На перроне железнодорожного вокзала Павлодара установлен необычный «монумент» – последний сохранившийся в Казахстане паровоз серии «Л».
Выпущенный в 1945 году и приписанный к Павлодарскому отделению железной дороги, локомотив «вышел на пенсию» 20 марта 1961 года, когда отделение полностью перешло на тепловозную тягу. А до этого паровоз, который мог тянуть состав с грузом в четыре тысячи тонн, исправно работал: возил экибастузский уголь, другие полезные ископаемые, пшеницу, лес из Сибири, оборудование для строящихся крупных предприятий региона и еще много другое. Поэтому трудяги-паровозы до сих пор в почете у тех, кто создавал индустрию Прииртышья и его сельское хозяйство.
Идея увековечить паровоз принадлежит ветерану-железнодорожнику, бывшему руководителю Павлодарского отделения дороги, кавалеру многих орденов и других наград Аби Саркыншаковичу Саркыншакову.
– Исполнилось 80 лет со дня образования нашей области, приближается юбилей и павлодарских железнодорожников – в 1954 году было организовано наше отделение железной дороги, – отмечает ветеран исторические даты.
Идея паровоза-памятника была хорошей, но паровозов этой серии в республике сохранилось всего два: один – на студии «Казахфильм», где он время от времени используется в съемках кинофильмов, и второй в Алматы, но в сильно изношенном состоянии. Аби Саркыншакович обратился к руководству КТЖ с просьбой передать его в Павлодар в качестве памятника-экспоната. Предложение было поддержано.
Оставалось лишь доставить паровоз в Павлодар. Локомотивная бригада в составе двух электровозов с двух сторон передвигала по рельсам реликвию со скоростью не более 20-25 километров в час. Поэтому путь до Павлодара занял две недели. А уже на месте в областном центре ценный экспонат истории отрасли начали приводить в первоначальный вид. Что-то восстанавливали, чистили и красили, и теперь локомотив-труженик в свои 73 года выглядит, как новенький.
…Был митинг, выступления, награждения лучших работников. И казалось, что паровоз-ветеран сейчас выпустит клубы пара, даст гудок и помчит, как и прежде, по рельсам вместе с загруженными вагонами.
Сергей ГОРБУНОВ, Павлодар, Фото Владимира Бугаева