Перейти к основному содержанию
8 Февраля 2018  42

Бамбук, цветы и стихи

1 февраля в Государственном музее искусств (ГМИ) РК им. Кастеева открылась выставка живописи Чжан Биюнь из Китая. Представлено около 50 произведений, выполненных в двух разных живописных манерах – традиционной китайской и академической европейской.

Вадим КРАВЦОВ, фото автора

Многочисленные изображения цветов, растений, а также каллиграфия в исполнении Чжан Биюнь дают возможность почувствовать поэтическую атмосферу Поднебесной. Особое внимание в своем творчестве она уделят «четырем благородным цветкам»: орхидее, дикой сливе мэйхуа, бамбуку и хризантеме. Каждое из этих растений, в соответствии с канонами живописи «хуа-няо» (изображение цветов и животных), наделено определенными свойствами. Так, персики являются символ долголетия, а бамбук-учености. Он долго вбирает в себя знания, потом отдает. Живописные произведения в китайской традиции Чжан Биюнь снабжает авторским поэтическим текстом, скомпонованным в изящный столбик каллиграфии. Сначала рождается живописная композиция, затем стихи, и только в такой последовательности. Интересно преломляются традиции «хуа-няо» и в станковых работах, выполненных маслом на холсте.

525345

Чжан Биюнь рассказывает о своём творчестве

Занятия живописью Чжан Биюнь сравнила с кунг-фу и медитацией: «Китайский художник работает стоя, особенно это касается каллиграфии. Взяв в руки кисть на вдохе, художник задерживает дыхание и начинает дышать лишь с первым прикосновением кисти к бумаге. Изображая бамбук или цветы, человек обретает душевный покой. Поэтому китайские художники живут долго. Они занимаются живописью каждый день в течение всей жизни. Я также стараюсь работать ежедневно, утром и вечером». Несмотря на тысячелетние традиции «хуа-няо», на которые опираются работы Чжан Биюнь, они выглядят свежо и современно. Ее картины часто становятся украшением интерьеров.

546535

Цветок персика 2017г. Бум. Растительные и минер. краски. Картина, подаренная ГМИ

Выставка Чжан Биюнь отразила состояние современной культуры Поднебесной, где многие художники, оставаясь верными традициям китайского искусства, стремятся к постижению европейской школы живописи. В их числе и Чжан Биюнь. Базовое образование она получила в своем родном Ханчжоу (пров. Чжэцзян). Чжан Биюнь училась в Национальной академии изящных искусств, старейшем художественном вузе Китая. Академия в Ханчжоу открылась в 1928 году. Впоследствии она продолжила обучение на Украине и в России. В течение 6 лет занималась во Львовской и Киевской Национальных академиях искусств. Работала в мастерской классика украинской живописи, Народного художника УССР Александра Лопухова. Затем стажировалась в санкт-петербургском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Из русских художников старой школы Чжан Биюнь особенно ценит произведения Ильи Репина, Василия Сурикова и Ивана Шишкина.

С 2009 года Чжан Биюнь активно выставляется как в Китае, так и во многих странах мира. Ее работы находятся во многих музеях и частных коллекциях. ГМИ им. Кастеева стал обладателем трех работ Чжан Биюнь, ныне экспонирующихся на выставке. Алматинскому музею они подарены автором. Сейчас Чжан Биюнь преподает в Колледже искусств при Технологическом университете Чжэцзян в Ханчжоу. Своих студентов она обучает как китайской традиционной живописи, так и европейской.

543535

Чжан Биюнь в изо-студии Лидии Дроздовой 

«Мне было комфортно работать с сотрудниками ГМИ. В мое отсутствие они очень тактично развесили мои работы», – сказала Чжан Биюнь. Она с большим интересом знакомилась с изобразительным искусством Казахстана. Во время непродолжительного визита в Алматы Чжан Биюнь один день отвела экспозиции ГМИ им. Кастеева, посетила Академию искусств им. Жургенова, где встретилась со студентами и преподавателями. Китайская художница отметила сходство методик преподавания в алматинской академии и Технологическом университете Ханчжоу. Чжан Биюнь побывала в мастерских нескольких алматинских художников. В изо-студии Лидии Дроздовой дала мастер-класс, где юные художники под руководством Чжан Биюнь постигали секреты изображения бамбука на бумаге.

Выставка в ГМИ продлится до 28 февраля.