Алматы, Казахстан

Made in Russia: из России – с любовью

6 сентября 2019, 12:31932



Россия – не только ближайший сосед, но и ключевой внешнеэкономический партнер Казахстана. Доля России во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 18,8%. Неудивительно, что северный сосед занимает первое место по объему импорта в нашу республику – 38,1% и четвертое место по объему экспорта казахстанской продукции – 8,5%. Как известно, потребители голосуют своим кошельком. И то, что в Казахстане ассортимент российских товаров превалирует над всеми остальными, – свидетельствует о том, что товары «Made in Russia» пользуются и спросом, и доверием у казахстанцев. 

 

Не нефтью единой

Не секрет, что у России на международном рынке давно сложился образ страны – поставщика нефти и газа. Даже сами россияне порой верят в это безосновательное утверждение. В Казахстане же знают, что это далеко не так.

Российские бренды – KAMAZ, UAZ, тракторы «Уралец», волжские комбайны, Makfa, «Дядя Ваня», «Красный Октябрь», «Волшебница», «Бабаевский», «РОТ ФРОНТ», «Тореро», «Хлебцы молодцы», фабрика игрушек «Весна», «Лукойл», «Газпром Нефтехим», «Русский профиль», «Мастер Плит» – это далеко не полный список российских компаний, хорошо известных казахстанскому потребителю. Это подтверждается и на высшем уровне.

На изображении может находиться: небо, облако и на улице

«Россия лидирует в списке главных торговых партнеров Казахстана. В структуре внешней торговли преобладают товары с высокой добавленной стоимостью. Солидно выглядит и сумма накопленных российских инвестиций в экономику Казахстана, составляющая 12,6 млрд долларов США. На казахстанском рынке успешно работают «Газпром», «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Русал», «Русская медная компания», «АвтоВАЗ», «Лукойл», «Россельмаш», «КамАЗ» и многие другие крупные, средние и малые российские предприятия», – отмечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Казахстан Алексей БОРОДАВКИН.

Слова Алексея Бородавкина подтверждаются и официальными цифрами: по итогам 2018 года товарооборот между странами достиг 17,6 млрд долларов. Экспорт российских товаров в Казахстан в ушедшем году оценивался в 12,4 млрд долларов. По данным Finprom.kz, доля России от общего объема внешнеторгового оборота Казахстана составила 18,8%, а в структуре товарооборота со странами ЕАЭС на Россию приходится 91,8% .

На изображении может находиться: еда
 

Символичная березка

Каким бы замечательным ни был товар, без качественной раскрутки он вряд ли выйдет за пределы территории, где базируется его производство. А уж о завоевании иностранных рынков и вовсе говорить не приходится.

Причем под раскруткой стоит понимать не только рекламные кампании, но и маркетинговые исследования зарубежных рынков, двустороннее сотрудничество между странами на уровне правительств, заключение различных меморандумов и бизнес-соглашений, подкрепленных гарантиями стран-участниц, различные льготы и преференции.

Да и для государства содействие отечественному бизнесу и его продвижению – тоже жизненно необходимо. Ведь успешный бизнес – это рабочие места и налоговые поступления в бюджет, которые можно направить на решение важных социальных задач.

Не случайно во всех постсоветских странах создаются структуры, призванные помогать экспортерам продукции. Как правило, эти структуры объединяют лучших товаропроизводителей страны под единым брендом. Так, в Беларуси активно продвигают бренд made in Belarus, в Казахстане — made in Kazakhstan, в Кыргызстане — made in KG и т. д.

У России, естественно, тоже есть свой страновой бренд – made in Russia, который был запущен в 2015 году. Реализатором данной программы является АО «Российский экспортный центр». Главная цель программы – показать всему миру, что лейбл made in Russia пахнет не только нефтью и газом, но и молоком, медом, шоколадом,  пряностями и чаем, выглядит не только как космические ракеты или суперсовременные системы вооружения, но и как сельхозтехника и детские игрушки.

Задача – колоссальная, поскольку ломать сложившиеся стереотипы всегда сложно. 

«Мы должны постоянно рассказывать миру о том, что производим, о наших компаниях, товарах, культуре, достижениях и успехах, – говорит создатель коммуникационного проекта Национальный бренд «Сделано в России» Михаил САДЧЕНКОВ. – Государственная поддержка программы «Made in Russia» позволяет снизить расходы на продвижение и рекламу, упрощает выход на новые рынки и территориальную экспансию. Особенно актуальна эта программа для некрупных экспортеров, которым не хватает ресурсов для маркетингового продвижения».

Рассказать миру о 40 тысячах компаний – а именно столько на сегодняшний день экспортеров насчитывается в России – сложно. Но тут на помощь приходят современные технологии. У проекта есть собственный сайт www.madeinrussia.com, на котором размещен каталог предприятий, чья продукция отмечена знаком качества – стилизованной березовой рощей и лейблом made in Russia. Логотип, к слову, перекликается и с современным штрих-кодом, подтверждая союз традиций и современности, преемственность ценностей.


На изображении может находиться: 5 человек, люди улыбаются, люди стоят
 

Российское – значит качественное!

Вся работа проекта патронируется государством, а в структуру АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и АО «РОСЭКСИМБАНК», что позволило оптимизировать ресурсы и создать эффективные бизнес-процессы по предоставлению комплексных услуг экспортно-ориентированным компаниям. Для отбора и сертификации продукции компаний под страновым брендом «Made in Russia» разработана система экспертной проверки. Пройти ее может только надежная, отвечающая международным экологическим требованиям и высоким мировым стандартам продукция. Поэтому, увидев в магазине товар с маркировкой Made in Russia, вы можете быть уверены, что перед вами качественная продукция, прошедшая систему добровольной сертификации. Такие продукты можно смело рекомендовать родным и знакомым.

На сегодняшний день в программе «Made in Russia» – свыше 300 компаний, представляющих самые разные отрасли: от машиностроения и химической промышленности до образования и медицины. 

Понятно, что эта работа не сводится только к отбору и составлению каталога, она гораздо масштабнее. Благодаря этому, как сообщил в апреле 2019 года генеральный директор Российского экспортного центра Андрея СЛЕПНЁВ на встрече с премьер-министром Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ, по итогам 2018 года объем несырьевого неэнергетического экспорта России составил 151 млрд долларов! Вы только вдумайтесь в эти цифры!

«Несырьевой экспорт стал значимым драйвером социально-экономического развития страны, мы продолжим укреплять его экосистему для достижения новых рубежей», – заверил Слепнёв главу правительства.

И буквально через месяц экосистема РЭЦ пополнилась еще одной немаловажной структурой – сервисом для компаний-экспортеров.

«Этот сервис позволит компаниям, обладающим экспортным потенциалом, дойти до первого контракта, – рассказал Слепнёв на пресс-конференции, посвященной запуску сервиса. – Это достаточно простой в плане использования сервис, но в нем скрываются сложные механизмы. Прежде всего, мы проверяем экспортную готовность компании. Оценка производится на базе международных методологий. Это позволяет компании взглянуть на себя со стороны: как она смотрится в роли экспортера, где у нее сильные и слабые стороны. Потом, благодаря своим ресурсам, РЭЦ помогает компании сориентироваться на внешних рынках, то есть провести определенные маркетинговые исследования, понять, на какие рынки нужно выходить и как это сделать, помочь в поиске партнеров, контрагентов и т. д. Затем мы оказываем помощь в логистике, сертификации, субсидировании кредитов, привлекаемых на развитие экспортной деятельности, и многое другое. То есть оказываем полный комплекс мер».

Слепнёв также отметил, что экспортный акселератор по предварительным оценкам позволит увеличить число компаний-экспортеров минимум в два раза. 

Нет описания фото.

В этом плане странам – участницам ЕАЭС есть чему поучиться у России. Как считают в Алматинской палате торговли и инвестиций, успех проекта «Сделано в России» виден уже сегодня, и это результат планомерной, системной многолетней работы как на уровне государств, так и бизнеса. 

«РЭЦ был представлен на прошлогоднем VI Алматинском бизнес-форуме, посвященном цифровизации и открывающем новые возможности для малого и среднего бизнеса, – говорит заместитель генерального директора ТОО «Алматинская палата торговли и инвестиций», ответственный секретарь оргкомитета Алматинского бизнес-форума Шара Акылбаева. – В те же дни прошла и 8-я российско-казахстанская промышленная выставка «Expo-Russia Kazakhstan 2018». У нас состоялись встречи с главой представительства АО «Российский экспортный центр» в Казахстане Аскаром ТОКСАНБАЕВЫМ, представителями российского бизнеса. Также господин Токсанбаев выступил с докладом, посвященным актуальной теме – «Поддержка экспортеров МСБ-сектора созданием цифровой B2B площадки». Активные переговоры представителей бизнеса двух стран, торгово-промышленных палат, целеустремленная работа РЭЦ – все это будет способствовать дальнейшему взаимному продвижению наших брендов «Сделано в Казахстане», «Сделано в России». 

На изображении может находиться: 1 человек


Продолжение следует...

По данным РЭЦ, Казахстан занимает восьмое место в рэнкинге перспективных для российских экспортеров стран. Расчеты построены на четырнадцати показателях, таких как: импорт из России; комплементарность торговли; прирост импорта; прогноз импорта; простота импорта; транспортная доступность; участие в торговых союзах; нетарифные ограничения; импорт; темпы роста импорта; темпы роста ВВП; прирост ВВП; концентрация импорта; таможенный тариф.

Если говорить о статьях экспорта-импорта, то, по данным russian-trade.com, экспорт из России в Казахстан в 2018 году осуществлялся по 98-ми позициям товарных групп. В прошлом году наблюдался прирост экспорта, котлов, оборудования и механических устройств и их частей. В доле экспорта эта позиция составляет 9% (1,16 млрд долларов). В 2017 году данный показатель составил 1,04 млрд долларов (прирост 11,47%). 

В первом полугодии текущего года товарооборот России с Казахстаном достиг 8,9 млрд долларов, согласно данным сайта russian-trade.com. Доля Казахстана во внешнеторговом обороте России в 1-м полугодии 2019 года составила 2,8% против 2,7% в аналогичном периоде 2018 года. По доле в российском товарообороте в 1-м полугодии Казахстан занял 10-е место.

Доля Казахстана в экспорте России в 1-м полугодии составила 3,02% против 2,93% в аналогичном периоде годом ранее. По доле в российском экспорте в 1-м полугодии 2019 года Казахстан занял 9-е место. В структуре экспорта России в Казахстан в 1-м полугодии основная доля поставок пришлась на машины, оборудование и транспортные средства – 25,76% от всего объема экспорта России в Казахстан. Также значительна доля металлов и изделий из них – 17,45%. Далее следуют продукция химической промышленности, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, минеральные продукты, древесина и целлюлозно-бумажные изделия, текстиль и обувь, драгоценные металлы и камни. 

В этом перечне есть и банковские услуги, IT-компании, инновационные производства в различных сферах деятельности. В общем показателе высок процент компаний и товаров, маркированных брендом «Made in Russia». 

«Проект «Сделано в России» должен стать универсальным агрегатором и платформой, предоставляющей регионам целый набор сервисов, направленных на развитие экономики и обеспечивающих широкий охват и привлечение дополнительной аудитории партнеров и потребителей, – отмечается на сайте проекта. – Он дает возможность регионам наполнить национальный бренд многообразием смыслов, имеющих в основе уникальный человеческий потенциал страны со всеми достижениями и богатством культуры, который способен стать ключевым элементом в достижении национальных целей России».

И это уже другая, не менее интересная для Казахстана тема поддержки, продвижения национальных брендов, который так же, как и Россия, решает те же задачи по продвижению собственного бренда «Сделано в Казахстане». 

Как это делается в России, чем конкретно может помочь сайт madeinrussia.com производителям, что обеспечило успех за пределами страны целому созвездию российских брендов – в следующем материале.



Григорий ГАРАНИН

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux