Перейти к основному содержанию
25 Марта 2019  59

Мощный импульс «беспилотного терминала» в порту Циндао

Мощный импульс «беспилотного терминала» в порту Циндао

18 марта 2019 года, нефтяной терминал Хуандао, рудный терминал Цяньвань и улицы Хуандао в новом районе Сихайань (Западное побережье) города Циндао (Фото: «Жэньминь Жибао»)

 

В порту Циндао провинции Шаньдун расположен первый в Китае полностью автоматизированный контейнерный терминал. Автоматизация порта не только облегчает физический труд человека, но и способствует развитию страны.

На высоте более 40 метров, под углом наклона выше 60 градусов, десять с лишним часов непрерывной работы… именно так можно было описать повседневную работу Ван Яна, машиниста мостового крана в порту Циндао, только поступившего на должность машиниста несколько лет назад. 

Работая в кабине управления мостовым краном площадью менее 3 кв. м., развивая свои профессиональные навыки, испытывая скуку и одиночество, машинисты мостового крана часто задавались вопросом, когда же они, наконец, смогут работать в комфортных условиях, «хоть не спуская голову». В конце концов, на сегодняшний момент их желание воплотилось в реальность. В настоящее время в полностью автоматизированном контейнерном терминале в порту Циндао работу машинистов мостового крана выполняет удаленный контролирующий персонал. 

Войдя в полностью автоматизированный контейнерный терминал на южном берегу новой портовой зоны Цяньвань в порту Циндао, корреспондент не обнаружил в огромном терминале ни одного рабочего. Корреспондент и мастер по ремонту и техническому обслуживанию поднялись в расположенную на высоте более 60 метров кабину управления мостовым краном, с высоты которой окинули взглядом весь порт. Беспилотные электрические грузовики в порту передвигаются аккуратно, а подъемные оборудования без кабины управления функционируют в нормальном режиме в зоне складирования контейнеров. 

1

18 марта 2019 года, нефтяной терминал Хуандао, рудный терминал Цяньвань и улицы Хуандао в новом районе Сихайань (Западное побережье) города Циндао (Фото: «Жэньминь Жибао»)

В офисном здании, расположенном далеко от оперативной территории порта, мы увидели Ван Яна в чистой спецодежде. Его должностные обязанности из работы на мостовом кране при сильном ветре и солнце изменились в наблюдение за экраном в офисе. 

В настоящее время 9 человек выполняют все задания, которые раньше могли были быть исполнены усиленным трудом более 60 человек. Работники с высокой интенсивностью труда стали управляющими полностью автоматизированного контейнерного терминала.

Изменение рабочего положения отражает изменение способа производства. Оглядываясь на историю развития терминала, нетрудно заметить, что как во времена исполнения всей работы человеческим трудом, так и в период постепенной замены людей машинами, человек всегда выполнял самую сложную работу. 

Однако в настоящее время от погрузки и разгрузки до транспортировки, от штабелирования до досмотра контейнеров, все операции в автоматизированном терминале осуществляются полностью автоматически, в час в среднем обрабатывается 33,1 контейнера, что во много превышает труд работников традиционного терминала. 

Компьютерная система автоматически генерирует алгоритм, а роботы выполняют соответствующие задачи. Работа «беспилотного терминала» опирается на такие новые технологии, как интернет вещей, интеллигентное управление, управление информацией, связь и навигация, большие данные и облачные вычисления. 

Успех порта Циндао демонстрирует то, что даже терминал, часто рассматриваемый в качестве представителя традиционных отраслей производства, может «глубоко интегрировать» с новой кинетической энергией, новыми технологиями и новыми формами бизнеса. 

Во время инспекционной поездки в порт Тяньцзинь генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин четко указал на то, что для развития экономики и укрепления страны, прежде всего, следует развивать транспорт, особенно морской транспорт.  Необходимо стремиться к большему прогрессу и направлять усилия на превращение порта Тяньцзинь в умный и зеленый порт мирового класса. 

Если освобождение от физических нагрузок выступает наглядной эффективностью работы автоматизированного порта, то технологические инновации и улучшение производственной структуры имеют особое значение. 

От физической силы до интеллекта, от навыков до технологий, этот автоматизированный и беспилотный путь, а также интеллектуальное и научно-технологическое направление отвечают на неизбежный вопрос о трансформации новой и старой кинетической энергии. 

С целью создания умного порта мирового класса и придания мощного импульса высококачественному развитию экономики необходимо ускорять культивирование новой кинетической энергии, преобразовывать и обновлять старую кинетическую энергию, осуществлять революционное развитие. 

1

8 марта 2019 года в контейнерном терминале с грузовых судов погрузили и разгрузили контейнеры (Фото: «Жэньминь Жибао»)

Работа по-деловому – основа, инновации – ядро. Порт Циндао в процессе строительства полностью автоматизированного контейнерного терминала подал заявку на получение свыше 40 патентов на изобретение: от самостоятельного создания интеллектуальной системы управления производством нового поколения до первого изобретения технологии автоматической зарядки для автоматически управляемых тележек, от первой автоматической разборки и сборки контейнерной системы поворотного замка с помощью роботов до первого создания гусеничного кранового устройства «однокнопочное крепление»...

Это доказывает то, чтобы взять на себя инициативу развития, мы должны смело модернизировать, обладать способностями к инновациям, при этом не быть скованными традиционным познанием и ориентирами. К тому же, нам необходимо осуществлять смелые прорывы в своей работе, стремиться к изменениям и инновациям во всевозможных областях и аспектах. 

Недавно на Всемирном мобильном конгрессе 2019 г. в Барселоне порт Циндао по приглашению принимал участие в конференции «Первый в мире умный порт 5G». На конференции порт поделился своими технологическими приложениями, опытом строительства умного порта, а также получил широкое признание и высокую оценку со стороны участников конгресса.

Во время интервью корреспонденту газеты «Жэньминь жибао» порт Циндао посетили и немецкие эксперты в области искусственного интеллекта. Стоит отметить, что для порта Циндао подобные зарубежные технические обмены уже стали привычным явлением. 

В первую очередь бросается в глаза расположенный на выходе из лифта на операционном этаже административного здания терминала лозунг «Инновации определяют будущее», создающий у посетителей ощущение нахождения в технологической компании. 

Действительно, технологические преимущества с непрерывным технологическим циклом и инновационная концепция непрерывного развития – это попытка перехода от трудоемкой к наукоемкой модели хозяйственной деятельности. Кроме того, это непрерывное открытие и определение будущего. 

Наведение моста с применением инноваций, прокладывание пути с помощью мудрости откроют перед нами прекрасное будущее.

 

Шэн Юйлэй

 

 

“无人码头”的强劲动能

 

盛玉雷

 

 

  40多米的高空、60多度的倾角、十几个小时的连续吊装作业……对年轻的青岛港桥吊司机王阳来说,这是几年前他刚入职时再平凡不过的日常工作。不到3平方米的操控室里,低着头挥洒汗水、苦练技术,耐着心忍受枯燥、排解寂寞。“什么时候才能抬起头来干活儿?”老桥吊工人的心愿,终于在王阳和同事们身上得以实现。在如今的青岛港全自动化集装箱码头,桥吊司机不见了,取而代之的岗位叫做远程监控员。

 

  走进青岛港前湾港区南岸的全自动化集装箱码头,巨大的码头上没有一名工人。记者跟随维修师傅爬到60多米高的桥吊上纵览整个港口,无人驾驶的电动运输车行进有序,没有操控室的吊装设备在集装箱堆码区快速作业。在远离作业区的办公楼里,我们见到了穿着干净工装的王阳。他的工作内容已经从桥吊上风吹日晒,变成了办公室里面对屏幕的“水平观察”,9个人就能干传统码头60多人的工作,高强度的体力劳动者摇身一变,成了控制码头“大脑”的指挥员。

  从俯视到平视,工作姿势的变化,反映的正是生产方式的变革。回顾码头的发展历程就会发现,无论是凭借码头工人肩挑手提的“汗水经济”,还是依靠熟练技工手动操控的机械抓斗,人力始终都要承担最吃力最辛苦的工种。而如今,从岸边装卸到水平运输,从堆码提箱到闸口查验,“无人码头”的业务流程全自动化,平均作业效率达到每小时33.1自然箱,全面超越传统人工码头。计算机系统自动生成作业指令,机器人自动完成相关作业任务,“无人码头”依托的,是物联网、智能控制、信息管理、通信导航、大数据、云计算等新技术。青岛港的探索让人看到,即便是一直被视为传统行业代表的港口码头,也可以与新动能、新技术、新业态“深度融合”。

 

  在天津港考察时,习近平总书记明确指出,“经济要发展,国家要强大,交通特别是海运首先要强起来。要志在万里,努力打造世界一流的智慧港口、绿色港口”。如果说体力的解放是“无人码头”带来的直观效能,那么技术的变革、生产模式的改善对港口而言还具有特殊的意义。从体力到智力,从技巧到机巧,这条自动化、无人化道路,这种智能化科技化方向,解答的是新旧动能转换这道必答题。加快培育新动能、改造升级旧动能,实现自我革命式发展,才能打造出世界一流的智慧港口,为实现经济高质量发展注入强劲动能。

 

  实干为本,创新为要。从自主构建全新一代智能生产控制系统,到首创自动引导车自动循环充电技术;从首创机器人自动拆装集装箱扭锁系统,到首创轨道吊“一键锚定”装置……全自动化集装箱码头建设过程中,青岛港共申请了40多项发明专利。这表明,要掌握发展的主动权,就必须敢于创新、善于创新,不能被传统的认知、定位所禁锢,而需要在自己的领域中大胆突破,争取在某些领域、某些方面实现“弯道超车”“换道超车”。不久前,在西班牙巴塞罗那举行的2019世界移动通信大会上,青岛港应邀出席“全球首个5G智慧港口发布会”,分享技术应用情况,推广智慧港口建设经验,赢得全球与会代表的广泛肯定和赞赏。

 

采访过程中,遇到来自德国的人工智能专家到访,这样的对外技术交流已成为青岛港的常态。而在码头办公楼的操作层,走出电梯映入眼帘的就是“创新定义未来”的标语,让人仿佛置身于科技公司。的确,不断迭代的技术优势,持续发力的创新理念,是从劳动密集型向科技密集型的转型尝试,更是发现未来、定位未来的不懈探索。以创新架桥,用智慧铺路,未来就在眼前,就在脚下。