Алматы, Казахстан

Индикаторы новой бизнес-пятилетки

8 ноября 2019, 11:152217



Время летит быстро, и поэтому подведение правительством итогов реализации госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2020» наступило столь же неожиданно, как ложится на землю по осени первый снег вместе с морозом и гололедом.

Программа эта появилась на свет давно – еще в 2014 году. Основанием для ее разработки стала другая госпрограмма – индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015-2019 годы, утвержденная соответствующим указом главы государства. 

 

Даже на бумаге было не очень гладко

Оба эти документа были созданы в целях реализации президентского послания «Новое десятилетие – Новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» и Общенационального плана развития Казахстана до 2020 года. Авторы госпрограммы ориентировались еще на два ключевых документа – Стратегию «Казахстан-2030» и «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».

Правда, цель ДКБ-2020 звучала несколько расплывчато – «обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства, а также поддержание действующих и создание новых постоянных рабочих мест». Ведь экономическая государственная политика, как показывает опыт стран, наиболее продвинутых в развитии частного бизнеса, должна постоянно держать в фокусе своего внимания именно такую цель. 

Несколько эклектично выглядят в свете сегодняшних реалий и задачи «ДКБ-2020». Так, вместо усиленной поддержки МСБ в тех регионах, где он наиболее развит, принося немалые деньги в казну (в первую очередь в Алматы), в госпрограмме на первый план выдвинуто предпринимательство в сельских населенных пунктах, малых городах и моногородах. Речь – о повышении доступности к финансированию тамошних предпринимателей, их производственных мощностей и расширении бизнес-инициативы. Далее в перечне задач госпрограммы идет коктейль из увеличения объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности, создания новых конкурентоспособных производств, роста занятости населения в малом и среднем предпринимательстве и т.д. Самой загадочной из этих задач остается до сих пор «недопущение трансформации валютных рисков в кредитные в связи с колебаниями иностранных валют». Ведь за минувшую бизнес-пятилетку доллар подорожал более чем вдвое!

Как бы то ни было, целевые индикаторы «ДКБ-2020» сформулированы ясно. По итогам бизнес-пятилетки доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП должна была составить не менее 12,5%, объем выпуска продукции МСБ – вырасти в 1,5 раза к уровню 2014 г. Числу активно действующих субъектов МСБ надлежало увеличиться на 30%, а количеству занятых в этой сфере – на 20%. 

Столь же ясно было указано, в какую сумму обойдется реализация этой госпрограммы налогоплательщикам – 282 млрд тенге, включая около 152 млрд тенге из республиканского и 90 млрд тенге из местного бюджета, а также почти 40 млрд тенге из Нацфонда. 

 

Налогоплательщикам подготовиться?

Судя по данным о ходе реализации ДКБ-2020, озвученным на этой неделе на заседании правительства, выделенные средства на реализацию госпрограммы были освоены полностью. О результатах реализации госпрограммы ДКБ-2020 докладывали министр национальной экономики и председатель правления НПП «Атамекен». Пришли к выводу, что она доказала свою эффективность.  

Аргументами в пользу такого вывода стал рост доли МСБ в ВВП страны с 24,9% в 2015 году до 28,4% в прошлом году наряду с увеличением объема выпущенной продукции почти в 1,8 раза до 23,4 трлн тенге; количества действующих субъектов этой сферы – в 1,4 раза до 1,3 млн; занятых в ней – на 10% до 3,3 млн человек.  

Еще одним козырем стал выход нашей страны в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса Doing Business на 25 место – на 16 позиций выше по сравнению с 2015 годом. Выделенные же государством средства получили более 16 тыс. субъектов МСБ, обучение прошли более 100 тыс. предпринимателей.

Со слов чиновников, отлажена и система мер господдержки, включающая субсидирование процентной ставки (участники ДКБ-2020 получают кредиты под 7,1% при максимально доступной сумме в 2,5 млрд тенге), гарантирование кредитов, предоставление государственных грантов, подведение инфраструктуры и другие. 

Столь же оптимистично прошло и обсуждение перспектив следующей пятилетки по развитию бизнеса, которые чиновничий труд оформил в виде новой госпрограммы – ДКБ-2025. На ее реализацию налогоплательщикам, среди которых, кстати, немал вклад все того же отечественного МСБ, теперь предстоит выложить в полтора раза больше средств – 421 млрд. тенге. Ключевые целевые индикаторы этой программы – достижение доли МСБ в ВВП к 2025 году не менее 35%, обрабатывающей промышленности – не менее 13,4%. Детальное ее содержание станет известно уже скоро, поскольку премьер-министр поручил Миннацэкономики обеспечить принятие ДКБ-2025 до конца ноября. А потом правительством совместно с НПП «Атамекен» и АО «Даму» будет проведена информационно-разъяснительная работа среди предпринимателей о подходах и возможностях новой госпрограммы. Надо полагать, что при этом не будут забыты и отечественные СМИ, в первую очередь деловая пресса.

 

Без «перезагрузки» – никак!

И все бы хорошо, но еще в конце лета, выступая в Караганде, глава государства заявил, что структура отечественной экономики принципиально не меняется. По его данным, доля обрабатывающей промышленности в ВВП последние 10 лет колеблется в районе 11%, при этом наблюдается снижение ее доли в общей структуре экспорта. Было сказано и о том, что помощь государства бизнесу не дает нужного эффекта из-за бюрократических проблем. 

А в сентябрьском президентском послании народу было и вовсе прямо заявлено со ссылкой на экспертные оценки, что пользу от финансовой поддержки на местах получает только бизнес, аффилированный с местными властями, тогда как должны были создаваться новые компании и рабочие места в рамках новых проектов. Вердикт Акорды прозвучал тогда весьма неутешительно: «Акимы на местах должным образом не выполнили организационную работу. По этой причине не были созданы условия для увеличения налоговой базы, пенсионных взносов, укрепления местного бюджета». И, наконец, в том же послании было ясно сказано – «систему государственной финансовой поддержки МСБ нужно «перезагрузить», отдавая приоритет новым проектам». 

Что ж, с идеей такой «перезагрузки» нельзя не согласиться. Ведь и читатели «ДК», и журналисты нашей редакции повседневно убеждаются в том, что даже в Алматы – главном «локомотиве» отечественного МСБ, ключевом доноре республиканского бюджета, – на окраинах мегаполиса цивилизованное предпринимательство практически не развито в отличие от центра города. Достаточно прокатиться на автобусе по проспекту Сейфуллина вниз, чтобы увидеть разительную разницу в развитии (точнее, недоразвитии!) Алматы-1 от Алматы-2, или убедиться в аналогичных перекосах при посещении Наурызбайского и Алатауского районов. 

Чашка хорошего кофе с утра вместе со свежим номером ДК и хрустящим круассаном, с которых обычно начинается пятница делового человека в Алматы-2, остаются несбыточной мечтой для жителей окраин крупнейшего города страны, как и многие другие элементарные атрибуты цивилизованной жизни, включая тротуары и арыки. Что уж тут говорить о сельской глубинке и малых городах, куда давно уже не ходят даже рейсовые автобусы?! Так что, похоже, и в самом деле в развитии МСБ нужен новый государственный подход, а еще лучше – государственно-частный!


Тулеген АСКАРОВ

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux