Музыка Шопена в исполнении Жанар Сулеймановой

2150



23 февраля в камерном зале алматинской Филармонии им. Жамбыла солистка, дипломант и призёр международных конкурсов в США, Италии и Франции Жанар Сулейманова представляет публике программу из произведений Фредерика Шопена, приуроченную к 210-летию известного композитора.

В музыке Шопена присутствует неподражаемый стиль, где есть утонченность, изящество, чувственность и при этом мощная энергия. Он создавал новый музыкальный язык, иную музыкальную фразировку, которая характеризует стиль эпохи романтизма. Одним из ярких ее представителейи был Фредерик Шопен.В глубине шопеновских произведений живет красота, боль,душевные переживания и что-то очень проникновенное.И при исполнении его произведений нужно стремиться к красоте звука! Причем опытные музыканты утверждают, что под пальцами Шопена одна и та же нота обретала 20 разных звучаний и причем так виртуозно, что эту способность и по сей день пытаются перенять все великие пианисты мира.Об особенности музыки Шопена перед предстоящим концертным выступлением мы поговорили с известной пианисткой Жанар Сулеймановой.

Скажите, Жанар, каково ваше личное отношение к произведениям Фредерика Шопена? В чем особенность музыки Шопенана ваш взгляд?

- Каждый великий композитор уникален. Но Шопен любим многими пианистами во всём мире. Я знаю очень мало пианистов, которые бы мало играли или избегали исполнять музыку Шопена. Есть фразы, которые стали хрестоматийными, классическими, как например: «Шопен- поэт фортепиано». Он писал, в основном, для фортепиано, в этом тоже его особенность. Один инструмент, и в нём бесконечность Вселенной, необыкновенная одухотворённость. Уникальность Шопена и в том, что он новатор, что присуще гению. Он много привнёс нового в форме, гармонии. Он был также гениальным педагогом-новатором. 
 

Не каждый гений мог бы похвастаться, что у него не было проблемы с  пониманием его музыки современниками. Шопен был принят публикой сразу. Его музыка и в его время захватывала, впечатляла, и сегодня поражает своей красотой. Ещё одно свойство Шопена, которое очень важно: его современность, вечная актуальность. Поэт Борис Пастернак написал в эссе «Шопен»: «Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Даже, когда в фантазии, части полонезов и балладах выступает мир легендарный, сюжетно отчасти связанный с Мицкевичем и Словацким, то и тут нити какого-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку». Пастернак считал Шопена больше реалистом, чем сказочным романтиком. В действительности, в музыке Шопена много правды чувств, которые имеют богатейшую палитру, от самых нежных до героических и даже гневных. Исторические события, раздумья, размышления- всё  есть в его музыке. Уникальность Шопена и в том, что он был неким связующим звеном, если ни сказать «швом» между двумя культурами: польской и французской, поскольку Шопен имел польские и французские корни. Отец Шопена был родом из Франции, преподавал французский язык в лицее. Он участвовал в восстании Тадеуша Костюшка. Мать Шопена  дала ему глубокие знания польской культуры.  Шопен обрёл во Франции свой второй дом, никогда не забывая о своей Родине- Польше, ностальгируя по ней практически всю недолгую жизнь.
 

Очень сложно что-то объективно говорить о Шопене, когда так много противоречивых мнений, издано столько книг очерков и статей. Где-то пишут, что на Шопена повлияла итальянская кантилена, бельканто. В других источниках это опровергается и говорится, что нет, только славянская, польская песня - вот главный источник его вдохновения. Кто-то подчёркивает положительную роль Жорж Санд в судьбе Шопена, кто-то её считает роковой женщиной, негативно повлиявшей на жизнь знаменитого композитора. В моём личном отношении к Шопену есть что-то сокровенное. Я мало брала его произведения на конкурсы, словно мне это казалось кощунством.И хотя я играла Шопена в больших залах, формат Камерного зала с ощущением почти домашней атмосферы, с рассказами о музыке и исполняемых произведениях, как я это делаю последние семь лет, создаёт свою особую атмосферу.
 

В мире, где каждый профессиональный пианист играет Шопена, трудно сказать что-то новое. Наверное, я смирюсь с этим и не буду пытаться оригинальничать. Тем более, сегодня попыток быть оригинальными больше, чем благородных традиций. Среди моих учителей были выдающиеся исполнители музыки Шопена. Даже в комиссии экзаменов сидели выдающиеся шопенисты. После таких горизонтов понимаешь, насколько трудно играть Шопена по-настоящему. Если удастся приблизиться хоть немного к тому, что от меня требовали, буду рада.
 

Наверное, влияли на меня и книги. Когда я читала книгу Ярослава Ивашкевича о Шопене, то постепенно складывался очень живой, человечный образ композитора. Особо хочется вспомнить замечательные статьи Генриха Густавовича Нейгауза, великого пианиста и педагога, который был не раз в жюри конкурса имени Шопена. Он говорил, что у Шопена есть такая особая краска: «жаль», “zal”, и это не только то, что  оно означает в русском языке. Это очень многослойное и многосоставное понятие в польском языке. И Нейгауз перечислял оттенки, он ассоциировал это слово с любовью: «Жалеет, значит, любит». Наверное, вот эта внутренняя сердечность с «жалостью» очень сильно отличает Шопена и требует каких-то особенных качеств у исполнителя, не только мастерства и интеллекта. Совсем с другой стороны открылся мне Шопен после знакомства с записями таких пианистов как Игнаций Падеревский, Иосиф Гофман, Артур Рубинштейн. В их игре присутствует такое изящество, элегантность, блеск, та сторона, которая иногда отсутствует у других исполнителей. Вот эта гармония между внешней элегантностью этой музыки и глубиной, драмой- это то, что Роберт Шуман назвал: «Пушки, прикрытые цветами». 
 

В Париже мне довелось побывать в Музее, название которого можно дословно перевести как «Музей романтической жизни». Это дом художника Ари Шеффера, написавшего один из портретов Шопена. Другой известный портрет был написан Эженом Делакруа. Именно после экскурсии по этому музею пришло понимание, насколько важна была для творчества Шопена атмосфера романтического Парижа той поры, хотя Шопен приехал в Париж из Варшавы практически сформировавшимся музыкантом, автором нескольких шедевров. Шопен тосковал по Польше, но роль Парижа романтической эпохи в его творчестве огромна.

На изображении может находиться: 1 человек

Какова ваша личная история знакомства с музыкой Шопена?

- Как и все дети, учившиеся в специальных школах для одарённых детей, я с детских лет играла миниатюры Шопена. Детская душа тоже может оценить необычайную красоту этой музыки, благородство, интуитивно понять её этическую силу. 
 

Свой первый концерт, состоящий только из произведений Шопена я сыграла в 2005 году, тогда организатором мероприятия было Посольство Польши, которое в то время находилось ещё  в Алматы. До этого я уже играла оба концерта с оркестром. Я не раз играла музыку Шопена в концертах, в том числе и сольный концерт к его 200-летию. Исполняла его произведения в концертах в Германии, России и Италии. Бывали периоды, когда я подолгу не играла Шопена. Увлекалась музыкой барокко, или только классическим периодом, или музыкой Двадцатого века с её диссонансами. Однажды после такой большой паузы вдруг пришла в голову странная мысль: «Как же я устала НЕ играть Шопена. Как я устала жить без Шопена». Странно, такой знакомый, такой всем известный композитор, но для меня, как глоток свежего воздуха или живительной чистой воды. Возможно, это необходимый «глоток» красоты, напоминание об идеалах, чистота, высоты и правда чувств среди не всегда прекрасной реальности. Что есть романтизм? Видеть это лучшее в людях. А иногда хочется просто бежать от реальности. Но и тут Шопен своеобразен. В нём действительно есть реализм со всеми драмами действительности, но есть и неземной романтический идеал. 

ДК: Расскажите пожалуйста о программе предстоящего концерта.

Поскольку 210 лет- это юбилейная дата, я не взяла какие-то совершенно новые произведения, в которых я не уверена. В начале концерта, словно торжественное открытие, прозвучат Большие блестящие вальсы. В этих произведениях есть блеск большого бала, роскошь в  алмазном блеске пассажей, элегантность. Тем временем, любая миниатюра у Шопена имеет задушевные ноты, а иногда и черты романтической поэмы. Ноктюрн фа минор, который следует за вальсами, является сочинением драматической глубины, хотя это миниатюра.В концерте прозвучат и такие развёрнутые, масштабные произведения, как фантазия фа минор и два скерцо. 
 

Наверное, наиболее характерные национальные черты польской музыки -в мазурках. Это выражено и в интонациях мелодий,и в ритмах.
 

Баркарола завершает концерт. Мне она кажется озарённой светом. Но Борис Пастернак так описал, насколько богаты средства, используемые композитором. «Маслянисто круглились и разбегались огни набережной в чёрной выгибающейся воде, сталкивались волны, люди, речи и лодки, и для того, чтобы это запечатлеть, сама баркарола вся, как есть, со всеми своими арпеджиями, трелями и форшлагами, должна была, как цельный бассейн, ходить вверх и вниз, и взлетать, и шлёпаться на своём органном пункте, глухо оглашаемая мажорно-минорными содроганиями своей гармонической стихии».


Айгуль БЕЙСЕНОВА

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -