Turkish Airlines, ставшая первой иностранной авиакомпанией, прибывшей в независимый Казахстан, приобщила казахстанских журналистов к новой вехе в истории мировой гражданской авиации. Мы побывали в новом аэропорту Стамбула, где уже вырисовываются контуры крупнейшего международного хаба, способного стать платформой для воздушных путешествий в масштабах всей планеты.
Стамбул под крылом самолета был великолепен, переливался сочными красками в солнечных лучах. Этот город будоражит до глубины души и заставляет возвращаться снова и снова, каждый раз даруя новые ощущения и радость увиденного. На этот раз незабываемые впечатления подарил новый аэропорт Стамбула. Он расположен практически на берегу Черного моря, и хотя еще идут энергичные строительные работы, масштабы и потрясающая архитектура поражают воображение сразу и навсегда.
Словно гость из прекрасного будущего, взору открывается оригинальная конструкция диспетчерской вышки в форме тюльпана. Арки-купола потолка чем-то напоминают потолок мечети. Очень приятные цвета, много естественного света, трава и деревья. Покрытие пола шумопоглощающее, а в зонах выхода на посадку – ковролин. Уже открыты некоторые кафе и магазины. Комфорт прибавляют элементы кондиционирования и обогрева, которые осуществляют контроль климата в гигантских помещениях.
Расстояния большие, конечно, можно воспользоваться травелатором. Несмотря на огромные размеры, аэропорт будет построен таким образом, чтобы предоставить максимальные удобства и комфорт пассажирам. В нем будет большое количество солнечного света, а организация внутреннего пространства и логистика осуществятся таким образом, чтобы не давать людям представления о реальных масштабах здания. В зонах ожидания установлены кресла, в каждом блоке из трех кресел имеются две розетки и два USB-порта. Также в терминале есть детские площадки, видовая терраса, бизнес-залы.
Всего запланировано четыре фазы строительства. После ввода пропускная способность аэроузла составит 200 миллионов пассажиров в год. Для сравнения, в настоящее время оба действующих стамбульских аэропорта способны принять вдвое меньше пассажиров. В аэропорту будет шесть взлетно-посадочных полос длиной 3500 метра каждая. Все они рассчитаны на посадку самого большого авиалайнера в мире на сегодняшний день. Более 150 телетрапов для пассажиров, терминалы с рейсовым сообщением – все помещения аэропорта оборудуют по самому последнему слову техники. Каждые три минуты с каждой взлетной полосы смогут осуществляться вылеты или посадки самолетов.
Аэроузел сможет сотрудничать и принимать самолеты 250 авиакомпаний мира. А полеты будут совершаться в 350 городов. В новой воздушной гавани будет самая крупная автостоянка машин в Европе, рассчитанная на 18 тысяч автомобилей, а еще огромное количество магазинов, кафе, салонов красоты, собственный отель и даже бизнес-центр. Все три стамбульских аэропорта будут связаны скоростной железной дорогой. Объем инвестиций, направленных на строительство аэропорта Стамбула, достиг 10,247 миллиарда евро. Доходы государства от деятельности нового аэропорта достигнут 32,4 миллиарда евро.
Крупнейший в мире международный транспортный узел станет домом для национального авиаперевозчика Турции – Turkish Airlines. Сегодня авиация – глобальный бизнес, в котором каждый игрок конкурирует с любым другим, действующим на том же рынке. Благодаря выгодному положению на пересечении Востока и Запада нового аэропорта Turkish Airlines увеличит присутствие на всех рынках. И в первую очередь, там, где возможен большой корпоративный поток пассажиров – в Западной и Восточной Европе, Скандинавии, Центральной Азии. Авиакомпания Turkish Airlines планирует открыть в новом аэропорту крупнейший грузовой центр в мире и технический центр по обслуживанию самолетов.
Для пассажиров бизнес-класса компания уже оборудовала специальный отдельный вход для ускоренного прохождения необходимых процедур и лаунж-зону, в которой одновременно могут находиться 765 гостей. На 5500 квадратных метрах можно отдохнуть перед вылетом, выспаться в комфортном номере, принять душ, перекусить, поиграть в гольф на симуляторе, игровые приставки. Также есть конференц-залы, библиотеки и комнаты для молитв. В будущем авиакомпания намерена установить развлекательный центр с 3D-очками и виртуальной реальностью, а также две лаунж-зоны.
Как рассказали представители Turkish Airlines, авиакомпания летает в 124 страны по 312 направлениям. Средний возраст самолетов компании – шесть лет, и это один из самых молодых и крупнейших авиапарков мира. Казахстан для турецкой авиакомпании является стратегическим направлением, и она будет укреплять и развивать взаимовыгодное сотрудничество. К рейсам из Нур-Султана и Алматы в этом году добавились грузоперевозки из города Актобе, причем и дальше будет расширяться география полетов в Казахстан.
Согласно статистике, Турция входит в топ-10 крупнейших разносторонних инвесторов в Казахстане с вложениями ПИИ в 2 миллиарда долларов США. В настоящее время в нашей стране зарегистрировано свыше двухсот турецких фирм. Ежегодный торговый оборот между нашими странами составляет порядка 4-4,5 миллиарда американских долларов. Уникальное географическое расположение на пересечении важнейших транспортных коридоров между Востоком и Западом, огромные природные богатства, быстроразвивающийся потенциал трудовых ресурсов и поразительный темп проведения реформ – все это делает Казахстан ведущим экономическим и торговым партнером Турции в Центральной Азии. Устойчивая динамика политического, социального и экономического развития Казахстана дает достаточно оснований для дальнейшего продвижения и углубления существующих экономических и торговых связей между нашими странами.
Серик КОРЖУМБАЕВ, Алматы – Стамбул – Алматы