Перейти к основному содержанию
12 Сентября 2018  14

Превращение КПП Маньчжоули в центр сотрудничества Китая и России в торговле, логистике и переработке

Превращение КПП Маньчжоули в центр сотрудничества Китая и России в торговле, логистике и переработке

Время близится к полуночи, но не гаснут огни КПП Маньчжоули, на котором прохождения таможни ожидают выстроившиеся в очередь более десятка российских грузовиков. Маньчжоули является единственным в Китае автодорожным КПП, функционирующим 24 часа в сутки, где работа кипит и днем и ночью.

Все, кто здесь побывал, отмечают, что крупнейший сухопутный КПП на границе Китая с Россией уже не просто пограничный город, который привлекает многих людей шоп-турами благодаря своему географическому положению. Теперь сюда стекаются разные потоки, включая туристический, логистический и информационный, сегодня здесь ускоренными темпами развиваются отрасль международных торговых услуг, обрабатывающая промышленность и т.д.

Поток транспортных средств, пересекающих китайско-российскую границу через КПП Маньчжоули, не останавливается никогда, и на них часто можно увидеть надпись TIR /Международные дорожные перевозки, МДП/. В мае 2018 года Китай определил первые шесть КПП, где допускается пропуск товаров, перевозимых в соответствии с Конвенцией МДП /Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП/. Одним из этих пунктов пропуска стал Маньчжоули.

Присоединение к данной конвенции означает, что международный груз в процессе транспортировки от таможни страны отправления до таможни страны назначения практически не досматривается. Благодаря существенному упрощению таможенных процедур КПП Маньчжоули с каждым днем играет все более значимую роль в качестве логистического узла экономического коридора Китай - Монголия - Россия.

Занимающийся экспортом фруктов и овощей в Россию вот уже более 10 лет предприниматель Чэнь Ливан сказал, что после открытия "зеленого коридора" для плодоовощной продукции на погранпереходе Маньчжоули - Забайкальск, время прохождения экспортных таможенных процедур сократилось наполовину, благодаря чему свежие гуандунские личжи, хайнаньские кокосы и другие фрукты поступают в российские супермаркеты в тот же день.

Стоит отметить, что благодаря упрощению таможенных процедур в прошлом году в Россию через КПП Маньчжоули было экспортировано 417,9 тыс. тонн фруктов и овощей, Маньчжоули стал самым крупным китайским КПП по экспорту данного вида товаров в Россию.

В 2017 году объем импортно-экспортных грузовых перевозок здесь достиг 31,09 млн тонн, увеличившись на 2 проц. в годовом выражении, через КПП прошло 1302 железнодорожных состава в рамках международных грузовых ж/д перевозок Китай - Европа с ростом показателя на 53 проц. в годовом исчислении.

На базу китайско-российской торговли сельхозпродукцией "Итай" в Маньчжоули прибывает очередной железнодорожный состав, груженный высококачественной пшеницей из России. Компания Inner Mongolia Yitai Ecological Argicultural Co., Ltd. ежегодно закупает в России 200 тыс. тонн пшеницы и 150 тыс. тонн семян рапса. И непосредственно на этой базе пшеницу измельчают в муку, а из семян рапса делают растительное масло, которые потом поставляют китайским потребителям.

Высококачественная российская сельхозпродукция высоко ценится на китайском рынке. Inner Mongolia Yitai Ecological Argicultural Co., Ltd. не только сотрудничает с российскими предприятиями в сфере переработки импортируемой продукции, но также стремится к созданию в России современных фермерских хозяйств.

Компания Inner Mongolia Yitai Ecological Argicultural Co., Ltd. расположена в международном логистическом индустриальном парке, основанном в Маньчжоули в 2014 году и обладающем преимуществами для развития международной логистики, международной торговли, переработки экспортной и импортной продукции. Более 30 базирующихся здесь предприятий развернули широкое сотрудничество с российскими компаниями в таких областях, как переработка древесины, хранение и транспортировка сжиженного нефтяного газа, параллельный импорт автомобилей и др.

В 2016 году в Маньчжоули была создана комплексная бондовая зона, ставшая первой в своем роде в автономном районе Внутренняя Монголия /Северный Китай/. В настоящее время в ней зарегистрировано более 60 внешнеторговых предприятий.

Наряду с быстрым развитием в Маньчжоули торговли в крупных масштабах произошел качественный рост в сфере народной торговли между жителями приграничных районов.

В 1992 году правительство КНР утвердило создание Китайско-российской зоны взаимной торговли в Маньчжоули, в 2016 году был построен первый павильон зоны беспошлинной торговли, а в следующем году - второй павильон. В настоящее время здесь широко развернулось строительство гостиниц, ресторанов, мест отдыха и развлечений и другой инфраструктуры.  

Ежедневно из России в зону взаимной торговли, где продается более 3000 наименований российских товаров, заниматься бизнесом приезжают 15 тыс. человек. В 2017 году товарооборот данной зоны превысил 200 млн юаней.

70-летняя Людмила из города Борзя приезжает сюда дважды в неделю. Она привозит на продажу кондитерские изделия, хлеб, йогурт и другие продукты российского производства. Она бойко зазывает покупателей, торгуется с ними, показывая на калькуляторе цену. "У меня много китайских друзей и они мне очень помогают. Если я все продам, то вернусь домой налегке", - сказала она.

Во втором павильоне зоны беспошлинной торговли сосредоточены флагманские магазины товаров из областей, расположенных вдоль Транссибирской магистрали. 50-летний Ли Хунъи, начавший бизнес с российскими партнерами в 1993 году, является дистрибьютором российского завода, производящего хрусталь.

За 25 лет сотрудничество Ли Хунъи с россиянами трансформировалось из простой купли-продажи в дистрибуцию и совместное использование бренда. "Торговля между Китаем и Россией непрерывно углубляется, постоянно повышается уровень нашего сотрудничества с российскими предпринимателями. Зона взаимной торговли предоставила нам хорошую платформу для развития", - констатировал он.