирования, – сообщила Ирина Ровнякова.

– Переход всех информационных систем к сервис-ориентированной архитектуре на основе единого хранилища данных и репозитория (библиотеки) сервисов позволяет осуществлять поэтапную интеграцию всех существующих в вузе информационных систем, как собственной разработки, так и сторонних производителей. Благодаря этому решению вновь подключаемые информационные системы, в том числе программное обеспечение, необходимое для интеграции с системами МОН РК и др., будут легко интегрироваться в общее информационное пространство как сервисы. Кстати, именно по такой методике работает электронное правительство, – добавил Манарбек Кылышканов.

Автоматизация и интеллектуализация управления предполагает получение результатов, направленных на реализацию концепции «Зеленый университет», как то: уменьшение энергозатрат, эксплуатационных издержек; увеличение безопасности; контроль над износом оборудования и действиями персонала; упрощение управления системой и т.д. Для реализации задач информационно-коммуникационных технологий создана учебно-производственная лаборатория, где будут обучаться специалисты, владеющие знаниями в области автоматизации рабочих мест, робототехники, развития мобильных (беспроводных) коммуникаций, программирования мобильных сервисов, использования технологий виртуализации.

– Сегодня мир стоит на пороге перехода к новой ступени своего развития – Smart-обществу, ориентированному на умные технологии, – говорит Ирина Ровнякова. – Реализация Послания президента Н.А. Назарбаева «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» связана с модернизацией системы обучения на основе клиентоориентированного подхода и инновационных технологий. Поэтому задача №1 – внедрение умных технологий и инфраструктуры умными специалистами, которых готовит Smart-образование.