Единый рынок капитала Европы сталкивается с барьерами

2158



В то время как весь мир наблюдает за событиями, связанными с выходом Великобритании из Европейского союза, Международный Валютный Фонд опубликовал новое исследование «Единый рынок капитала для Европы», в котором отражаются серьезные проблемы в развитии единого рынка капитала европейских стран. 

В исследовании, выпущенном МВФ 10 сентября этого года, подчеркивается, что несмотря на тесные экономические связи между европейскими странами, рынок капитала в Европе до сих пор остается относительно незначительным и носит замкнутый характер, с узкой концентрацией в рамках границ отдельных государств. 

Так, согласно данным МВФ, Европа по-прежнему предпочитает банковское финансирование вместо инструментов рынка ценных бумаг. Как говорится в исследовании, объем банковских активов в еврозоне составляет 300% от ВВП, тогда как  в США этот показатель составляет 85%. На долю акционерного капитала европейских компаний, зарегистрированных на фондовом рынке, приходится 68% от ВВП, а в США – 170%. Что касается долговых ценных бумаг европейских компаний, то объем невыплаченных обязательств по ним в Европе составляет 85% от ВВП, тогда как в США он равен 100%.

Кроме того, рынки капитала в европейских странах резко отличаются по своим параметрам по отдельным странам. Согласно данным МВФ, суммарный объем акционерного капитала, зарегистрированного на фондовом рынке, и стоимость обязательств по долговым ценным бумагам финансовых и нефинансовых компаний составляет более чем 200% ВВП во Франции, Нидерландах и Швеции. В Португалии этот показатель равен примерно 135% от ВВП, а в  Польше, Чехии, Латвии и Литве он находится ниже 70%.

Как показывают результаты исследования МВФ, одним из индикаторов ограниченной роли рынка ценных бумаг в Европе служит сильная привязанность домохозяйств и бизнеса к традиционному банковскому финансированию.

По данным МВФ, около 40% от общего объема сбережений домохозяйств Европейского союза хранится на депозитах в банках, тогда как в США этот показатель равняется 10%. В то же время 20% домохозяйств Европы являются держателями акций или выступают инвесторами в другие ценные бумаги, и лишь треть домохозяйств вкладывает средства в добровольные пенсионные схемы и страховые инструменты. В противоположность этому, в США более половины домохозяйств имеют специальные инвестиционные пенсионные счета и пятая часть американского населения откладывает сбережения в рамках различных программ по страхованию жизни. 

Что касается юридических лиц, то в европейских странах здесь также предпочтение отдается традиционным банковским инструментам. По данным МВФ, лишь 30% всех обязательств нефинансовых компаний ЕС выражены в ценных бумагах (в США на этот показатель приходится две трети обязательств). 

Одной из уникальных особенностей европейского рынка капитала является огромная роль «семейного» и «партнерского» финансирования деятельности средних и малых предприятий. Речь идет о так называемых «межкорпоративных» ссудах, применяемых европейцами взамен банковских кредитов или выпуска ценных бумаг.

Кроме проблемы низкой привлекательности механизмов небанковского финансирования в Европе, рынки капитала в еврозоне замкнуты в рамках внутренних национальных границ отдельных стран, при этом резко различаясь по своим масштабам по тем или иным странам. К примеру, почти половина объема вложений в акционерный капитал со стороны европейских страховых компаний (одной из самых крупных групп институциональных инвесторов в Европе) приходится на активы фирм из той же самой страны, которую представляют инвесторы. По отдельным странам это показатель составляет даже большую величину. Так, в акции внутренних компаний вложено 60% инвестиций страховых компаний Испании, 70-75% – со стороны страховых компаний Германии, Нидерландов и Австрии, и 80% вложений со стороны страховых компаний Франции. Как подчеркивается в исследовании МВФ, по долговым ценным бумагам наблюдается аналогичная тенденция. Инвестиции пенсионных фондов – других крупных институциональных инвесторов Европы – также сосредоточены на внутренних рынках. Кредитование бизнеса банковскими структурами тоже в основном направлено на нужды «внутренних» клиентов. 

По мнению экспертов МВФ, такая глубокая сосредоточенность инвесторов на инструментах банковского финансирования и ограниченность деятельности инвесторов на внутренних рынках капитала отдельных стран несет в себе следующие отрицательные последствия для развития бизнеса. Во-первых, это сказывается на неравномерном распределении затрат на корпоративное финансирование. Во-вторых, замкнутость на банковских инструментах чревата нерациональной оценкой расходов на кредитование компаний с залоговым имуществом. И, наконец, это ведет к серьезным ограничениям в возможностях противодействия бизнеса различным потрясениям. В качестве подтверждения в исследовании приводятся факты, как в некоторых странах ЕС ситуация доходит до того, что компании Греции, например, выплачивают по своим долгам годовую процентную ставку на 250 базисных пунктов выше, чем аналогичные компании во Франции, а компании Италии – на 85 базисных пунктов выше, чем бельгийские фирмы. Некоторые компании, особенно начинающие стартапы, вообще сталкиваются в отказом в финансировании своих проектов. Кроме того, как подчеркивает МВФ, «чувствительность» потребления к внутренним потрясениям в ЕС в 4 раза выше, чем по 50 штатам США. 

Следует отметить, что сравнение причин привлекательности небанковского финансирования в Европе и США затруднено в силу различий в законодательстве и многолетнего опыта США в предпочтении портфельных инвестиций, зарождение которого уходит в эру принятия Банковского закона Гласса-Стиголла в 1930-х годах прошлого века. Тем не менее, как показывает исследование МВФ, рынок капитала в Европе имеет намного больший потенциал, чем он демонстрирует сегодня. 

Основным риском для более полного раскрытия этого потенциала в настоящее время выступает перспектива выхода Великобритании из Европейского союза.  В случае, если Европа все же столкнется с этим глобальным потрясением, рынок капитала ЕС значительно сузится, и установленные связи между инвесторами в различных частях еврозоны будут серьезно повреждены. По мнению авторов исследования МВФ,  выход Великобритании приведет к резкому сокращению объема ценных бумаг единого европейского рынка, потере рыночной ликвидности и повышению транзакционных издержек для инвесторов. Основной причиной огромных потерь станет утрата Лондона как крупного инвестиционного хаба, предоставляющего все выгоды «экономии на масштабах» для крупнейших европейских инвесторов, от деятельности которых зависит дальнейшее развитие единого рынка капитала. 

Отраженные в исследовании МВФ проблемы также рискуют обернуться отрицательными последствиями не только для деятельности инвесторов и развития бизнеса, но и для развития экономик европейских стран в целом. Как показывает опыт, экономикам, привязанным к банковскому финансированию, обычно требуется более длительный период по восстановлению от кризисных явлений, что во многом связано с проблемами качества банковских активов. Кроме того, недоразвитость рынков небанковского финансирования ограничивает вложения в инновационные компании и, таким образом, препятствует долгосрочному росту экономик ЕС.


Асель НУСУПОВА, Нью-Йорк

фото: Daily Express

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -