Особенности регулирования в госзакупках монополистов

1820



Закупки субъектов естественных монополий в настоящее время наиболее обсуждаемый вопрос, поступающий в Комитет по регулированию естественных монополи Министерства национальной экономики. Прежде всего это связано с участием субъектов предпринимательства в правоотношениях по поставке товаров, работ и услуг, а во вторую очередь с наличием финансовых возможностей субъектов естественных монополий. 

Необходимо отметить что Законом «О естественных монополиях» в редакции 1998 года (статья 18-4), а также приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 20 января 2015 года № 18 были утверждены отдельные Правила закупок субъектами естественных монополий товаров, работ и услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) или их предельных уровней и тарифных смет на регулируемые услуги (далее – Правила № 18).

Позже, после вступления в силу нового Закона «О естественных монополиях», в редакции 2018 года, порядок осуществления закупок субъектами естественных монополий определяется приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 13 августа 2019 года № 73, об утверждении Правил осуществления деятельности субъектов естественных монополий, где предусмотрена отдельная глава.

Законодательством о естественных монополиях, закупка определена как приобретение субъектом естественной монополии товаров, работ, услуг, затраты на которые учитываются при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, в порядке, установленном правилами.

Целями порядка закупок является проведение единого порядка закупа субъектов естественных монополий с соблюдением принципов открытости, гласности, объективности и прозрачности.

Уполномоченный орган контроль за закупками субъектов естественных монополий осуществляет для недопущения увеличения затрат предусмотренных тарифной сметой и инвестиционной программой. Необходимо учитывать что финансовые средства предусмотренные в тарифной смете и инвестиционной программе являются доходом за оказание регулируемых услуг потребителям.

В этой связи Законадатель ограничел права субъекта естественных монополий на осуществление закупок (товаров, работ и услуг) путем определение порядка осуществления закупок.

Справочно, в 2019 году общая сумма закупок субъектов естественных монополий (товаров, работ и услуг) составила (в соответствии со статьей 23  Закона) 924 млрд.тенге, при этом основная сумма закупок субъектов естественных монополий производилось в соответствии с порядком Национального фонда «Самрук-Казына» и порядком государственных закупок.  

Новшествами нового порядка проведения закупок субъектами естественных монополий являются закупки способом конкурса путем тендера; через товарные биржи; через электронные торговые площадки. При этом, были исключены способы осуществления закупок закрытым тендером и тендером с применением двухэтапных процедур.

Так согласно порядку закупки товаров, работ, услуг осуществляются одним из следующих способов:

1) конкурса путем тендера;

2) запроса ценовых предложений;

3) из одного источника;

4) через товарные биржи;

5) через электронные торговые площадки.

За 2019 год субъектами естественных монополий допущено 118 нарушений порядка проведения закупок, выявленных уполномоченным органом, наложено штрафов на сумму 285 млн. тенге, и вынесено 79 предписаний об отмене закупок. В основном нарушения в области проведения закупок субъектов естественных монополий выявляются в ходе плановых проверок, так как, субъекты предпринимательства не желают подавать жалобы в уполномоченный орган. Так за 2019 год поступило всего 58 жалоб на порядок проведения закупок. По всем обоснованным жалобам были приняты меры реагирования. 

В свою очередь, в соответствии с пунктом 190 Правил, ведомство уполномоченного органа или его территориальный орган в случае установления нарушения процедуры проведения закупок субъектом естественной монополии, установленных законодательством о естественных монополиях, выносит предписание о прекращении нарушения законодательства о естественных монополиях, в том числе об отмене закупок, договора о закупках и (или) проведении повторных закупок, а также не учитывает данные затраты при утверждении тарифа с применением затратного метода тарифного регулирования, утверждении инвестиционной программы и рассмотрении отчетов об исполнении тарифной сметы и инвестиционной программы. 

Кроме того, за нарушении процедуры проведения закупка субъектом естественных монополий предусмотрено ответственность согласно статьи 164 Кодекса Республики Казахстан «Об административных нарушениях». 


фото: 112 Украина

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -