Чёрная кровь Казахстана

1416



Мы продолжаем публикацию глав из книги «Черная кровь Казахстана» известного журналиста, нефтегазового аналитика, главного редактора журнала «Petroleum» Олега ЧЕРВИНСКОГО.

9 июня 1994 года Нурсултан Назарбаев обращается к Верховному совету с посланием «О мерах по выходу из кризиса и углублению рыночных преобразований», в котором просит депутатов дать 15-месячный карт-бланш правительству на реализацию структурных реформ.

Год 1994. Явление Балгимбаева

Однако к осени становится ясно, что этот кабинет с возложенной на него исторической миссией не справляется. 11 октября глава государства заслушивает отчет премьер-министра Сергея Терещенко и дает ему отрицательную оценку. Газета «Казахстанская правда» в номере за 12 октября так описывает атмосферу совещания у главы государства: «Запомнились резкие реплики Назарбаева. Премьеру он бросил: «Нет у тебя команды…». Министру финансов: «Депутаты заставили принять тебя дутый бюджет, а ты, профессионал, не отказался его выполнять…». Особенно неожиданной оказалась концовка речи президента: «Считаю, что данное правительство должно в полном составе уйти в отставку. Косметические меры дееспособной команды не создали…». Лица присутствующих застыли. В зале повисла тягостная тишина».

После такой оценки кабинет советского партократа Сергея Терещенко в полном составе подает в отставку. Его сменяет 42-летний выходец из регионального бизнеса (и как позже он признается в одном из интервью, бывший сотрудник советского КГБ) Акежан Кажегельдин. Пост руководителя Министерства нефтяной и газовой промышленности занимает Нурлан Балгимбаев. 

Он резко отличается от «крепких хозяйственников», руководивших отраслью до него. Уроженец Атырауского края, потомственный нефтяник, прошедший все ступени карьеры, начиная с оператора на месторождении и заканчивая должностью в союзном министерстве. Великолепно владеет английским языком и благодаря двухгодичной учебе в Массачусетском университете и работе в штаб-квартире компании «Шеврон» имеет представление о том, как должна функционировать отрасль в рыночных условиях. Обладает неплохими связями в американском нефтяном истеблишменте, а благодаря работе в Министерстве нефтяной и газовой промышленности СССР – и в российских нефтяных кругах. 

Ну и кроме того, всем известно о его бойцовском характере – еще будучи студентом Политехнического института, он серьезно занимался боксом и даже выиграл первенство города Алма-Аты. Он не лезет за словом в карман и на понятном языке разговаривает с закаленными суровым климатом и тяжелой работой нефтяниками.

В ноябре на заседании правительства новый министр с блеском защищает разработанную всего в течение месяца под его руководством программу развития нефтегазового комплекса. Будучи человеком конкретным и чуждым славословия, министр утверждает стратегическую программу, уместившуюся всего на 18 страницах и содержащую четыре раздела: 1. Введение. 2. Анализ состояния отрасли с выводами. 3. Цели и действия министерства. 4. Экономическая оценка программы. 

В числе первоочередных задач сформулированы следующие: оздоровление финансового положения; предоставление большей самостоятельности хозяйствующим субъектам; государственное стимулирование поставок нефти на НПЗ из России; стабилизация добычи на старых месторождениях; строительство нефтепровода «Западный Казахстан-Кумколь». Министр предлагает кабинету министров в нефтяной сфере сосредоточиться на 7 приоритетах:

1) Строительство Мангистауского НПЗ за счет средств Эксимбанка Японии.

2) Реабилитация с помощью Всемирного банка месторождения Узень.

3) Расширение Жанажольского газоперерабатыващего завода в Актюбинской области.

4) Реконструкция Атырауского НПЗ.

5) Строительство установки каталитического крекинга на Шымкентском НПЗ.

6) Строительство нефтепровода «Западный Казахстан-Кумколь».

7) Развитие Кумкольского месторождения, строительство на нем завода по производству пропан-бутана для снабжения южных регионов страны, прокладка газопровода до Кызылорды.

Новому министру удается пробить в правительстве и еще один чрезвычайно важный вопрос, сразу снискавший ему уважение и авторитет среди нефтяников: правительство принимает постановление, в соответствии с которым добывающие предприятия наделяются правом самостоятельной продажи 30% добытой нефти. Руководитель отрасли вводит запрет на отпуск нефтепродуктов без предоплаты или финансовой гарантии, а также поручает ликвидировать всех посредников из схем снабжения сельского хозяйства дизельным топливом.

Все шаги нового министра одобряются премьером, однако пройдет совсем немного времени, и они станут непримиримыми идеологическими противниками. Водораздел пройдет по вопросу приватизации нефтегазового комплекса. Кажегельдин станет решительно форсировать разгосударствление отрасли, причем, преимущественно в руки иностранцев, Балгимбаев выступает за эволюционный путь, с сохранением пакетов акций за отечественными инвесторами или государством. 

Премьер-министр подписывает постановление о привлечении генерального консультанта правительства в области приватизации нефтегазовых предприятий. Им становится американская фирма «Меркейтор корпорейшн», уже известная в Казахстане по участию в переговорах о создании СП «Тенгизшевройл».  

Руководитель компании Джеймс Гиффен передвигается по Алма-Ате на «вольво» с номерами гаража аппарата президента и правительства и имеет в кармане казахстанский дипломатический паспорт. «Меркейтор», помимо приватизации, участвует в качестве консультанта в четырех жизненно важных для Казахстана проектах: Каспийского трубопроводного консорциума, подписания Основного соглашения по разделу продукции по Карачаганаку, по продаже 25-процентной доли Казахстана в «Тенгизшевройле» и по заключению окончательного соглашения по Северо-Каспийскому консорциуму.

Американское издание «Блумберг» называет Джима Гиффена «посредником между Казахстаном с его обширными запасами нефти и энергетическими компаниями». «Джим Гиффен (Jim Giffen), нефтяной консультант и владелец торгового банка, в последние годы холодной войны занимался организацией финансовых и торговых сделок между США и Советским Союзом, выполняя роль секретного канала связи между их правительствами, – пишет «Блумберг». – К 1995 году, через четыре года после образования на обломках Советского Союза независимого Казахстана, Гиффен был назначен консультантом по нефтяной промышленности этой страны и советником Назарбаева – «Босса», как называл его Гиффен. Он помогал казахским руководителям вести переговоры по сделкам со многими компаниями, в том числе, компаниями «Шеврон» и «Мобил Ойл», для получения доступа к месторождениям Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, одним из крупнейших в мире». 

31 декабря 1994 года «Меркейтор корпорейшн» подписывает с Министерством нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан соглашение о предоставлении консалтинговых услуг, подразумевающее «использование услуг этой фирмы в разработке и осуществлении инвестиционных планов, содействии в привлечении новых инвесторов в нефтегазовую отрасль республики, координации переговоров по приоритетным инвестиционным проектам, а также маркетинговых исследованиях по реализации нефти, газа и продуктов их переработки». 

О степени доверия казахстанских чиновников к американской фирме говорит, к примеру, тот факт, что одним из специальных распоряжений премьер-министра «в связи с необходимостью уточнения и оценки запасов углеводородного сырья в казахстанском секторе Каспийского моря и проведения переговоров с потенциальными инвесторами» национальной нефтяной компании «Казахойл» и акционерному обществу «Казахстанкаспийшельф» поручается «в установленном порядке передать консультанту Правительства Республики Казахстан Дж. Г. Гиффену (компания «Меркейтор Корпорейшн») для ознакомления копии геологической информации по казахстанской части Каспийского моря».

Вторым пунктом распоряжения АО «Казахстанкаспийшельф» поручается заключить с фирмой «Меркейтор Корпорейшн» соглашение о конфиденциальности. Таким образом, Гиффен получает доступ ко всей имеющейся в стране информации о нефтегазовом потенциале Каспийского шельфа.

Спустя годы Джим Гиффен у себя на родине попадет под обвинения в отмывании денег и коррупции и окажется надолго втянутым в судебные разбирательства. По сообщению того же агентства «Блумберг», в итоге Гиффен был приговорен федеральным судом Манхэттена за совершение мелкого преступления, связанного с тем, что он в 1996 году в налоговой декларации не указал свой счет в иностранном банке. Судья Поули приговорит его к сроку, который он к тому времени уже успел отбыть – на одну ночь, которую он провел в тюрьме сразу после ареста, и возмещению судебных расходов в сумме 25 долларов США. 

«Сегодня Гиффен заявил, что он с грустью, хотя и без горечи, отнесся к этому судебному обвинению, грозившему ему двадцатилетним тюремным заключением и вынудившему его покончить со своей работой по консультированию казахов, американцев и советских руководителей, которой он занимался в течение трех десятков лет, – напишет «Блумберг» после вынесения приговора. – «Был ли я разочарован, когда все это прекратилось? Да, – заявил седовласый Гиффен из своего манхэттенского офиса на двадцатом этаже. На стене висят фотографии более молодого, более грузного, более темноволосого Гиффена с президентом США Рональдом Рейганом и с советским президентом Михаилом Горбачевым. – Стал бы я снова этим заниматься? Безусловно. Мы делали очень важное дело». Владелец торгового банка «Меркейтор корп.» и бывший советник президента Казахстана заявил, что объявленное судьей решение стало его реабилитацией».

(Продолжение следует)

Книгу можно приобрести во всех магазинах сети «Меломан» и «MARWIN», а также в интернет-магазине meloman.kz

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -