«Неумирающий лебедь»: 90 лет назад ушла из жизни Анна Павлова

2698

Одна из величайших балерин XX века Анна Павлова ушла из жизни 90 лет назад, не дожив неделю до своего 50-летия. В истории мирового балета ее имя неразрывно связано с сольной миниатюрой «Умирающий лебедь», ставшей эталоном в исполнении артистки. В течение 22 лет балерина путешествовала с гастролями по миру, прославляя русский балет. В общей сложности она посетила более 40 стран, а после Первой мировой войны жила с мужем в Великобритании.

Тайну происхождения Анны Павловой пытаются разгадать в различных мемуарах, статьях и исследованиях. Одни источники говорят, что прачка Любовь Федоровна родила ее от отставного солдата Матвея Павлова, другие — что отец балерины был евпаторийским караимом по имени Шабетай Шамаш, а третьи приписывают отцовство «столь изящного и грациозного существа» известному еврейскому банкиру. На фото: Анна Павлова, 1913 год

РИА «Новости»

В детстве уроженка Петербурга вдохновилась балетом «Спящая красавица» и в 10 лет начала заниматься в Императорском театральном училище. С 1899 года артистка танцевала в Мариинском театре, где ее называли Павловой второй, чтобы не путать со старшей коллегой. Впоследствии она стала намного популярнее «первой» Павловой

В детстве уроженка Петербурга вдохновилась балетом «Спящая красавица» и в 10 лет начала заниматься в Императорском театральном училище. С 1899 года артистка танцевала в Мариинском театре, где ее называли Павловой второй, чтобы не путать со старшей коллегой. Впоследствии она стала намного популярнее «первой» Павловой

Владимир Вяткин/РИА «Новости»

Танцовщице почти сразу после выпускных экзаменов доверили серьезные партии: в том же 1899 году она уже исполняла па-де-труа со Стасей Белинской и Георгием Кякштом в «Тщетной предосторожности» на сценах Импареторских театров. Ее партнерами были Михаил Фокин, Михаил Обухов, Сергей Легат, Николай Легат. На фото: Павлова с партнером Лораном Новиковым, 1905 год

Танцовщице почти сразу после выпускных экзаменов доверили серьезные партии: в том же 1899 году она уже исполняла па-де-труа со Стасей Белинской и Георгием Кякштом в «Тщетной предосторожности» на сценах Импареторских театров. Ее партнерами были Михаил Фокин, Михаил Обухов, Сергей Легат, Николай Легат. На фото: Павлова с партнером Лораном Новиковым, 1905 год

Keystone Pictures USA/Global Look Press

С 1906 по 1913 год Павлова была примой-балериной Мариинского театра, где работала с балетмейстерами Михаилом Фокиным («Умирающий лебедь», «Виноградная лоза», «Танец семи покрывал», «Танец со змеей», «Прелюды») и Сергеем Дягилевым («Павильон Армиды», «Сильфида», «Клеопатра». Также на творчество Павловой повлиял балетмейстер Александр Горский. На фото: Павлова в костюме для танца панадерос из балета «Раймонда», Берлин, 1908–1909 годы

С 1906 по 1913 год Павлова была примой-балериной Мариинского театра, где работала с балетмейстерами Михаилом Фокиным («Умирающий лебедь», «Виноградная лоза», «Танец семи покрывал», «Танец со змеей», «Прелюды») и Сергеем Дягилевым («Павильон Армиды», «Сильфида», «Клеопатра». Также на творчество Павловой повлиял балетмейстер Александр Горский. На фото: Павлова в костюме для танца панадерос из балета «Раймонда», Берлин, 1908–1909 годы

Global Look Press

Худоба, тонкие изящные руки, маленькая голова миндалевидной формы, длинные ноги, хрупкие щиколотки и высокий подъем стопы Павловой в то время совершенно не соответствовали моде. Если сейчас такие пропорции считаются для балерин эталонными, то 120 лет назад Павлову старались не перегружать в балетной школе, чтобы не навредить ее здоровью. Поэтому после выпуска танцовщице пришлось нарабатывать технику у итальянских преподавателей. На фото: Анна Павлова со своим педагогом Энрико Чеккетти

Худоба, тонкие изящные руки, маленькая голова миндалевидной формы, длинные ноги, хрупкие щиколотки и высокий подъем стопы Павловой в то время совершенно не соответствовали моде. Если сейчас такие пропорции считаются для балерин эталонными, то 120 лет назад Павлову старались не перегружать в балетной школе, чтобы не навредить ее здоровью. Поэтому после выпуска танцовщице пришлось нарабатывать технику у итальянских преподавателей. На фото: Анна Павлова со своим педагогом Энрико Чеккетти

AP

Балерина завоевала признание зрителей благодаря невероятной харизме, воздушности, идеальному чувству позы и равновесия. Она «танцевала душой», не любила однообразия и старалась самовыражаться в любой постановке. На фото: Анна Павлова танцует в саду своего дома в Лондоне, 1930 год

Балерина завоевала признание зрителей благодаря невероятной харизме, воздушности, идеальному чувству позы и равновесия. Она «танцевала душой», не любила однообразия и старалась самовыражаться в любой постановке. На фото: Анна Павлова танцует в саду своего дома в Лондоне, 1930 год

PA/Reuters

Знаменитую хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» (в оригинале она называлась просто «Лебедь») Анна Павлова впервые исполнила 22 января 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре. Впоследствии поставленный Михаилом Фокиным номер стал одним из символов русского балета XX века. Историк балета Вера Красовская в своей рецензии высоко оценила подражание балерины «движениям благороднейшей из птиц»

Знаменитую хореографическую миниатюру «Умирающий лебедь» (в оригинале она называлась просто «Лебедь») Анна Павлова впервые исполнила 22 января 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре. Впоследствии поставленный Михаилом Фокиным номер стал одним из символов русского балета XX века. Историк балета Вера Красовская в своей рецензии высоко оценила подражание балерины «движениям благороднейшей из птиц»

Museum of London/Global Look Press

В 1906 году Павлова получила статус балерины и право выезжать на личные гастроли. Она успешно выступала во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, США, Индии и других странах, получая огромные гонорары. На фото: Анна Павлова во время визита во Францию, 1927 год

В 1906 году Павлова получила статус балерины и право выезжать на личные гастроли. Она успешно выступала во Франции, Германии, Нидерландах, Великобритании, США, Индии и других странах, получая огромные гонорары. На фото: Анна Павлова во время визита во Францию, 1927 год

Scherl/Global Look Press

После четырех лет гастролей танцовщица начала сочинять собственные лирические миниатюры и основала жанр, который театральный критик Юрий Беляев назвал «хореографической мелодекламацией». К этим номерам относятся «Бабочка» на музыку Дриго,«Стрекоза» на музыку Крейслера, а также «Калифорнийский мак» и «Ночь»

После четырех лет гастролей танцовщица начала сочинять собственные лирические миниатюры и основала жанр, который театральный критик Юрий Беляев назвал «хореографической мелодекламацией». К этим номерам относятся «Бабочка» на музыку Дриго,«Стрекоза» на музыку Крейслера, а также «Калифорнийский мак» и «Ночь»

AP

Танцовщица не могла полностью принять антрепризу Дягилева и склонялась к классическому балету. Она отвергала то, что казалось ей уродливым, включая некоторые элементы новой хореографии и «недостаточно мелодичную» музыку Стравинского в «Жар-птице»

Танцовщица не могла полностью принять антрепризу Дягилева и склонялась к классическому балету. Она отвергала то, что казалось ей уродливым, включая некоторые элементы новой хореографии и «недостаточно мелодичную» музыку Стравинского в «Жар-птице»

Global Look Press

В 1910 году Павлова основала в Лондоне свою балетную труппу для исполнения классических номеров. С ней артистка отправилась в кругосветное гастрольное путешествие. Первое выступление труппы состоялось в Нью-Йорке 16 февраля 1910 года

В 1910 году Павлова основала в Лондоне свою балетную труппу для исполнения классических номеров. С ней артистка отправилась в кругосветное гастрольное путешествие. Первое выступление труппы состоялось в Нью-Йорке 16 февраля 1910 года

Keystone Pictures USA/Global Look Press

Со своим единственным мужем — горным инженером Виктором Дандре — танцовщица познакомилась в 1900 году (по другим данным — в 1904-м). Он был потомком старинного русско-французского рода, носил титул барона, а также являлся коллежским советником. Страстно увлекающийся балетом Дандре почти сразу же после знакомства с Павловой стал ее импресарио. В 1914 году они поженились и жили в Лондоне, где управляли танцевальной школой. После смерти супруги в 1931 году Дандре продолжил заниматься балетом и гастролировал с русскими артистами

Со своим единственным мужем — горным инженером Виктором Дандре — танцовщица познакомилась в 1900 году (по другим данным — в 1904-м). Он был потомком старинного русско-французского рода, носил титул барона, а также являлся коллежским советником. Страстно увлекающийся балетом Дандре почти сразу же после знакомства с Павловой стал ее импресарио. В 1914 году они поженились и жили в Лондоне, где управляли танцевальной школой. После смерти супруги в 1931 году Дандре продолжил заниматься балетом и гастролировал с русскими артистами

Nachlass Madame d'Ora/Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg / Nachlass Madame d'Ora, Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg

Одним из поклонников Павловой был Чарли Чаплин. Он познакомился с танцовщицей на одном из балетов в ее честь. Знаки внимания со стороны артиста очень веселили прославленную балерину. Например, он заявил, что его восхищение Павловой нельзя описать на английском языке, и перешел на импровизированный китайский. Они подружились, и позже Чаплин помогал Павловой записывать ее выступления на пленку. На фото: Павлова и Чаплин, 1922 год

Одним из поклонников Павловой был Чарли Чаплин. Он познакомился с танцовщицей на одном из балетов в ее честь. Знаки внимания со стороны артиста очень веселили прославленную балерину. Например, он заявил, что его восхищение Павловой нельзя описать на английском языке, и перешел на импровизированный китайский. Они подружились, и позже Чаплин помогал Павловой записывать ее выступления на пленку. На фото: Павлова и Чаплин, 1922 год

luciano cerritelli/luckyita/ebay.com

Кроме балета Павлова интересовалась модой и участвовала в фотосъемках для модных домов Берлина и Парижа в 1910-1920 годах. В Лондоне она работала моделью для обувной фирмы «H. & M. Rayne», а также рекламировала меховые изделия. В 1921 году вышел атлас «Павлова», из которого шили драпированные в испанском стиле шали с кистями. На фото: Павлова позирует с лебедем Джеком, 1910 год

Кроме балета Павлова интересовалась модой и участвовала в фотосъемках для модных домов Берлина и Парижа в 1910-1920 годах. В Лондоне она работала моделью для обувной фирмы «H. & M. Rayne», а также рекламировала меховые изделия. В 1921 году вышел атлас «Павлова», из которого шили драпированные в испанском стиле шали с кистями. На фото: Павлова позирует с лебедем Джеком, 1910 год

РИА «Новости»

Анна Павлова в саду своего дома в пригороде Лондона, 1930 год

Анна Павлова в саду своего дома в пригороде Лондона, 1930 год

Knorr+Hirth/Global Look Press

В январе 1931 года Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции на поезде, которые потерпел крушение. Танцовщица не сильно пострадала, но ей пришлось долго идти до ближайшей станции и на холоде ждать следующего поезда. В последствии у нее начался плеврит, но балерина продолжала выступать

В январе 1931 года Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции на поезде, которые потерпел крушение. Танцовщица не сильно пострадала, но ей пришлось долго идти до ближайшей станции и на холоде ждать следующего поезда. В последствии у нее начался плеврит, но балерина продолжала выступать

Keystone Pictures USA/Global Look Press

Несмотря на плохое самочувствие и жар, 17 января 1931 года Павлова отправилась на гастроли в Нидерланды, где в честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белых тюльпанов под названием «Анна Павлова». Но из гостиничного номера в Гааге танцовщица уже не вышла: в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года ее не стало. Прах балерины хранится в белоснежной урне в крематории «Голдерс-Грин» в Лондоне

Несмотря на плохое самочувствие и жар, 17 января 1931 года Павлова отправилась на гастроли в Нидерланды, где в честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белых тюльпанов под названием «Анна Павлова». Но из гостиничного номера в Гааге танцовщица уже не вышла: в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года ее не стало. Прах балерины хранится в белоснежной урне в крематории «Голдерс-Грин» в Лондоне

Museum of London/Global Look Press


Gazeta.ru

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -