Драйвер экономической трансформации

1695

Декарбонизация экономики, ее перевод на низкоуглеродный путь развития за счет реализации мер, обеспечивающих необратимое сокращение выбросов парниковых газов, является сегодня стержнем экономической стратегии большинства развитых стран. На это направлены и предпринимаемые ими действия по преодолению последствий экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19. 

Такая политика придаст новый импульс зеленому развитию, будет способствовать притоку в нее новых инвестиций. Одновременно будет происходить отток средств из традиционных секторов, оказавшихся наиболее уязвимыми в период кризиса, что только ускорит переход к более устойчивому, более безопасному для планеты и человека экономическому и технологическому укладу.

Смена экономической парадигмы открывает новые рынки и новые возможности. Однако чтобы ими воспользоваться, требуются не только усилия бизнеса, но и адекватная экономическая политика государства. В ее основе должна лежать национальная стратегия низкоуглеродного развития. Прежде всего, это относится к странам, которые поставляют на рынки ископаемые углеродные энергоресурсы и углеродоемкую продукцию. Таким, как Россия и Казахстан. И не важно, что Россия входит в пятерку крупнейших стран – эмитентов парниковых газов, а на долю Казахстана приходится чуть более 0,5% глобальных антропогенных выбросов. Есть три фактора, которые позволяют отнести обе страны к одной группе. 

Во-первых, по выбросам СО2 на душу населения Россия и Казахстан входят в двадцатку стран с наивысшими показателями. Причем Казахстан стоит в этом списке на 10-м месте, а Россия на 17-м. Во-вторых, в расчете на 1 долл. ВВП (по ППП) выбросы СО2 в Казахстане в 1,8 раза выше, чем в среднем в мире, и почти в 3 раза выше, чем в среднем в ЕС. У России показатели не многим лучше – 1,4 и 2,3 раза соответственно. Это осложняет обеим странам экспорт продукции перерабатывающих отраслей, поскольку в низкоуглеродном мире выбросы парниковых газов имеют значение и являются фактором конкуренции. 

В-третьих, доминирующую роль в российском и казахстанском экспорте играет ископаемое углеродное топливо, сжигание которого приводит к выбросам парниковых газов в странах-импортерах. Масштабы, конечно, разные. Сжигание российского топлива дает порядка 2 млрд тонн СО2-экв. прибавки выбросов в странах-импортерах в год, тогда как вклад Казахстана – всего порядка 300 млн тонн СО2-экв. в год. Однако независимо от этого декарбонизация экономик стран-импортеров рано или поздно обнулит поставки  ископаемого углеродного топлива, как из России, так и из Казахстана, что для обеих стран будет означать сокращение экспорта, падение производства в топливных и смежных отраслях и, как следствие, сжатие ВВП. 

В этой связи, планируя антикризисные меры по преодолению последствий коронавируса и выбирая направления для первоочередных инвестиций, важно не потерять из виду стратегическую перспективу и сделать правильный выбор с учетом всех факторов, включая глобальную декарбонизацию и связанные с ней риски и возможности. 

Для начала необходимо определить целевые ориентиры, приоритетные направления и основные индикаторы стратегии, а затем можно будет предлагать механизмы «зеленой» трансформации экономики. Однако базовые принципы перехода к низкоуглеродному развитию можно сформулировать уже сейчас: 

  • Чтобы удержать рост средней глобальной температуры в пределах 1,5 оС от доиндустриального уровня, как предусмотрено Парижским соглашением, необходимо уже к 2030 г. сократить выбросы парниковых газов на 50% от уровня 2010 года. 
  • Плата за выбросы парниковых газов не должна рассматриваться как способ пополнения бюджета, а только как способ перераспределения средств в целях перевода экономики на низкоуглеродный путь развития. Целесообразно рассмотреть возможность снижения ставок (вплоть до обнуления) по некоторым налогам или возможность полной отмены некоторых налогов. Например, в случае России речь могла бы идти о налоге на имущество, НДС или социальных налогах.
  • Помимо механизма, реализующего в той или иной целесообразной экономической форме принцип платности выбросов парниковых газов, система регулирования выбросов должна предусматривать широкий набор мер поддержки и стимулирования инвестиций в низкоуглеродные проекты. А также – секторы с освобождением от налогов, субсидированием процентных ставок и софинансированием соответствующих проектов из бюджетов или из специальных фондов низкоуглеродного развития. 
  • Декарбонизация не должна быть только делом бизнеса, она должна стать целью всей государственной экономической политики, что должно найти отражение в Стратегии низкоуглеродного развития страны и в структуре расходов государственного бюджета.



Бахыт ЕСЕКИНА, член Совета по зеленой экономике при Президенте РК, директор НОЦ «Зеленая академия», Нур-Султан

Михаил ЮЛКИН, генеральный директор АНО «Центр экологических инвестиций», Москва  

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -