Алматы, Казахстан

Почему крупные нефтяные компании выходят из Каспийских проектов

8 ноября 2019, 10:572322



Вслед за компанией Royal Dutch Shell, уведомившей недавно правительство Казахстана о выходе из проекта по разработке месторождения Хазар, а также консорциумом NCOC, отказавшимся от планов по освоению месторождения Каламкас-море, входящего в состав Северо-Каспийского проекта, другие крупные нефтяные компании приняли решение покинуть Азербайджан.

Как сообщило информационное агентство S&P Global Platts 4 ноября, американская компания Chevron продала свою долю в проекте разработки блока месторождений Азери-Чираг-Гюнешли (нефтяной комплекс АЧГ) в азербайджанском секторе Каспийского моря и в трубопроводе «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). Покупателем долей компании Chevron стала венгерская компания MOL PLC, согласившая выплатить за сделку $1,57 млрд. 

Другая американская компания – Exxon Mobil – также ищет покупателя для своих акций в этих проектах, оператором по которым выступает компания BP. Доля Exxon Mobil в проекте АЧГ – 9,57% и 6,79% – в БТД. Компания Chevron официально объявила о намерении продать 9,57% акций в проекте АЧГ и 8,9% акций в трубопроводе БТД еще в декабре прошлого года. 

Датой вступления сделки в силу будет считаться 1 января 2019 года и окончательное ее подписание завершится во втором квартале следующего года после одобрения правительством Азербайджана. По новому контракту самым крупным размером акций в этих проектах будет обладать компания BP (30,37%), а вторым крупнейшим акционером станет Государственная нефтяная компания Азербайджана (25%). После завершения сделки с Chevron венгерская MOL станет третьим (по размеру доли) акционером в этих нефтяных проектах Азербайджана.

В своем официальном сообщении компания заявила, что покупка акций Chevron усилит ее позиции в СНГ и будет означать, что половина операций по разработке и добыче нефтяных месторождений компании будет сосредоточена вне зоны Центральной и Восточной Европы. В сообщении MOL также говорится, что по блоку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, располагающих резервами в размере 3 млрд баррелей, объем добычи сырой нефти в прошлом году составил 584 тыс. баррелей в сутки, что незначительно ниже объема добычи 2018 года. 

Напомним, что контракт на разработку месторождений Азери, Чираг и Гюнешли был подписан в 1994 году, а добыча нефти на этом блоке началась в 1997 году. Лицензия на разработку месторождений по комплексу АЧГ была продлена до 2049 года в рамках соглашения 2017 года. 

В отличие от казахстанских месторождений Хазар и Каламкас-море, покинутых иностранными инвесторами по причине низкой прибыльности и высоких капитальных издержек, комплекс месторождений АЧГ, согласно сообщению MOL, является «активом с низкими производственными издержками, который будет безубыточным даже в случае низких цен на нефть на мировом рынке». 

Однако, согласно сообщению S&P Global Platts, добыча нефти в Азербайджане идет на спад, хотя проект АЧГ поддерживается за счет постоянных инвестиционных вливаний, включая $6 млрд, вложенных в новые мощности в апреле этого года. S&P Global Platts также подчеркивает, что 1800-километровый нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, начавший функционировать в 2006 году, не используется на полную мощность, в связи с недозагрузкой сырой нефти из Казахстана. Дело в том, что сырая нефть, добываемая компанией Chevron на Тенгизском месторождении, практически в полном объеме экспортируется через КТК и загружается на танкеры в черноморском порту западнее Новороссийска. 

Продолжая тему по Chevron, напомним, что в прошлую пятницу компания сделала заявление о повышении общих издержек по проекту расширения Тенгизского месторождения на 25%, в целях повышения объема добычи нефти до 900 тыс. баррелей в сутки, а также отсрочке расширения проекта еще на один год, на середину 2023 года. 

По мнению Ашли Шермана, главного аналитика авторитетной консалтинговой компании Wood Mackenzie, на которое ссылается журнал OilField Technology, «25%-ное повышение расходов, с $37 до $45-46 млрд, принесет огромное разочарование компании Chevron, владеющей 50% в компании «Тенгизшевройл», а также партнерам компании, включая Exxon Mobil (владеющей 25% акций в проекте)». По словам Шермана, удорожание проекта по расширению развития месторождения Тенгиз станет еще одной горькой пилюлей по развитию крупного проекта в Казахстане и Каспийском регионе, известных предыдущими примерами провалов проектов из-за огромных затрат и отсрочек». 

Как продолжает Шерман, новость по удорожанию расширения Тенгиза «последовала после выхода нескольких крупных нефтяных компаний из крупнейшего морского проекта в Казахстане – разработки месторождения Каламкас-море и Хазар на сумму в $5 млрд». Согласно его словам,  «в Тенгизшевройле, крупнейшем глобальном проекте по разведке и добыче нефти по размеру капитальных затрат, проблема издержек тщательно рассматривается с 2018 года». 

По выражению Шермана, «компания Chevron подтвердила, что основные причины повышения расходов связаны с инженерными проектами, которые влияют на общее увеличение издержек производства и отсрочку графика». Как сказал он, ТШО «уже добывает более 600 тыс. баррелей в сутки. Расширение проекта позволит довести этот объем до 850 тыс. баррелей в сутки или даже достичь большего объема. А это является фундаментальным для развития нефтегазового сектора Казахстана и компании Chevron». По словам Шермана, «проект по расширению Тенгиза готов на 70%, однако очевидно, что впереди еще предстоит большая и сложная работа».

Что касается его мнения относительно выхода крупных иностранных инвесторов из развития казахстанских месторождений Каламкас-море и Хазар, то «совместное развитие этих месторождений являлось ключевым проектом с нуля в казахстанском нефтегазовом секторе». 

Агентство S&P Global Platts, цитируя Шермана, отмечает, что «несмотря на то, что срок реализации этих проектов был достаточно длительным – с выходом на добычу нефти в конце 2020 годов, – их реализация могла бы предложить что-то жизненно важное – будущую масштабную добычу нефти помимо вклада со стороны трех крупнейших мегапроектов» (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган). 

По его мнению, решение Shell и ее партнеров выйти из проектов по освоению Каламкас-море и Хазар подчеркивает узкие маржинальные приросты в «высококонкурентных глобальных портфелях крупнейших нефтяных компаний». По словам Шермана, «либо в силу сложной логистики или геологических трудностей, мелководные проекты Казахстана не могут полностью конкурировать против глубоководных проектов в других странах, отличающихся низкими издержками».


Асель НУСУПОВА, Нью-Йорк

фото: getty images

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux