Декарбонизация экономики, ее перевод на низкоуглеродный путь развития за счет реализации мер, обеспечивающих необратимое сокращение выбросов парниковых газов, является сегодня стержнем экономической стратегии большинства развитых стран. На это направлены и предпринимаемые ими действия по преодолению последствий экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
Такая политика придаст новый импульс зеленому развитию, будет способствовать притоку в нее новых инвестиций. Одновременно будет происходить отток средств из традиционных секторов, оказавшихся наиболее уязвимыми в период кризиса, что только ускорит переход к более устойчивому, более безопасному для планеты и человека экономическому и технологическому укладу.
Смена экономической парадигмы открывает новые рынки и новые возможности. Однако чтобы ими воспользоваться, требуются не только усилия бизнеса, но и адекватная экономическая политика государства. В ее основе должна лежать национальная стратегия низкоуглеродного развития. Прежде всего, это относится к странам, которые поставляют на рынки ископаемые углеродные энергоресурсы и углеродоемкую продукцию. Таким, как Россия и Казахстан. И не важно, что Россия входит в пятерку крупнейших стран – эмитентов парниковых газов, а на долю Казахстана приходится чуть более 0,5% глобальных антропогенных выбросов. Есть три фактора, которые позволяют отнести обе страны к одной группе.
Во-первых, по выбросам СО2 на душу населения Россия и Казахстан входят в двадцатку стран с наивысшими показателями. Причем Казахстан стоит в этом списке на 10-м месте, а Россия на 17-м. Во-вторых, в расчете на 1 долл. ВВП (по ППП) выбросы СО2 в Казахстане в 1,8 раза выше, чем в среднем в мире, и почти в 3 раза выше, чем в среднем в ЕС. У России показатели не многим лучше – 1,4 и 2,3 раза соответственно. Это осложняет обеим странам экспорт продукции перерабатывающих отраслей, поскольку в низкоуглеродном мире выбросы парниковых газов имеют значение и являются фактором конкуренции.
В-третьих, доминирующую роль в российском и казахстанском экспорте играет ископаемое углеродное топливо, сжигание которого приводит к выбросам парниковых газов в странах-импортерах. Масштабы, конечно, разные. Сжигание российского топлива дает порядка 2 млрд тонн СО2-экв. прибавки выбросов в странах-импортерах в год, тогда как вклад Казахстана – всего порядка 300 млн тонн СО2-экв. в год. Однако независимо от этого декарбонизация экономик стран-импортеров рано или поздно обнулит поставки ископаемого углеродного топлива, как из России, так и из Казахстана, что для обеих стран будет означать сокращение экспорта, падение производства в топливных и смежных отраслях и, как следствие, сжатие ВВП.
В этой связи, планируя антикризисные меры по преодолению последствий коронавируса и выбирая направления для первоочередных инвестиций, важно не потерять из виду стратегическую перспективу и сделать правильный выбор с учетом всех факторов, включая глобальную декарбонизацию и связанные с ней риски и возможности.
Для начала необходимо определить целевые ориентиры, приоритетные направления и основные индикаторы стратегии, а затем можно будет предлагать механизмы «зеленой» трансформации экономики. Однако базовые принципы перехода к низкоуглеродному развитию можно сформулировать уже сейчас:
- Чтобы удержать рост средней глобальной температуры в пределах 1,5 оС от доиндустриального уровня, как предусмотрено Парижским соглашением, необходимо уже к 2030 г. сократить выбросы парниковых газов на 50% от уровня 2010 года.
- Плата за выбросы парниковых газов не должна рассматриваться как способ пополнения бюджета, а только как способ перераспределения средств в целях перевода экономики на низкоуглеродный путь развития. Целесообразно рассмотреть возможность снижения ставок (вплоть до обнуления) по некоторым налогам или возможность полной отмены некоторых налогов. Например, в случае России речь могла бы идти о налоге на имущество, НДС или социальных налогах.
- Помимо механизма, реализующего в той или иной целесообразной экономической форме принцип платности выбросов парниковых газов, система регулирования выбросов должна предусматривать широкий набор мер поддержки и стимулирования инвестиций в низкоуглеродные проекты. А также – секторы с освобождением от налогов, субсидированием процентных ставок и софинансированием соответствующих проектов из бюджетов или из специальных фондов низкоуглеродного развития.
- Декарбонизация не должна быть только делом бизнеса, она должна стать целью всей государственной экономической политики, что должно найти отражение в Стратегии низкоуглеродного развития страны и в структуре расходов государственного бюджета.
Бахыт ЕСЕКИНА, член Совета по зеленой экономике при Президенте РК, директор НОЦ «Зеленая академия», Нур-Султан
Михаил ЮЛКИН, генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций», Москва