В августе 1968 года инициативная группа из состава бригады общих видов ОКБ Сухого подготовила компоновку нового самолета. В течение следующих семи лет был пройден путь от чисто «бумажного» самолета до сборки первого опытного образца Т8-1. Для этого потребовалось получение официальной поддержки в разработке темы. Несколько раз со стороны военных ведомств были уточнены и скорректированы тактико-технические требования.
В конце 1972 года началась постройка первого опытного штурмовика. Главным конструктором в группе создателей Су-25 являлся один из выдающихся специалистов своего дела Олег Самойлович.
22 февраля 1975 года самолет Т8-1, пилотируемый летчиком-испытателем Владимиром Ильюшиным, впервые поднялся в воздух. Самолет имел достаточно простую аэродинамическую компоновку (прямое крыло, однокилевое хвостовое оперение), развивал дозвуковые скорости, имел в конструкции классические материалы, проверенные узлы и агрегаты, бесфорсажный вариант силовой установки РД-9. После фиксирования основных характеристик устойчивости и управляемости аппарата на различных этапах полета опасения по поводу надежности и безопасности были сняты.
Поставки серийного самолета Су-25 в войсковые части начались весной 1981 года. Боевая машина принимала участие во многих военных конфликтах в разных частях света и до сих пор состоит на вооружении во многих странах.
Штурмовик Су-25 выполняет задания во время соревнований летных экипажей объединений военно-воздушных сил «Авиадартс», 2013 год
Леся Полякова/РИА «Новости»
Подвеска неуправляемых авиационных ракет на штутмовик СУ-25 перед боевым вылетом, Чечня, 1999 год
Александр Данилюшин/ТАСС
Приборная панель штурмовика Су-25
FightinG FalcoN
Главный строитель спортивных самолетов ОКБ имени Сухого М. Пахомов, главный конструктор ОКБ М. Симонов и директор Иркутского авиационного объединения Г. Горбунов (слева направо) обсуждают возможности выпуска СУ-25 в Иркутске, 1992 год
Александр Лыскин/РИА «Новости»
Интерьер кабины Су-25
Alex Beltyukov/RuSpotters Team
Самолет-штурмовик Су-25Т во время показа военной авиационной техники в Минске, 1992 год
Николай Малышев/ТАСС
Су-25 во время тренировочных полетов сборной команды СССР по высшему пилотажу перед чемпионатом Европы во Франции, 1991 год
Владимир Вяткин/РИА «Новости»
Штурмовик Су-25, 1989 год
Сергей Скрынников/РИА «Новости»
Штурмовик Су-25 в ангаре авиагарнизона Кубинка, 1997 год
Роман Денисов/ТАСС
Боевой самолет Су-25 на автотрассе под Минском, 2017 год
Иван Руднев/РИА «Новости»
Gazeta.ru