Good bye, Donald! Welcome, Joe!

3283

В своей прощальной речи Трамп сказал, что за четыре года не развязал ни одной войны. И это действительно заметное достижение, учитывая «миролюбивый» характер прошлых президентов. Обама, например, провел миротворческую интервенцию в Ливии и Сирии, Буш-младший наводил порядок в Ираке, а при Клинтоне США защищали демократию на Балканах.

Трамп же напротив: выводил военных из Сирии, Ирака и Афганистана. Интересно, что и оборонный бюджет при нем не увеличился, он, согласно данным Стокгольмского института исследования проблем мира, остался равным 3,4% от ВВП США. Единственное, что сделал Трамп в плане милитаризации, – так это создал новые войска – военно-космические. Ну и что? Такие же войска есть у России и у Китая. 

Кстати, о ВВП. Уровень безработицы в 2019 году в США упал до самой низкой отметки за 50 лет в 3,5%, а уровень зарплат вырос на 4%, достигнув 28,54 доллара в час. 

Одним из самых неоднозначных проектов Трампа стало строительство заградительной стены на границе с Мексикой. В своей предвыборной программе он подавал это как борьбу с нелегальной миграцией и наркотрафиком. По проекту эта стена должна быть длиной 1609 км – ровно вполовину всей длины границы с Мексикой. 

Мне кажется, что в этом проекте – весь Трамп. Самоуверенный, амбициозный, решительный, непримиримый. Точно так же он вел себя во многих других начинаниях. К примеру, никто из бывших до него президентов не мог даже помыслить о личной встрече с главой Северной Кореи. Как так? Лично? С коммунистическим диктатором? Здороваться? Прямо за руку, что ли? А Трамп поехал и поздоровался. Толку, правда, от этой встречи было немного, но зато мир увидел пример настоящей готовности к переговорам даже с самым заклятым партнером.  

Точно так же непредсказуемо Трамп взял и вывел США из нескольких международных соглашений. Это: Договор по открытому небу с Россией; Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности с Россией; Ядерная сделка по Ирану; Парижское соглашение по климату. Помимо этого, был выход США из ВОЗ, из Совета ООН по правам человека, из ЮНЕСКО. Теперь, видимо, Джозефу Байдену придется возвращать страну в некоторые из этих договоров.

Трамп изменил приоритеты и во внешней торговле. Если до него главным торговым партнером США был Китай, то в 2020 году фаворитом стала Мексика (оборот – 614 млрд долларов) и Канада (612 млрд). На долю КНР пришлось «всего» 558 млрд, или 13,5% от совокупного оборота. 

Вообще отношения Трампа к КНР были довольно интересными. Вся его «торговая война» напоминала какую-то биржевую игру со спекуляциями, провокациями и информационными вбросами. Создалось впечатление, что Трампу был не важен ни коммунистический режим, ни чуждая идеология, он просто вел с КНР жесткую экономическую игру, призванную затруднить экспансию Поднебесной. 

Для демократов же Китай, не в последнюю очередь, – образец альтернативного построения общества, которое демонстрирует большую эффективность, чем западный социум. Трудно сказать, какой подход хуже или лучше для Китая, наверное, оба одинаково плохи. 

То же самое касается и отношений к России. Трамп неоднократно намекал, что не прочь бы восстановить с этой страной какое-то взаимодействие, но кое-кто и кое-что ему этого не давали. В целом же отношения между США и РФ сейчас настолько недружелюбны, что вряд ли стоит надеяться на их улучшение в ближайшие четыре года. Стоит даже ожидать новых санкций, причем в ближайшее время. Это не сулит ничего хорошего Казахстану, который экономически связан с Россией больше, чем с кем бы то ни было. 

Что ждет нового президента США Джо Байдена? Ждет его нелегкое наследство в виде внутренних проблем, считает Аарон Дэвид Миллер, старший научный сотрудник Фонда Карнеги. «Это: крупнейшая угроза общественному здоровью со времен Великого (испанского) гриппа 1918 года. Экономика, которая пострадала от реальной структурной неопределенности, углубления разногласий по расовому признаку и политическим убеждениям и уровень политической дисфункции, которая выходит далеко за рамки споров по поводу политики».

Что предлагает Байден? Во-первых, целый пакет по стимулированию экономики. Как сообщает CNBC, стоимость пакета равна 1,9 трлн долларов. Цифра немыслимая, если учесть, что ВВП Казахстана в 2019 году составил около 180 млрд долларов.  

Около 400 млрд из этой суммы предполагается выделить на борьбу с вирусом и вакцинацию, 1 трлн – на оказание помощи населению (выплаты достигнут 2 тыс. долларов на человека), остальное – на помощь бизнесу. Также Байден предлагает повысить размер минимальной зарплаты до 15 долларов в час и увеличить объем пособия по безработице.

Таким образом, программа избранного президента будет включать два этапа: сначала экстренное стимулирование экономики, а затем – долгосрочные дела по всему остальному. Вот вкратце, как обстоят дела в США. Нам остается только присоединиться к американцам, которые говорят сегодня: «Good bye, Donald! Welcome, Joe!». 


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -