Воздействие 5G на организм проверили на эмбрионах

Ученые из Университета Орегона (США) выяснили, какое воздействие оказывают радиоволны, использующиеся для работы сетей 4G и 5G, на эмбрионы рыб. Результаты эксперимента опубликованы в журнале PLOS ONE, пишет Naked Science

Исследователи поместили в камеру, построенную из клетки Фарадея, икру данио-рерио, популярных аквариумных рыбок. К камере присоединили антенну и передатчик, который излучал радиоволны частотой 3.5 ГГц (она используется для работы сетей 4G и 5G).

Чтобы лабораторные условия не повлияли на развитие эмбрионов, ученые следили за температурой (28-29 градусов Цельсия) и уровнем воды (минимум пять миллиметров над икринками) в емкости.

Начиная с шестого часа после оплодотворения образцы подвергались воздействию волн в течение 42 часов. Еще три дня их изучали на предмет возможных изменений.

Анализ показал, что существенного влияния на смертность и морфологию не было. Облучение не повлияло на способность образцов реагировать на свет ни в светлой, ни в темной фазе. Но обнаружилось умеренное торможение реакции испуга, что говорит о некоторых сенсомоторных нарушениях. По мнению авторов, это может служить ранним маркером расстройств нервно-мышечной системы, которые проявятся уже у взрослых особей.

Камера для эмбрионов. (A) передатчик производит сигнал на частоте 3.5 ГГц, который передан в клетку Фарадея через антенну. В клетке находятся 6 пластин, которые поддерживают температуру. Стрелки представляют направление В) вид пластины сверху (слева) и увеличенный вид каждой скважины сбоку (справа). Каждая скважина содержит ~ 3 мл эмбриональной среды и 50 эмбрионов.  C) экспериментальная технологическая схема, изображающая начало воздействия, конец воздействия и время сбора данных. © PLOS ONE

Результаты эксперимента сильно отличаются от тех, что показало предыдущее исследование. Согласно ему воздействие на эмбрионы аквариумных рыбок радиоволнами с частотой 100 МГц приводит к задержке в развитии. Такую разницу можно объяснить временем начала тестов (в старом эксперименте воздействие волнами начали сразу после оплодотворения, а не спустя шесть часов), так как на ранних стадиях развития эмбрионы более чувствительны, а частота 100 МГц, возможно, была существенно биологически активнее, чем 3,5 ГГц.

Группа использовала искусственно завышенный уровень сигнала, чтобы с большей вероятностью обнаружить последствия облучения. Радиочастотное воздействие 8.27 Вт/кг примерно в 200 раз больше, чем то, которое человек получает через мобильный телефон, и в 100 раз больше того, какое мы можем получить при общем облучении населения.

"Отсутствие крупномасштабных эффектов даже при таком высоком уровне сигнала показывает, что для людей воздействие на частоте 3,5 ГГц, скорее всего, окажется доброкачественным", - отмечает издание.

Ученые подчеркивают, что их выводы пока неполные. В будущих исследованиях они собираются имитировать сигналы мобильной сети с более длительным воздействием и быстрым модулированием частоты волн. Кроме того, в планах изучить эффекты радио- и других типов излучения или химических стрессоров на эмбриональную физиологию.

Фото: pixabay.com