Лига Потребителей предлагает внести в закон о защите прав потребителей ряд поправок

465



В начале апреля в Казахстане планируется принятие закона о защите прав потребителей. ОЮЛ «Ассоциация «Лига Потребителей Казахстана» выступила с инициативой о внесении в законопроект ряда поправок, которые сделают его более эффективным в применении. Светлана Романовская, председатель Лиги Потребителей Казахстана заявила, что основные предлагаемые поправки – внедрение потребительского образования, возможность ОЗПП подавать иск по месту нахождения, возможность возмещения судебных издержек и регулирование вопросов экспертизы.  

По словам С. Романовской включение поправок, предлагаемых Лигой, сделает процесс защиты прав потребителей более реалистичным и эффективным: "Первая поправка, которую мы предлагаем - внедрение в обязательном порядке потребительского образования в школах, в ВУЗах и в профессионально-технических училищах. Нам необходимо, чтобы каждый потребитель знал свои права. Хотя у нас законом закреплен потребительский всеобуч эта статья не работает, нет государственного стандарта. Мы предлагаем, чтобы в ВУЗах готовили специалистов по ЗПП-стандартам, за один год магистратуры.  К примеру, нам нужны медики, которые знают стандарты обслуживания потребителей и могли бы эти стандарты внедрить в медуслуги. Посмотрите на ажиотаж, который сейчас происходит в аптеках. Или, к примеру, возьмем вторую аптеку в Алматы, рядом с которой нет парковки даже для людей с особыми потребностями.  У нас нет специалистов, которые могли бы внедрять такие стандарты".

Вторая поправка — это предоставление ОЗПП права подавать иски по месту своего нахождения. Сейчас, согласно закону, потребители могут подавать иски только по месту своей регистрации, что, по словам С. Романовской, создает много неудобств как потребителям, так и юристам Лиги. Им приходится ездить по всей стране, что значительно усложняет процесс инициации судебных исков против недобросовестных компаний.

Третья предлагаемая поправка — это возмещение издержек, связанных с судебным процессом в полном объеме. "Эта поправка может показаться попыткой засудить бизнес, но на самом деле, если предприниматель будет знать, что по результатам судебного процесса ему придется еще возмещать и расходы, связанные с рассмотренными исками, то он будет больше склонен к тому, чтобы вопрос решался без суда, через медиативные техники. Сейчас для предпринимателей наступило очень сложное время, и если еще потребители начнут подавать на них иски, то это еще больше усугубит ситуацию. Мы предлагаем предпринимателю использовать медиативные технологии, получать обратную связь, повышать свою квалификацию, быть более конкурентноспособными и решать все жалобы от потребителей без суда, через медиацию," - считает С. Романовская. Она привела в пример “серых” предпринимателей, которые продают непонятные БАД-ы, спортивное питание, употребление которых может вызывать рак. А отсутствие необходимых поправок в вопросе судебных исков ведет к тому, что против таких предпринимателей не предпринимается никаких мер, и они продолжают свою работу, наносящую ущерб здоровью потребителей. 

Наконец, последняя поправка, которую предлагает Лига Потребителей – регулирование вопроса экспертизы по поводу качества товаров и услуг. "Сейчас у нас такая ситуация, что если потребитель подает иск против предпринимателя из-за качества товаров, то он должен за свои деньги провести экспертизу. Мы предлагаем, чтобы экспертиза была сначала за счет государства, а потом, тот, кто окажется неправ, будь это потребитель или предприниматель, возместит расходы по экспертизе, " - отметила С. Романовская. По словам Светланы из-за того, что стоимость экспертизы высокая, потребители забрасывают иски и не защищают свои права до конца. Она привела в пример инцидент с блогером, которая купила кофточку за 26 тысяч тенге и хотела подать иск против российской компании, продавшей товар. Однако для передачи дела в судопроизводство надо было провести экспертизу, которая стоила 45 тысяч, поэтому блогер отказалась от иска. Председатель ОЮЛ “Лига Потребителей Казахстана” считает, что подобные ситуации приводят к тому, что потребители не могут защитить свои права через суд, а “серые” предприниматели пользуются этим, не обращая внимания на жалобы потребителей.

Внедрение поправок, предлагаемых Лигой, приведет к тому, что потребители будут лучше знать свои права, смогут защищать их через суд, а предприниматели будут больше заинтересованы в том, чтобы решать вопрос без привлечения суда, через медиативные техники.  

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -