Перезагрузка кадровой работы

1004



Отбор в Президентский молодежный кадровый резерв, успешно завершившийся в 2019 году, стал первым в Казахстане подобным опытом поиска перспективных молодых специалистов для последующего привлечения их к работе в сфере госуправления. Об итогах реализации проекта, ожиданиях от него и дальнейшей судьбе резервистов мы поговорили с председателем Агентства РК по делам государственной службы Анар Жаилгановой.

– Анар Нуралиевна, для формирования Президентского молодежного кадрового резерва была проделана огромная работа. Вы довольны тем, как проходил отбор?

– В условиях глобализации и новых экономических вызовов одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности нашей страны в современном мире является образованная и целеустремленная молодежь.
 

Мы прекрасно помним, что прошлый 2019 год Указом Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева был объявлен Годом молодежи. И, обеспечивая преемственность, Глава государства Касым-Жомарт Токаев инициировал проект «Президентский молодежный кадровый резерв», который нап­равлен на поддержку наиболее конкурентоспособной и креативной молодежи.
 

Суть проекта в том, чтобы сформировать пул из 300 высококлассных специалистов самых разных профилей, которые при необходимости смогут занять ответственные посты и эффективно работать во благо развития страны.
 

Работа над созданием резерва – своего рода оценка того человеческого капитала, которым мы обладаем в сфере госуправления, и ее необходимо было провести, чтобы понять: как лучше всего задействовать этот капитал на пользу стране?
 

Как отметил Президент страны, госслужба должна меняться, нужно привлекать в систему государственной службы новую волну управленцев.
 

Привлечение на государственную службу управленцев новой формации – современно мыслящих, обладающих высоким уровнем компетенций, разбирающихся в новых трендах – придаст дополнительный импульс реализации стоящих перед страной задач. Именно поэ­тому все, кто принимал участие в отборе в качестве оценщиков, экспертов или наблюдателей, прекрасно понимали значимость проведения качественного и объективного отбора.
 

Непосредственно отбор длился 4 месяца – стартовал 1 сентября и завершился в конце декабря. Еще несколько предшествую­щих месяцев мы тщательно готовились, изучали международную практику, отрабатывали подходы, решали вопросы, связанные с обеспечением полной прозрачнос­ти. В результате была разработана специальная онлайн-платформа, благодаря которой нам удалось решить вопрос влия­ния человеческого фактора на процесс отбора.
 

Цифровизация смогла гарантировать нам абсолютную транс­парентность и объективность. Ведь даже на офлайн-этапах – на оценке компетенций и при собеседованиях в Экспертной комиссии – мы зашифровывали личные данные кандидатов, чтобы оценщики не знали, кого они оценивают. Внедрили онлайн-систему выставления баллов, при которой полностью исключалось взаимовлияние друг на друга членов комиссии.
 

Конечно, возникали определенные сложности, но это неизбежно при реализации столь серьезных и сложных проектов, в которых задействовано большое количество людей. Думаю, было бы даже странно, если бы все проходило гладко и тихо.
 

Например, на этапе верификации тестирования появилась информация, что в Интернете якобы можно найти готовые ответы на вопросы тестов. Возникало много забавных предложений на предмет того, как пройти этап верификации тестов.
 

Но мы изначально понимали имеющиеся риски и выстроили этот этап отбора так, что базу воп­росов не знал никто – задания были абсолютно уникальными, разработанными специально для проекта Президента. Так что решения, которые предлагались в Интернете, оказались бесполезными.
 

В качестве самого значимого результата отбора я выделяю перезагрузку отношения к кад­ровой работе в стране, а также к собственному личностному рос­ту не только среди участников, но и тех молодых казахстанцев, кто в силу каких-либо обстоя­тельств не принял участие в проекте, но благодаря активному освещению его этапов в средствах массовой информации стал свидетелем достижений претендентов. Кроме того, этот отбор, инициированный, повторюсь, лично Главой государства, однозначно дал понять молодежи: она нужна своей стране.
 

Поэтому, если говорить, довольна ли я результатами отбора, то да, очень довольна – это было интересно, полезно, ново. Проект заставил многих участников пересмотреть отношение к самим себе, задуматься над тем, чего им не хватает для работы. Каждый человек после такого осознания делает шаг вперед, прогрессирует. А за счет прогресса повышается качество управления и работы в организациях.
 

В мире сейчас все стремительно меняется абсолютно во всех сферах, госуправление – не исключение, и мы должны соответствовать появляющимся трендам. Если хотим попасть в топ 30 самых развитых государств в мире, то должны улучшить и государственное управление. Поэтому нам нужны люди современно мыслящие, креативные, готовые работать в новых условиях, развивать страну.
 

И это очень правильно, что мы ищем таких управленцев среди молодежи. Я даже по нашему агентству вижу: молодые ребята привносят очень многое в его работу, в повышение эффективности. Даже когда мы реализовывали проект, наши молодые сотрудники – агентства и Академии госуправления – очень большой вклад внесли в его успешную реализацию. Благодаря в том числе их идеям и креативу удалось сделать проект таким, каким мы его хотели видеть.

– Кто вошел в список резервистов? Будут ли эти люди действительно востребованы и полезны на госслужбе, в квазигосударственном секторе?

– В список резервистов вошли 106 представителей частного сектора, 98 сотрудников квазигосударственного сектора. 96 человек – государственные служащие.
 

Стоит отметить широкую региональную представленность. Среди участников – представители всех регионов страны, а также ближнего и дальнего зарубежья – это Азербайджан, Великобритания, Германия, Россия, Турция и Франция. В региональном разрезе наибольшее количество кандидатов представлено уроженцами Алматы, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей, а также города Нур-Султана. Среди резервистов имеются представители различных национальностей.
 

Большинство из попавших в резерв, 58%, имеют передовое зарубежное образование. В этом списке 6 докторов наук, свыше 2⁄3 имеют степень магистра.
 

Средний возраст победителей отбора составил 31 год. При этом резервисты имеют значительный опыт работы в различных сферах экономики. Многие из них работают или работали в крупных иностранных и транс­национальных компаниях, представляющих различные сектора экономики.
 

В настоящее время 36,5% резервистов выбрали сферу развития инфраструктуры и сервисных отраслей, промышленности, сельского хозяйства и охраны окружающей среды, 21,5% преставляют экономическую и финансовую сферу, 7% – внешнюю и внутреннюю политику, 5% – социальную, 4% – правовую политику. Региональную и управленческую группы должностей выбрали 12% и 14% резервистов соответственно.
 

Могу сказать, что на финальных этапах отбора в резерв потенциальная востребованность кандидатов имела очень большое значение. Поэтому из лучших выбирались именно те, чьи компетенция, сфера деятельности, профессиональные и научные интересы максимально соответствуют приоритетам развития Казахстана, регионов, секторов экономики.
 

Наша цель заключалась в выявлении и поддержке перс­пективных руководителей, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств и управленческих компетенций, способных внести вклад в дальнейшее развитие нашей страны.

– Кандидатуры некоторых резервистов вызвали в обществе сомнения относительно честности отбора. Была ли у тех, кто принимал участие в этапах отбора, возможность злоупотребить своим положением в пользу тех или иных претендентов?

– Мы прекрасно понимали, что не все положительно воспримут итоги. Но я без тени сомнения еще раз скажу: при отборе в Президентский молодежный кадровый резерв самые главные принципы – прозрачность и объективность при отборе – были выдержаны с максимальной строгостью.
 

Высокую транспарентность, открытость и мобильность отбора обеспечило применение цифровых онлайн-технологий.
 

На этапах тестирования и оценки их потенциала данные кандидатов были зашифрованы, никто из экспертов-оценщиков не знал, кого он оценивает. Закодированные эссе и презентации кандидатов автономно оценивались по установленным критериям на онлайн-платформе тремя экспертами, которые не знали друг друга.
 

Оценку компетенций в ас­сессмент-центре проводили специально подготовленные асессоры и супервизоры. Ко всему остальному профайлу кандидата – кто он, откуда, какой вуз окончил, где работал – у асессоров не было доступа.
 

На предфинальном этапе – собеседовании в Экспертной комиссии – ее члены оценивали претендентов в онлайн-системе. После того как все члены комиссии вносили оценку онлайн, она мгновенно попадала в базу, и ни у кого не было возможности ее исправить.
 

Представители международных организаций и общественные деятели были приглашены в качестве внешних наблюдателей за объективностью всех процессов. Для обеспечения еще большей прозрачности после каждого этапа публиковались рейтинги участников с баллами.
 

На финальном этапе члены Национальной комиссии по молодежному кадровому резерву в первую очередь руководствовались принципом отбора из 330 представленных кандидатур наиболее подготовленных, талантливых, полных новых идей молодых людей с хорошими знаниями и опытом.
 

Для этого члены Национальной комиссии ориентировались на сильные стороны кандидатов и обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендентов требованиям для назначения на ответственные должности. Не в последнюю очередь учитывались рекомендации экспертов в области человеческих ресурсов по итогам оценки личных компетенций участников.
 

При формировании списка резервистов члены комиссии исходили из того, кто из кандидатов сможет в будущем максимально раскрыть свой потенциал, насколько инновационны их подходы и идеи в той или иной отрасли, учитывалась их ценностная ориентация.
 

Проведен очень тщательный отбор из 330 представленных кандидатур. Учитывая стартовые возможности кандидатов, которые уже занимают высокие ответственные должности, Национальной комиссией было принято решение дать возможность другим кандидатам занять место в резерве.
 

Могу добавить, что каждый, от кого зависело решение о включении кандидатов в резерв, был заинтересован в том, чтобы отбор был максимально честным – чтобы в этот пул 300 человек вошли действительно лучшие. Ведь надо понимать: резерв – это люди, которые будут помогать управлять государством, различными его сферами, и отбирать их – колоссальная ответственность.
 

Думаю, нам удалось провес­ти честный, справедливый и открытый отбор. Об этом говорит и тот факт, что нет ровным счетом никакого негатива или обвинений в предвзятости от тех претендентов, кто отсеялся на последних этапах – которые были уже на финишной прямой, но в резерв не вошли.
 

Мы общались с ними, интересовались их мнениями о проекте, и оценки были самые положительные. Более того, почти все заверяли: если у проекта будет продолжение, они обязательно примут в нем участие.

– Каков будет механизм назначения резервистов? Когда можно ожидать первых назначений на должности?

– Первое назначение на самом деле состоялось еще в прошлом году. Занявший пост ответственного секретаря Министерства иностранных дел РК Аркен Утенов – один из тех, кто был отобран в Президентский молодежный кадровый резерв.
 

В настоящее время 300 отоб­ранных резервистов распределены по отраслям. Ожидается, что некоторые из них в ближайшее время могут быть назначены на государственные должности.
 

Отдельно отмечу, что в течение первого квартала 2020 года агентством для каждого резервиста будет составлен индивидуальный план развития компетенций.
 

Назначение резервистов на высшие должности государственной службы и квазигосударственного сектора планируется путем последовательного карьерного роста. Агентством будет осуществляться мониторинг их дальнейшего карьерного продвижения.
 

Согласно Указу Президента лица, прошедшие все этапы отбора, будут зачислены в резерв сроком на 5 лет.
 

У нас – у Агентства по делам госслужбы, Правительства, Адми­нистрации Президента – есть четкое задание от Главы государства: по максимуму обеспечить трудоустройство резервистов. Понятно, это будет все не одномоментно, мы должны продумать трудоустройство тех, кто вошел в резерв в пятилетний период.
 

Кто-то из них сразу сможет занять должности, на которые подразумевалось направлять резервистов. Кому-то мы предложим изначально пост пониже, но с конкретными перспективами дальнейшего роста.
 

В настоящее время мы проводим анализ вакантных должнос­тей, на которые резервисты могут быть назначены.
 

Резервистам будут предложены различные позиции в государственном и квазигосударственном секторах. Разумеется, они будут вправе отказаться от предлагаемых должностей.
 

В то же время, учитывая высокий потенциал резервистов, уровень компетенций, инновативность и готовность к изменениям, их целеустремленность, активность, большое желание внести вклад в развитие страны, полагаю, что их ждет успешная карьера.

– У многих из резервистов нет опыта работы на государственной службе – предусмотрено ли для них соответствующее обучение перед назначением? Будут ли для них особые программы повышения квалификации уже после назначения на должность?

– В соответствии с действующим законодательством резервисты, которые уже являются госслужащими, и те, кто будет назначен на государственные должности, пройдут обучение на курсах переподготовки в Академии госуправления при Президенте РК согласно плану-графику семинаров повышения квалификации и курсов переподготовки.
 

Другие резервисты могут повысить уровень своих управленческих компетенций на тренинговых программах, разработанных академией. Тренинговые программы охватывают самые актуальные в современных условиях направления, например, такие как дизайн мышления, трансформационное лидерство, эмоциональный интеллект, перспективное мышление и сценарное планирование, стратегический менеджмент, проектный менеджмент, оптимизация бизнес-процессов и многие другие.
 

К обучению будем подходить индивидуально. После этапов отбора у нас есть достаточно подробные портфолио на каждого из резервистов, будем проводить анализ их сильных и слабых сторон и исходя из этого предлагать программы обучения, тренинги, курсы переподготовки. То есть будем активно помогать вошедшим в Президентский кадровый резерв максимально реализовывать свой потенциал на благо Казахстана.


Источник: kazpravda.kz

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -